22 августа в Минске после тяжелой болезни в возрасте 78 лет ушел из жизни исполнитель «За Дунаем», «Колодец, колодец, дай воды напиться», «Фантазер, ты меня называла» и других любимых многими песен - народный артист Белоруссии и заслуженный артист России Ярослав Евдокимов.
В последний путь его проводили скромно, без должных при его званиях почестей. Проститься в ритуальный зал на улице Ольшевского и на кладбище «Лесное» пришли только родственники и несколько десятков поклонников. Из официальных лиц и знаменитых коллег по сцене на похоронах никто не появился.
- Меня с Евдокимовым познакомила в конце 70-х моя коллега по телевидению Татьяна Коршилова, которая снимала его в своей программе «С песней по жизни», - рассказала «Экспресс газете» давняя подруга певца - создательница легендарных телепрограмм «Шире круг» и «Споемте, друзья!» Ольга Молчанова. - Он тогда выступал в составе Ансамбля песни и пляски Белорусского военного округа и был одет в эффектный белый китель.
Я просто ослепла от его красоты. Нет-нет, не подумайте, никаких романтических историй у меня с ним не было. При всей своей ослепительной красоте Ярослав был тогда совершенно деревянный. Как он сам о себе в шутку говорил, «чуть дебиловат». А мне такие мужчины не нравились.
След цивилизации читался на нем не очень отчетливо. Как будто его только что привезли из деревни, приодели и выпустили на сцену. При этом пел он великолепно. И я с удовольствием приглашала его к себе в «Шире круг». Даже пыталась сделать его ведущим. Позвала ему в пару актрису Нину Маслову - Марфу Васильевну из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Но из этой затеи ничего путного не получилось.
«Это же надо было додуматься меня с моим косноязычием взять в ведущие! - смеялся много лет спустя Евдокимов у Малахова. - Уже на репетиции все со мной замучились. Операторы переглядывались и недоумевали: «Откуда Молчанова этого «Левитана» выкопала?» А как певец, Ярослав снимался в моей программе с большим успехом и даже стал ее своеобразным талисманом. «Если будет «Шире круг», значит, будет Евдокимов», - шутил кто-то из ведущих.
В поисках счастья
- Последняя жена Евдокимова Ира Крапивницкая, кстати, в молодости тоже снималась у меня в «Шире круг». Она тогда еще не была его женой и танцевала в белорусском самодеятельном коллективе «Чаровницы». В конце 80-х ее пригласили на какие-то съемки с участием Ярослава. Там он с ней и познакомился.
Всего у него было три брака. Первый раз Евдокимов женился после службы в армии на своей односельчанке. У них был такой военно-полевой роман. Прожил он с первой женой совсем недолго и уехал от нее в Днепропетровск. Уже после их расставания она родила от него сына. Ярослав впервые увидел его спустя 40 с лишним лет на малаховской программе и, по-моему, так и не признал.
В Днепропетровске он сошелся со своей будущей второй женой и переехал вместе с ней на ее родину - в Белоруссию. У них родилась дочка. Но и этот брак распался, когда Евдокимов приобрел всесоюзную известность и стал часто уезжать на съемки и выступления в Москву.
А потом в его жизни появилась Ира, и с ней он уже не расставался до самой смерти. После распада СССР Ярослав жил попеременно то в Белоруссии, то в России.
В Минске у него была очень хорошая большая квартира в правительственном доме. Судя по всему, она досталась ему еще от руководителя белорусской компартии Петра Машерова, которому нравились его военные песни. Потом он отдал эту квартиру дочке. А сам перебрался вместе с Ирой в загородный дом.
С некоторых пор в Минск Евдокимов приезжал редко и без особой охоты. Появлялся там в основном, когда у Иры болела мама и нужно было ей помогать. А все остальное время проводил в Москве или в Черногории, где у него тоже имелась недвижимость.
Рак забрал волосы и голос
- Полтора года назад у Евдокимова диагностировали онкологию. Потом удалили ему почти целиком одно легкое. Пытались лечить химиотерапией. Я об этом долгое время ничего не знала. Он тщательно это скрывал. Признался мне только после того, как я пожаловалась ему на свои проблемы со здоровьем.
Начал рассказывать, какой противной и мучительной была для него «химия». И почему-то все время повторял, что напрасно сделал операцию. «Если у тебя что-то найдут, ни в коем случае не соглашайся ни на какие операции! - говорил он мне. - Лучше оставь все как есть!»
Не могу сказать, что настроение у него было радостным. Тем не менее разговаривал Ярослав довольно бодро и производил впечатление человека, который освободился от какого-то тяжелого груза. Планировал продолжать концертную деятельность.
Так как из-за «химии» у него выпали волосы, просил меня найти мастера, который сделал бы ему парик. «Спроси у Малахова! - подсказал он. - У него очень хорошие парики».
«А что у тебя с голосом?» - спросила я. Мне показалось, что у него пропали низкие регистры и голос стал слишком высоким. «Это тоже последствия «химии», - объяснил мне Ярослав. - Постепенно все вернется в прежнее состояние».
Скорбные вести
- Не успела я порадоваться, что болезнь у него отступила, как мне позвонила Ира и совершенно трагическим голосом сообщила: «Мы ездили отдыхать в Италию. После этого состояние Ярослава снова ухудшилось. У него пошли метастазы по всему телу. Сейчас он лежит в реанимации. Ему очень плохо. Вы даже не представляете, Ольга Борисовна, какой это ужас!»
А буквально через неделю снова раздался звонок от Иры. «Ярослав умер», - кричала в трубку она. Я была совершенно ошеломлена, как будто меня кипятком ошпарили. Не могла поверить, что все произошло так быстро.
Через два дня не стало еще одного моего давнего друга - режиссера Валеры Ускова. Мы оба родом из Свердловска. В молодости он даже за мной ухаживал. А его троюродный брат Володя Краснопольский женился на моей близкой подруге. И вот уже никого нет в живых.
Источник фото: Кадр канала «Россия 1»,Архив «ЭГ»,Соцсети,Личный архив,Viktor Chernov / Russian Look / Global Look Press