Юрий Беляев: «Я плохой отец, поэтому у меня три развода!»
- Юрий Викторович, читала, что самым вашим близким товарищем был гениальный Александр Кайдановский. Расскажите о нем.
- Да, Саша был моим другом. На моих глазах разворачивался его роман с Валентиной Малявиной. Потом я познакомился с Женей Симоновой, которая стала женой Саши. Хорошо знал и его первую супругу, которая осталась в Ростове…Первые дни в Москве я ночевал на тех же антресолях, на которых до меня спал Кайдановский. От Театра Вахтангова ему дали комнатку в полуподвале. Сложно сказать, кого из них Саша любил больше других. Но я точно знаю, что Малявина была роковой женщиной, ожившей Настасьей Филипповной из романа Достоевского, и смерть актера Станислава Жданько - это результат его любви к роковой Малявиной. Однажды Валя порезала вены, и Саша вместе с мужем Вали, режиссером Павлом Арсеновым, таскали ее по больницам. Не знаю, как все это терпел ее муж, но вокруг Вали происходили чудовищные страсти. Кстати, Кайдановский играл в одном спектакле с Валей в Театре Вахтангова, и это было нечто невероятное! Правда, Саша быстро ушел из этого театра и женился на Жене Симоновой. За этим браком я тоже наблюдал. И знаете, мне кажется, что для Саши любовь к женщинам не стояла на первом месте! Он был одержим живописью, в частности Ван Гогом. Не было в Москве и в Ленинграде букинистического магазина, куда бы регулярно не приходил Кайдановский за книгами про Ван Гога. Он им просто бредил.
- Этим психом?! И в чем это проявлялось?
- С утра до ночи в голове у него был один Ван Гог. Он знал про него больше, чем сам Ван Гог о себе. Если Саша за что-то брался, то уходил в тему с головой. Неистовая натура. Если Саша дрался, то дрался. Если пел, то пел…Во всем шел до конца…Он обладал исполнительской манерой игрой, которая была свойственна только ему. К сожалению, рано ушел из жизни. Причем Кайдановский сам укоротил свою жизнь, когда сбежал из больницы. Точнее, он сказал: «Я ухожу, это мое решение». Он не держался за жизнь. Когда я стал жить в том Сашином подвале, то много понял о нем.

- У вас не было квартиры?
- Не было…Когда учился в Щуке, снимал ее. После армии уже не мог жить в казарменных условиях общежития. Потом четыре года работал дворником на Арбате и жил в мастерской Саши Кайдановского.
- Но ведь актерам советская власть выделяла квартиры или, на худой конец, служебные комнаты.
- Пришел к чиновникам просить квартиру, но они сказали, что все жилье для своих артистов забрал Табаков. Олег Павлович был удивительным человеком. Для своих учеников был как папа.
Доставал им жилье, одежду - все на свете. Своих учеников воспитывал так, чтобы они занимались не только актерской профессией, но и режиссурой, управлением театров.
Добрый гений Олег Табаков
- В фильме табаковского ученика Александра Мохова «Учитель в законе» вы сыграли учителя литературы, завязавшего с уголовным прошлым. Жесткого человека со смертельным диагнозом. Александр Мохов стал хорошим режиссером?
- Сценарий был чудовищный. Переписывали его раз сто. Потом еще сериал сделали из этого фильма. Я поссорился с Александром Моховым, но потом помирился. Саша - прекрасный артист, но вряд ли он великий режиссер.
- А как вы определяет уровень артиста?
- Я знаю разницу между гениальным, талантливым, одаренным и теми, кто просто занимается этим делом. На мой взгляд, сравнивать артистов нельзя. Есть один показатель уровня - нравится или не нравится. Лично мне нравится актер Александр Мохов. Кстати, очень часто я думаю о том, что ошибся профессией, и поверьте, в моих словах нет кокетства.

