Жуткие тайны фильма «Август», туманное прошлое и проклятие Богомолова

Никита Кологривый (справа) в роли старшего лейтенанта Евгения Таманцева

Прямо перед смертью Роман Мадянов сыграл роковую роль в экранизации книги скандального Богомолова.

Знаменитая цитата Чехова гласит: «Если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить». Принцип, что все детали в художественном произведении должны работать на главную идею, был непререкаем. Но что будет, если его нарушить? А будет новый фильм «Август», который сейчас называют лидером проката.

Несмотря на празднование в этом году 80-летия Победы, большой экран не порадовал большим количеством военных фильмов. Крупных проектов всего два: это «В списках не значился» по повести Бориса Васильева и «Август» по мотивам романа Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого» («Момент истины»).

Эта книга во многом необычна. Прежде всего потому, что автор впервые в истории рассказал о работе контрразведчиков. Богомолов создал первых супергероев в русской литературе - сотрудников СМЕРШ. Капитан Алехин читал людей как открытую книгу: за секунды анализировал информацию и вычислял диверсантов, маскируясь под недалекого проверяющего. Старлей Таманцев поражал физическими навыками: уворачивался от пуль и метко стрелял на бегу с двух рук.

Писатель Богомолов был непростым человеком 

История с экранизациями многострадальна. Уже в 1975 году, сразу после выхода романа в журнале «Новый мир», за ее киноверсию взялся литовский гений Витаутас Жалакявичюс. Фильм был почти готов, однако руководство «Мосфильма» приняло решение прекратить съемки и уничтожить все материалы. Виной тому стали споры режиссера с автором книги Богомоловым, слывшим фантастически конфликтным человеком.

Как вспоминал Сергей Шакуров, игравший капитана Алехина, писатель был одержим манией контроля. Он диктовал, как должны выглядеть герои, звучать реплики, вмешивался во все, вплоть до расстановки актеров на площадке.

Режиссер страшно бесился, а склочный прозаик писал доносы в ЦК и в прокуратуру. В итоге Богомолов подал на киностудию в суд, а одновременно с этим трагически погиб любимец Жалакявичюса и его «талисман» актер Бронюс Бабкаускас, игравший капитана Егорова. Обстоятельства смерти литовца долго не раскрывались. Лишь недавно просочилась информация, что Бронюс покончил с собой после перелома позвоночника, полученного то ли на съемках, то ли на рыбалке - в перерыве.

- Вы своими руками похоронили гениальное кино, - так говорили Богомолову люди, видевшие отснятый материал. А Шакуров до сих пор считает роль Алехина своей лучшей работой.

Влад Галкин в роли Таманцева 

Драма двух творцов

Белорусскому режиссеру Михаилу Пташуку в 2000 году повезло чуть больше. Ему, по крайней мере, удалось завершить работу и даже увидеть успех своей ленты «В августе 44-го…». Нет, 75-летний писатель по-прежнему не унимался. Но и Пташук, сам прошедший военную школу и имевший связи в Министерстве обороны, оказался не лыком шит. На съемки Богомолова категорически не впускал. Тот звонил, скандалил, вмешивался через продюсеров. Но в итоге сдался. Вернее, пошел на компромисс.

- Сценарий я писал вместе с Богомоловым. Это было нелегко! - признавался Пташук.

Актеры, среди которых были Евгений Миронов и Владислав Галкин, жаловались, что из-за Богомолова кинопроцесс тормозился. Режиссеру приходилось согласовывать с автором каждую правку. В итоге фильм получился максимально близким к первоисточнику. Герои даже говорили теми же фразами, что были в книге.

Критики поругивались, что снятое под диктовку кино потеряло живое дыхание. Однако лента «В августе 44-го…» стала прорывом. А финальная сцена проверки документов у пособников фашистов вошла во все учебники кинематографии как шедевр.

Тем не менее писатель резко раскритиковал фильм и, поссорившись с режиссером, убрал свою фамилию из титров. О проклятии Богомолова заговорили уже спустя несколько месяцев. Режиссер Михаил Пташук погиб в автокатастрофе по пути на награждение своего творения премией «Ника».

Мадянов сыграл генерала Егорова 

Правда или миф?

Нынешний фильм Богомолов не застал (что-то подсказывает, что не порадовался бы). Но и тут без смерти не обошлось. «Август» стал последней работой Романа Мадянова. Актер сыграл ту же роль, что и сломавший позвоночник Бабкаускас в первой экранизации, а вскоре умер от рака.

«Да что за черт этот писатель Богомолов!» - так и хочется воскликнуть, когда узнаешь о печальной судьбе экранизаций. Черт не черт, но был он предельно странным.

- Я человек документа и факта, - любил повторять литератор. При этом умудрился не оставить о себе ни факта, ни документа. Уже в наши дни проводилось немало расследований, призванных раскопать что-то о его биографии. Выяснилось лишь, что он никакой не Богомолов, а Войтинский. Мать, которую писатель называл «неграмотной украинкой с низким лбом», оказалась еврейкой из Вильнюса. А отец, которого Владимир Осипович якобы не знал, был профессором математики.

Психологическая неуравновешенность у Володи возникла не от «двух осколков, инкапсулированных в мозге», а с детства: Войтинский состоял на учете в психоневрологическом диспансере.

- Он всегда был очень нервным. Мог вскочить на уроке и броситься вон, - вспоминали одноклассники.

С такой справкой, как у него, не призывали в армию. До сих пор не слишком понятна военная история. Вроде бы он служил в контрразведке, был четырежды награжден. Кому-то Богомолов рассказывал, как после войны ни за что попал в тюрьму во Львове. Отсидел там вместе с бандеровцами 13 месяцев, после чего отправил телеграмму Сталину с просьбой разобраться. Вождь разобрался немедленно: фронтовику выдали деньги, плотно накормили.

 

В то же время близкий друг писателя художник Леонид Рабичев утверждал:

- Я знаю только, что он придумал себе биографию. Командир отделения, помкомвзвода, ордена, медали - ничего этого не было.

По словам художника, прозаик напитывался чужими письмами, идеями. У себя дома он держал огромный стеллаж с картотекой на каждый день войны. Сам Рабичев отдал Богомолову свыше ста личных писем.

- В его произведениях, особенно в «В августе сорок четвертого», - моя война, - говорил Рабичев. - Там мой путь, путь моей армии... уже потом он проехал по моему маршруту: Смоленск - Минск и так далее, чтобы все увидеть своими глазами.

Намудрил писатель и с историей о публикации в «Новом мире». Рассказывал, будто бы рукопись долго никуда не принимали, будто бы он боролся с КГБ. Однако, как выяснили современные исследователи, его роман «В августе сорок четвертого» опубликовали спустя всего лишь пять месяцев после того, как он принес рукопись в журнал. Даже по современным меркам это очень быстро.

Впрочем, даже если биография вызывает вопросы, то в силе Богомолова как писателя не сомневается никто. Он точен и систематичен. А после публикации его повести СМЕРШ получил ореол очень опасной, всемогущей и никогда не уступающей противнику службы.