Анастасия Немоляева: «Тодоровский был трогательным, любил прижиматься и щупать»

Цутому Исидзима
С мужем Вениамином Скальником, который в своем японском паспорте записан как Цутому Исидзима
Племянница Светланы Немоляевой, тоже ставшая актрисой Настя Немоляева, ворвалась в советское кино в юном возрасте и сыграла одну за другой две яркие роли. В «Курьере» Карена Шахназарова - профессорскую дочку Катю, подругу молодого бунтаря Ивана. А в «Интердевочке» Петра Тодоровского - бедную медсестру, которая по примеру подруги Тани Зайцевой становится валютной проституткой.

Недавно, после 20-летнего перерыва, Анастасия вернулась к актерской карьере. А в свободное время продолжает создавать дизайн интерьеров, заниматься живописью и расписывать мебель.

- Анастасия, вы очень высокая. А вот тетя у вас маленькая, а папа-кинооператор, который снял «Обыкновенное чудо», «Покровские ворота» и «Курьер», среднего роста.

- У меня в детстве был перелом позвоночника, и меня вытянули на 15 см. До сих пор проблемы со спиной, грыжа. Как-то раз я начала чувствовать, что руки немеют. Одна - горячая, другая холодная. Когда я за рулем, одной рукой нормально управляю, а второй почти не могу двигать.

-А со своей знаменитой тетей общаетесь?

- Конечно. Света - наше все. Несмотря на свой возраст, она очень кокетливая, игривая, легкая.

- Уж не по блату ли вы получили главную роль в «Курьере»?

- Мой папа этот фильм снимал. Но по блату невозможно было попасть. Режиссер картины Карен Шахназаров такой человек, который по блату ни за что и никого не брал. А потом, понимаете, у меня папа снял больше ста фильмов, чего же я в другие фильмы по блату не попала?.. Недавно увидела фотографию проб на роль Кати с редкими красавицами Олей Кабо, Аленой Хмельницкой. Не знаю, почему Карен Георгиевич остановил свой выбор на мне. Может, потому что я знала исполнителя главной роли Федора Дунаевского, и нам легче было играть отношения? Федька давно хочет снять продолжение «Курьера», все ходил с этим к Шахназарову. Но ничего не вышло. Хотя Карен Георгиевич сказал: «Делай, я здесь при чем?»

«Курьер
В фильме «Курьер» с Федором Дунаевским 

- А как Петр Тодоровский выбирал актрис на роли валютных проституток в «Интердевочке»?

- После «Курьера» я была, что называется, нарасхват. Должна была сниматься у Марлена Хуциева в «Бесконечности», но начало съемок затянулось. Позвонили от Петра Тодоровского, пригласили на смотрины, и режиссер мне сказал: «Ты мне очень нравишься, но ты такая невинная». Отправил меня на яркий грим. А гримеры привезли из Швеции косметику, ногти, крема, и сделали из меня такую…  Метаморфоза моей внешности и сразила Петра Ефимовича. А Марлен Мартынович очень сильно на меня обиделся и заставил сделать выбор: или он, или Тодоровский. Я выбрала Петра Ефимовича. Знаю, что Хуциев и Тодоровский были друзьями, вместе работали, и вдруг такая обида…

- А как снимали яркую сцену с путанами в СИЗО?

- Петр Ефимович просил меня смотреть с интересом на двор, где героиня Любови Полищук метет улицу. «На что там смотреть?» - удивилась я. «На Любины сиськи», - отрезал Тодоровский. А я ответила: «Может, вам интересны сиськи Полищук, а мне они совсем неинтересны». Впрочем, я знала, что даже эту пикантную тему Тодоровский раскроет деликатно. Он был не способен сделать что-то мерзопакостное. К нему не прилипала грязь. А мы, кстати, называли его трогательным. За то, что любил нас трогать, прижиматься, щупать…Подойдет к каждой молодой девушке и все потрогает.

«Елена
Елена Яковлева, Петр Тодоровский и кинооператор Валерий Шувалов на съемках «Интердевочки» 

- Тодоровский рассказывал о том, что к нему на «Мосфильм» приходили настоящие путаны и погружали его в тему.

- Мой муж Вениамин Скальник в одно время работал переводчиком и сопровождал приезжающих в Россию японцев в разные места. Они любили ходить и в так называемые публичные дома. Веня вспоминал, что там были очень разные женщины - и школьные учительницы в очках, и толстые продавщицы.

- Как роль Ляльки повлияла на вашу судьбу?

- Лялька - моя вторая визитная карточка, после «Курьера». Мы ездили с картиной по всему миру. Первую машину, «Оку», я купила на гонорар от выступлений в Абхазии. А Таня Агафонова купила квартиру за чес по городам России с этой картиной. Жаль, что после «Интердевочки» наступили тяжелые времена для нашего кинематографа. Я не могла узнать «Мосфильм» в 90-е годы, - разрушенный, пустой.

От сцены к кисти и обратно

- Вы - сильная женщина?

- Нет. Я как плющ, которому всегда нужна опора.

- Почему перестали сниматься и стали заниматься дизайном и росписью мебели?

- Работала в театре «На Малой Бронной» под руководством Сергея Женовача, и у меня появилось много свободного времени. Вот и занялась росписью. Однажды моя подруга-искусствовед предложила сделать выставку. И пошло-поехало … Потом наша труппа рассыпалась, как горох, и я окончательно погрузилась в роспись мебели. Мне стали давать заказы состоятельные люди. Мы создали цех столярного производства. Когда мне звонили с предложением ролей, я даже их не рассматривала - так много было заказов. Росписью занималась вплоть до ковида. Затем наш цех распался. И мой муж заявил, что не хочет больше заниматься мебелью, а хочет заниматься театром. Он - режиссер по образованию, выпускник «Мастерской Петра Фоменко». Мы создали свой камерный «Скальник Театр» и выпускаем премьеры. Вот сейчас выпустили «Дикую утку» по Ибсену.

«Старый Новый год»
Юная Настя с Вячеславом Невинным в грустной комедии «Старый Новый год» 

- Как познакомились с мужем?

- На съемках японо-франко-российского фильма «Сны о России», где он был переводчиком. Снимали в основном японцы. Съемочная группа приехала в Россию, чтобы найти главную героиню - полуяпонку, которая влюбилась в калеку японца. Я играла без грима, в русских костюмах и говорила только на японском языке. Наша любовь с Веней - стремительная история. Романа с ухаживаниями и цветами не было. Он подошел ко мне и на чистом русском спросил: «Здравствуйте, можно с вами познакомиться?» Я даже сначала не поняла, как это японец говорит на русском. После съемок мы пошли в гостиницу, где он жил. Выпили «Бейлиса», в холле встретили его папу - тоже переводчика и копию Вахтанга Кикабидзе. Потом погуляли по Невскому проспекту. А утром в Москве с поезда меня встретил мой папа - оператор Николай Немоляев, и сказал: «Звонил какой-то молодой человек, интересовался, доехала ты или нет».

- Кто главный в вашей семье?

- Веня делает так, как хочет, несмотря на наши споры. Значит, глава - он. Но я много занималась воспитанием детей. Каждые семь лет я рожала ребенка, и теперь у нас три дочери - Евдокия, София и Ефросинья.

«Немоляева»
Уникальный бизнес Немоляевой накрылся во время ковида 

- Можно ли совмещать семью с карьерой?

- Очень многое зависит от времени, в котором мы живем. Вот наша средняя дочь - умница, с отличным образованием, все бросила и стала путешествовать по миру. Живет на три копейки и говорит: «Счастье - не в деньгах». Хотя деньги дают свободу и возможности.

- В чем особенность японского мужа?

- Веня ходит в японской одежде и, если на даче, в деревянных «копытцах». И всем видом показывает: «В огород я не пойду». В Японии он ходил в русские ясли, в русскую школу, и в русский институт. У Вени - большое чувство юмора, тогда как у многих других японцев с юмором туго. Про наш брак муж шутит: «Прожили старик со старухой 30 лет и три года». Пошел уже 34-й год. Мне с ним до сих пор интересно, даже молчать вдвоем. Мы уже мало разговариваем - все темы исчерпаны.




*Организация запрещена на территории РФ

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов