Татарский жених Евгении Медведевой станцевал под баян

Ильдар Гайнутдинов

Когда-то в незапамятные времена Борис Моисеев хвастался, что может станцевать все что угодно, в том числе как женщина рожает. Высказывание вспомнилось в связи с необычной музыкальной премьерой в Малом театре, где станцевали… рассказ.

Небольшое, на страничку, произведение Алексея Толстого «Русский характер» было написано в 1944 году. Главный герой - танкист Егор Дремов. Во время сражения на Курской дуге он обгорел до неузнаваемости и принял решение не травмировать родителей своим внешним видом. Навестив родных людей, Дремов сказал, что он - сослуживец Егора. И тем не менее родители узнали его, а любимая девушка, красавица Катерина, не отвернулась и приняла таким, как есть.

- Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда - и поднимается в нем великая сила - человеческая красота, - этими словами Толстой заканчивает свое произведение.

Сложнейшую партию Егора исполнял самый известный танцовщик страны Ильдар Гайнутдинов, которого знает вся страна по шоу «Звездные танцы на ТНТ» и роману с фигуристкой Евгенией Медведевой.

Ильдар и Евгения 

Вместе с Гайнутдиновым все время на сцене присутствовал композитор и баянист Айдар Гайнуллин. Именно он написал музыку к балету и выступал как солист партии баяна в сопровождении хора и камерного оркестра.

Партия была виртуозной, с обилием необычных приемов. В некоторых местах баян вообще становился главным действующим лицом балета: вздыхал, охал и дышал, как человек.

- Благодаря этому балету мы войдем в историю! - уверял Гайнуллин, видимо, имея в виду, что балет под баян - это что-то абсолютно новаторское.

Но критики и театроведы встретили это известие с долей скепсиса. Многие отметили, что звучащее со сцены очень напоминало сочинения Карла Орфа и Астора Пьяццоллы, поэтому «Русский характер» получился с немного аргентинским акцентом.

Критики в день премьеры вообще были сильно злющие и в кулуарах делились обидой на Большой театр, который к концу сентября «не соизволил» вывесить афишу. Дожидаясь начала показа, многие выражали вслух опасение, что из представления получится что-то вроде балета «Время вперед», поставленного десять лет назад в Казахстане. Постановка прогремела тем, что на сцену выходил сам Владимир Ильич и танцевал с бревном.

Сцена из спектакля 

Видимо, примерно того же опасался и сам хореограф Павел Глухов. По его словам, история об отношениях людей в годы войны - не только актуальная, но и «опасная»: над создателями перманентно витал риск впасть в плакатность.

Тьфу-тьфу, обошлось. В целом получилось очень достойно. И даже обида на Большой не помешала злюкам разглядеть потрясающую работу балерины Екатерины Крысановой, которая исполняла роль матери главного героя. Если в оригинале Толстого мать была тихой старушкой, то Екатерина создала образ сильной, волевой женщины, способной направить и вразумить сына.