Максакова упала на колени перед гробом Симонова на глазах его жен

Портрет перед гробом нес его лучший друг Сергей Маковецкий

Владимир Симонов ушел из жизни внезапно. Для Вахтанговского театра это колоссальная потеря: на народном артисте держался буквально весь репертуар. При этом он успевал сниматься в кино, вести активную личную жизнь и никогда не жаловался на здоровье. Всегда в форме, всегда на сцене. В 68 лет его сердце, привыкшее к бешеному ритму, остановилось.

В спектакле Римаса Туминаса «Минетти», которым открывалась Вторая сцена театра, Владимир Симонов создал образ, будто сотканный из предчувствий. Его герой - одинокий пожилой актер, бывший руководитель труппы, напоминающий «летучего голландца», - казался призраком, затерянным между мирами.

В 2015 году, когда занавес поднялся на премьере, никто не догадывался: блистательный Симонов - баловень судьбы, любимец сцены и сердец - невольно репетировал у всех на виду собственную драму.

Время расставило акценты: под финал жизни актер остался один. Его четвертый брак - с коллегой по труппе Яной Соболевской, которая была младше его на 23 года и приехала покорять Москву из Донецка, - рухнул, повторив судьбу предыдущих союзов.

Евгений Князев как мог утешал Людмилу Максакову 

Благодаря мужу Яна нашла свое место в театре, обрела дом - поселилась в роскошной квартире Симонова в сердце Москвы, пожалованной театром Вахтангова, и познала радость материнства, подарив ему дочь.

В ту пору худрук Туминас, движимый уважением к ее талантливому супругу, часто приглашал Яну в свои постановки. Но с уходом Римаса ее театральный горизонт начал сужаться. Ныне в афише ее имя встречается лишь в двух спектаклях.

Коллеги не скрывают: к Соболевской Владимир Александрович испытывал подлинную любовь. В том же театре Вахтангова служат и два его сына от предыдущих жен - Василий и Владимир-младший. Они с пониманием приняли выбор отца, связавшего судьбу с молодой актрисой.

На Александре Калягине (слева) не было лица 

На церемонии прощания судьбы переплелись в последний раз. В отдалении от Яны Соболевской тихо сидела актриса Екатерина Беликова - прежняя жена покойного, мать Василия. Рядом с ней - ее родители, бывшие тесть и теща усопшего. И в этой горестной сцене явственно проступала главная черта натуры Симонова: он умел дружить со всеми.

Добрым он был и с женщинами. У Владимира Симонова был долгий роман с таллинской журналисткой Натальей К. Отношения оборвались, когда он связал свою судьбу с Соболевской.

С Максаковой покойный много раз выходил на сцену легендарного театра 

В день его кончины Наталья опубликовала в соцсетях их давнее интервью и лаконично подписала: «Благодарю за ВСЁ». Между ними действительно была любовь. И Наталья, человек проницательный и опытный, не могла не замечать: Соболевская во многом использует Владимира ради карьеры. Да и сам он это понимал. Но долго ничего не менял.

Даже дружеские советы однокурсника и близкого друга Сергея Маковецкого, человека, хранящего верность единственному браку с Еленой, оставались без внимания.

Прощание с актером Владимиром Симоновым 

- Умерил бы любовный пыл, - мягко предостерегал Маковецкий.

Именно он на церемонии прощания нес портрет покойного, и слезы невольно катились по лицу Сергея. Их дружба длилась больше полувека, а сценические дуэты становились подлинными шедеврами.

А начиналась эта история в Щукинском училище. Еще в студенческие годы Симонову удалось завоевать сердце Ольги - внучки Рубена Симонова, тогдашнего худрука театра Вахтангова и его однофамильца.

Актеры театра выражали соболезнование сыну Симонова Василию (слева) и вдове Яне Соболевской 

Ольга Евгеньевна стала первой женой Владимира, родила девочку, но впоследствии эмигрировала в США. Там она нашла свое призвание: преподавала русскую литературу, писала книги о театре и о любви - словно продолжая рассказывать истории, начатые, когда-то на московской сцене.

В одной из своих книг Ольга Симонова откровенно описала, как ее родители - режиссер Евгений Симонов и актриса Валерия Разинкова - расстались из-за Людмилы Максаковой. Ирония судьбы: в том самом спектакле «Минетти» Максакова воплотила образ вечной разлучницы, женщины, обреченной на одиночество. В финале два одиночества, она и Минетти, вместе встречают новогоднюю ночь за бокалом шампанского.

Нонна Гришаева 

На церемонии прощания в Вахтанговском театре символизм перешел в реальность. 85-летняя Людмила Васильевна, которую все называют «железной леди», не сдержала эмоций - опустилась на колени перед гробом Владимира Симонова.

Между ними всегда была особая связь: они много знали друг о друге, доверяли друг другу и значили друг для друга куда больше, чем просто коллеги.

После смерти Владимира Симонова театр столкнулся с почти неразрешимой задачей: найти артиста, способного воплотить хотя бы часть его ролей. Народный артист был не просто мастером - он был живым стержнем репертуара, и теперь его отсутствие ощущается как зияющая брешь.