- На ваш взгляд, кто в русской истории самый гениальный актер?
- Не знаю…Олег Табаков, наверное. Это артист от Бога. Он родился на свет, чтобы играть.
- Вы работали с Юрием Любимовым и наверняка многому у него научились?
- Юрий Петрович в отличие от Табакова редко помогал артистам в трудных ситуациях. Для него не существовало слова «дать». Только «взять». Но он - мой учитель и научил меня всему, что я умею. Юрий Петрович говорил, что «нужно заниматься своим телом, формой», и я это делаю. Правда, сейчас я не доволен своей формой и тем, как я выгляжу.
Любимая жена
- Я бы так не сказала, Юрий Викторович! Ну да ладно. В спектакле «Не торопитесь прощаться» вы играете со своей женой Татьяной Абрамовой. И великолепно танцуете танго…
- Аргентинское танго - целая философия, которая очень сильно помогает мне в общении с людьми. Однажды поймал себя на мысли, что не умею общаться, не умею слушать и слышать, и мне надо этому научиться. Ехал в поезде с одной актрисой, и она рассказала о том, что занимается аргентинским танго с учителем. Я взял контакт учителя и стал изучать этот танец. Аргентинское танго - это как боевая разведка, только без войны. Признаюсь, я очень хотел научиться общению ради своих детей. В каждые выходные я с ними встречался (мой агент прописал в договоре, что по выходным я не работаю), но у нас возникли трудности. Аргентинское танго помогло мне и наладить с ними контакт и вскоре завоевать Татьяну.
- Почему ваши браки да нее заканчивались разводом?
- По разным причинам. Но главная в том, что я - очень плохой отец. Если бы был хорошим, ни один бы мой брак не распался.
- У Татьяны Абрамовой двое детей от первого брака. Как с ними уживаетесь?
- Об этом надо спросить детей. Когда мы с Таней познакомились, с ней рядом был сын Саша. Он воспринял меня как чужого человека, который вторгся на его территорию (это было на пляже), но потом принял меня. Я не воспитывал детей Тани. Из меня - плохой воспитатель. Таня сама растила своих детей.

- Где вы познакомились?
- На фестивале «Киношок» в Анапе. Я собирался на церемонию открытия, надел свой единственный костюм - немецкий, который мне подарил товарищ. Пошел сильный дождь. Когда я заходил в автобус, увидел рыжие кудрявые волосы молодой женщины, которую не знал, и оцепенел. Было понятно, что кудряшки - это не завивка, а природа. Промок сильно, и мой галстук превратился в нечто жалкое…Поехал переодеваться. Нам дали машину, и рядом были девушки, среди которых Таня. Когда мы приехали в наш дом отдыха, где жили гости фестиваля, то решили на церемонию не возвращаться. Я пригласил Таню в ресторанчик, она согласилась. Не отказалась и от самогона, который там продавался…Она вся промокла, и надо было согреться. Потом мы пошли на банкет, где сидели рядом с Таней, и дальше ничего не помню… Наутро я увидел на пляже Таню с маленьким сыном и с няней. Подошел к ним, и с тех пор мы вместе.
- Разница в возрасте вас не смущала?
- Меня - нет. А Таню наверняка да… Я не люблю высокопарных слов про любовь и счастье, но с Таней мне очень интересно. Мы много путешествуем по стране, много читаем, занимаемся садом. До встречи с Таней я 10 лет жил один и понял, что все-таки хочу семью. Хотя иногда все же нуждаюсь в дозированном одиночестве.
P.S. Уже после нашей беседы я позвонила Татьяне Абрамовой и попросила ответить только на один вопрос: «Какой же на самом деле отец Юрий Викторович?»
- Юра - очень добрый и мягкий человек. - не задумываясь ответила она. - Воспитание детей - сложное дело и не каждому по плечу. Необходим контроль и порой очень жесткий. Юра не может наказывать и контролировать. Я придерживаюсь тактики воспитания кнута и пряника, тогда как мой муж кнут не приемлет. Юра очень любит маленьких детей, и когда Саша был маленький, он его обожал!
К вашему сведению
- Татьяна - четвертая жена Беляева. От второй супруги у него 44-летняя дочь Ольга, от третьей - 27-летний сын Александр
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов

