Владимир Симонов ушел из жизни внезапно. Для Вахтанговского театра это колоссальная потеря: на народном артисте держался буквально весь репертуар. При этом он успевал сниматься в кино, вести активную личную жизнь и никогда не жаловался на здоровье. Всегда в форме, всегда на сцене. В 68 лет его сердце, привыкшее к бешеному ритму, остановилось.
В спектакле Римаса Туминаса «Минетти», которым открывалась Вторая сцена театра, Владимир Симонов создал образ, будто сотканный из предчувствий. Его герой - одинокий пожилой актер, бывший руководитель труппы, напоминающий «летучего голландца», - казался призраком, затерянным между мирами.
В 2015 году, когда занавес поднялся на премьере, никто не догадывался: блистательный Симонов - баловень судьбы, любимец сцены и сердец - невольно репетировал у всех на виду собственную драму.
Время расставило акценты: под финал жизни актер остался один. Его четвертый брак - с коллегой по труппе Яной Соболевской, которая была младше его на 23 года и приехала покорять Москву из Донецка, - рухнул, повторив судьбу предыдущих союзов.
Благодаря мужу Яна нашла свое место в театре, обрела дом - поселилась в роскошной квартире Симонова в сердце Москвы, пожалованной театром Вахтангова, и познала радость материнства, подарив ему дочь.
В ту пору худрук Туминас, движимый уважением к ее талантливому супругу, часто приглашал Яну в свои постановки. Но с уходом Римаса ее театральный горизонт начал сужаться. Ныне в афише ее имя встречается лишь в двух спектаклях.
Коллеги не скрывают: к Соболевской Владимир Александрович испытывал подлинную любовь. В том же театре Вахтангова служат и два его сына от предыдущих жен - Василий и Владимир-младший. Они с пониманием приняли выбор отца, связавшего судьбу с молодой актрисой.
На церемонии прощания судьбы переплелись в последний раз. В отдалении от Яны Соболевской тихо сидела актриса Екатерина Беликова - прежняя жена покойного, мать Василия. Рядом с ней - ее родители, бывшие тесть и теща усопшего. И в этой горестной сцене явственно проступала главная черта натуры Симонова: он умел дружить со всеми.
Добрым он был и с женщинами. У Владимира Симонова был долгий роман с таллинской журналисткой Натальей К. Отношения оборвались, когда он связал свою судьбу с Соболевской.
В день его кончины Наталья опубликовала в соцсетях их давнее интервью и лаконично подписала: «Благодарю за ВСЁ». Между ними действительно была любовь. И Наталья, человек проницательный и опытный, не могла не замечать: Соболевская во многом использует Владимира ради карьеры. Да и сам он это понимал. Но долго ничего не менял.
Даже дружеские советы однокурсника и близкого друга Сергея Маковецкого, человека, хранящего верность единственному браку с Еленой, оставались без внимания.
- Умерил бы любовный пыл, - мягко предостерегал Маковецкий.
Именно он на церемонии прощания нес портрет покойного, и слезы невольно катились по лицу Сергея. Их дружба длилась больше полувека, а сценические дуэты становились подлинными шедеврами.
А начиналась эта история в Щукинском училище. Еще в студенческие годы Симонову удалось завоевать сердце Ольги - внучки Рубена Симонова, тогдашнего худрука театра Вахтангова и его однофамильца.
Ольга Евгеньевна стала первой женой Владимира, родила девочку, но впоследствии эмигрировала в США. Там она нашла свое призвание: преподавала русскую литературу, писала книги о театре и о любви - словно продолжая рассказывать истории, начатые, когда-то на московской сцене.
В одной из своих книг Ольга Симонова откровенно описала, как ее родители - режиссер Евгений Симонов и актриса Валерия Разинкова - расстались из-за Людмилы Максаковой. Ирония судьбы: в том самом спектакле «Минетти» Максакова воплотила образ вечной разлучницы, женщины, обреченной на одиночество. В финале два одиночества, она и Минетти, вместе встречают новогоднюю ночь за бокалом шампанского.
На церемонии прощания в Вахтанговском театре символизм перешел в реальность. 85-летняя Людмила Васильевна, которую все называют «железной леди», не сдержала эмоций - опустилась на колени перед гробом Владимира Симонова.
Между ними всегда была особая связь: они много знали друг о друге, доверяли друг другу и значили друг для друга куда больше, чем просто коллеги.
После смерти Владимира Симонова театр столкнулся с почти неразрешимой задачей: найти артиста, способного воплотить хотя бы часть его ролей. Народный артист был не просто мастером - он был живым стержнем репертуара, и теперь его отсутствие ощущается как зияющая брешь.
Источник фото: Михаил Фролов / «КП»,Alexey Belkin / news.ru / Global Look Press