«Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»… - советская классика о любви, которую мы смотрим снова и снова. И не надоедает же.
С позиции современных реалий некоторые повороты сюжета кинохитов СССР выглядят странно. И к отношениям героев есть вопросы. Еще интересно предположить, как бы все складывалось, живи они в наше время. Пересмотрели знакомые картины с психологом Ией Ким.
«Москва слезам не верит»: когда тайное становится явным
- Год создания: 1979.
- В главных ролях: Вера Алентова, Алексей Баталов.
- Отношения, которые начинаются с секретов, вряд ли имеют шанс на благополучное продолжение. Катя Тихомирова вынуждена скрывать свою должность, боясь задеть самолюбие нового знакомого, к которому неравнодушна. К тому же Гоша, он же Гога - просто идеальный мужчина - особенно с позиций конца 1970-х - начала 1980-х, когда был снят фильм. Рукастый, с профессией, зарплата нормальная. Пьет только по праздникам. Уверенный в себе - разрулит любую проблему. И решение предпочитает принимать единолично, на том основании, что он мужчина.
Все бы хорошо, но Катя панически боится, что Гоша узнает, кто она есть на самом деле. И не зря: когда правда вскрылась, Георгий ушел в запой и скрылся с горизонта.
Современные девушки, подозреваю, назвали бы типаж Гоши абьюзером и задали бы резонный вопрос: зачем Катя вообще его «подобрала». С другой стороны, сегодня полно мужчин, которые не видят ничего зазорного в том, чтобы зарабатывать меньше партнерши и занимать более низкую социальную ступень. Особенно если женщина не ставит им это в упрек и дома из строгого руководителя превращается в мягкую кошечку. В случае Екатерины - Георгия продолжение отношений возможно только при таком раскладе. Но, зная характер Кати, вряд ли это реально.
«Служебный роман»: жалость вместо любви
- Год создания: 1977.
- В главных ролях: Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков.
- Актуальный сюжет: полно «Новосельцевых», которые с удовольствием закрутили бы роман ради продвижения по службе. И если главного героя эта ситуация угнетает, то современные карьеристы сочли бы такой поворот удачным и вряд ли бы это скрывали.
Что касается отношений главных героев. С одной стороны, идеальный расклад: сильная женщина и мужчина, который готов подчиняться. К тому же он понимает, что подобная связь обеспечивает ему материальное благополучие, а у него дети - мальчик и… мальчик. Он даже согласится быть на содержании. При этом Анатолий Ефремович не так прост, как кажется. Мы не знаем, почему от него ушла первая жена. Вряд ли в таких ситуациях в семье виноват кто-то один.
С другой стороны, к Людмиле Прокофьевне Анатолий испытывает прежде всего жалость. Но на этом долгие отношения не построить. К тому же как только Калугина начнет руководит процессом и в семье, а она начнет, Анатолию может стать душно. Скандалить он вряд ли решится, но будет искать способы отстраниться, уйти в себя. Бытовые заботы, очевидно, возлягут на него. Союз сохранится, если он готов к этому.
Служебные романы - явление не новое, но не случайно многие современные корпорации прописывают в договорах запрет любовных отношений между сотрудниками. Делается это, чтобы пресечь распространение сплетен, исключить обвинения в фаворитизме, не допустить раскола коллектива, когда, например, при расставании пары окружающие тоже невольно вовлекаются в конфликт. Но особенно важно не дать утечь ценной информации, которую влюбленные могут доверить друг другу, забыв об осторожности.
«Любовь и голуби»: в поисках приключений
- Год создания: 1984.
- В главных ролях: Нина Дорошина, Александр Михайлов.
- Раиса Захаровна для Васи Кузякина - воплощение незнакомого, яркого. Недоступная дива. Которая оказалась не такой уж недоступной. Но на контрасте с Надеждой, которую он знал как облупленную - очень притягательная.
Раиса же глубоко одинока и несчастна. Вася в общем-то ей и не нужен. Она приютила его в дополнение к своему одиночеству. Ничего в ее жизни не поменялось, когда Кузякин переехал к ней. Она сажает его на ЗОЖ-рацион, от которого его воротит, хотя в здоровых отношениях люди ищут компромисс и не навязывают свои привычки.
Самое интересное - этот опыт не станет для Васи уроком. За измену ему ничего от жены не было - пошумела и успокоилась. Еще и тайком бегает к нему на свидания. Не исключаю, Василий снова загуляет, и опять будет принят в лоно семьи. Потому что такими мужиками не разбрасываются.
