В русской музыкальной истории есть удивительная связь поколений.
Михаил Высотский - так звали гениального гитариста XIX века, который научил играть на инструменте поэта Лермонтова. Сыновья музыканта знали, что их настоящая фамилия Высоцкие, и не подозревали, что через много лет по самоучителю их отца будет осваивать семиструнку другой великий - бард и поэт Владимир Высоцкий. А теперь стало известно, что в Гнесинке будут проводить Всероссийский фестиваль семиструнных гитаристов имени Михаила Высотского.
Миша - современник Пушкина (старше поэта на восемь лет) и человек уникальной судьбы. Высотский родился крепостным, но с барином ему повезло: им оказался поэт Михаил Херасков.
В этот момент на ум приходит диалог Костика с Велюровым из кинофильма «Покровские ворота»:
- А это, простите, какой-то Херасков!
- Костик, только не ругайтесь.
Фамилия у Хераскова, конечно, не отличалась благозвучием, но человеком он был прогрессивным. Писал очень неплохие стихи, а называли его последним русским классицистом. Фанател от картошки и один из немногих выращивал ее в своем имении не для красоты, а для еды. Но главное - Херасков был одержим идеями просвещения и обожал всех учить.
Однажды барин заметил, что крепостной мальчишка Мишка бегает в господский дом, чтобы потренькать на хозяйской гитарке. Другой бы разозлился и выпорол негодника, а Херасков сделал по-другому. Он нанял Мише лучших педагогов-музыкантов, чтобы те научили его не тренькать, а хорошо играть.
Миша считал, что лучше бы наказал и всыпал как следует. Потому что наставники мучили его до тошноты и рвоты. Но результат не заставил себя ждать. Мальчик стал выдающимся музыкантом, лучшим в стране. А добрый барин дал ему не только образование, но и вольную.
Высотский жил не тужил, давал концерты и дорогие частные уроки вип-персонам. В числе его учеников был сам Михаил Юрьевич Лермонтов. Он даже посвятил стихотворение «Звуки» своему учителю.
А когда в Москву приехал известный заморский гитарист Фернандо Сор, Михаил вызвал его на музыкальный батл, в котором европеец проиграл... Рассказывают, что в сердцах Фернандо даже разбил свою гитару, но потом подружился с коллегой.
Судьба Высотского повторяет участь многих гениев. Он шел домой нетрезвым, упал в яму, не смог выбраться и умер. Причем, по легенде, произошло это, когда наш выдающийся музыкант узнал о смерти Пушкина и с горя провел ночь в кабаке...
- К сожалению, мы плохо помним имена своих выдающихся мастеров, - говорит гитаристка Мария Никулина. - Джулиани, Сора, Каркасси знают многие, а вот нашего Михаила Тимофеевича Высотского - единицы...
Идея организовать большой конкурс и назвать его именем нашего музыканта пришла к руководству Гнесинки после необычного мероприятия. На днях здесь прошел первый, исторический концерт, на котором выступали только семиструнники. Успех был так велик, что начальники решили продолжить хорошее дело.
- Семиструнная гитара - это наш традиционный русский инструмент, который был несправедливо забыт. Его надо поднимать, восстанавливать, - говорит Никулина.
Когда автор этих строк только начинала осваивать гитару и попросила педагога обучить семиструнке, он лишь рассмеялся в ответ:
- На ней только деды старые на завалинках играют. Зачем тебе это нужно?
А теперь все чудесно повернулось. Народные традиции снова в моде, и русские инструменты опять на слуху.
Из книги Ольги Шилиной «Владимир Высоцкий и музыка»:
Перед своим 17-летием Владимир Высоцкий обратился к матери с вопросом:
«- Ты все равно подарок мне будешь искать?
- Да, я хотела купить тебе фотоаппарат...
- Нет, ни в коем случае. Я фотографировать не буду, потому что не могу сидеть и корпеть - проявлять, закреплять... Не трать деньги зря - лучше купи мне гитару.
И я купила ему гитару и самоучитель Михаила Высоцкого...»
Источник фото: Alexandr Graschenkov / Russian Look / Global Look Press