Но в нынешних реалиях подобное вряд ли сошло бы ему с рук. Особенно в относительно молодой среде. Люди острее переживает любую форму негатива в свой адрес. А измена - тоже негатив. И такой брак, скорее всего, рухнул бы.
«Ирония судьбы, или С легким паром»: на трезвую голову
- Год создания: 1975.
- В главных ролях: Барбара Брыльска, Андрей Мягков.
- По сюжету Надя собирается замуж за Ипполита. И пусть бы выходила - если нацелена на стабильную жизнь и думает о будущем возможных детей. Очевидно, она в хорошем смысле стерва. Знает себе цену, и материальные блага играют для нее не последнюю роль. Ипполит способен их обеспечить. Дарит Наденьке новомодные духи Climat от Lancome - царский подарок по тем временам.
Надежда была готова вступить в брак по расчету. Если он основан на взаимном уважении, может оказаться крепким и удобным для обоих супругов. Я бы посоветовала Гале - брошенной Женей Лукашиным невесте - раздобыть телефон Ипполита и постараться завязать с ним отношения. А о Жене забыть. Он дошел почти до женитьбы, но под наплывом чувств к Наде отказался от Гали. Однако в крепкий брак Шевелевой и Лукашина тоже не верится. Все, что делается на эмоциях, ненадежно. В таких ситуациях стоит брать паузу, чтобы остудить голову и не совершать необдуманных поступков.
«Девчата»: игра в одни ворота
- Год создания: 1961.
- В главных ролях: Надежда Румянцева, Николай Рыбников.
- Бригадир лесорубов Илья Ковригин, имеющий успех у дам, добивается повариху Тосю Кислицыну, которая не похожа на других, и этим ему интересна. Сама Тося без ума от Ковригина, но упорно это скрывает. Однако когда бастион падет, Илья, скорее всего, к бойкой поварихе быстро охладеет. Потому что больше всего на свете он любит себя. Такой типаж.
Тося же уверена: раз он ее выбрал, значит, испытывает к ней сильные чувства. Она вообще готова любить за двоих. Это яркий пример деструктивных отношений. Высок риск, что Ковригин быстро заскучает в браке и в поисках новых впечатлений начнет погуливать. Сможет ли Тося на это закрыть глаза? Скорее, нет, она не робкого десятка, терпеть не станет. Наш лесоруб имеет шанс задержаться в браке, если ему дадут свободу действий и не станут душить навязчивой любовью.
«Три тополя на Плющихе»: два билета на один сеанс
- Год создания: 1961.
- В главных ролях: Татьяна Доронина, Олег Ефремов.
- Очевидно, главная причина, по которой Нюра хотела пойти на свидание с малознакомым таксистом, - попытка вырваться из-под власти деспотичного супруга. Женщине хочется нежности, тепла, романтики, чего дома она не видит. Зря не поддалась искушению, - они же с таксистом просто в кино собрались. Остались бы приятные воспоминания. Большее эти люди вряд ли себе позволили. И Нюра вскоре отправилась бы с подарками домой. Хотя многие наши современницы на ее месте, не исключаю, после кино без душевных терзаний провели бы с новым кавалером ночь. А главное - при малейшей возможности ушли бы от благоверного-тирана, прихватив детей. Причем необязательно к кому-то.
Сегодня женщины не боятся жить без мужчины, потому что достаточно социально защищены и на них не давит общественное мнение. Что касается интима, наблюдала интересную тенденцию в Южной Корее, например, где не раз бывала. Там отношения начинают с секса, причем сторонниками такой линии поведения чаще выступают женщины. Делают это, чтобы сразу понять, подходит тебе человек физически или нет. Никого не осуждают за постель на первом свидании.
«Вокзал для двоих»: эффект случайного попутчика
- Год создания: 1982.
- В главных ролях: Людмила Гурченко, Олег Басилашвили.
- Возможно, у Платона Рябинина и официантки Веры завяжутся долгосрочные отношения. Хотя сюжет их знакомства больше напоминает курортный роман. Встретились, поговорили и должны, как обычно, разойтись как в море корабли. Таких случайных знакомых у работницы привокзального ресторана масса. Герой Михалкова постоянно подкатывает. Но Платон волею случая задерживается на станции. И рассказывает свою историю, впечатлив Веру благородным поступком: взял на себя вину жены. Навертев котлет, Вера отправляется на зону… Возможно, это и не любовь, но в ее жизни появляется смысл. И развлечение - раньше она вряд ли куда-то выезжала.
Когда герой Олега Басилашвили отсидит срок, он, не исключено, снимет с себя обязательства перед женой - разведется, дабы вступить в новый брак. И останется с Верой - возможно, без великой любви, но из благодарности.