Свое недавнее 85-летие Алла Сурикова отметила в Туле на фестивале комедий «Улыбнись, Россия». - Не люблю дни рождения, предпочитаю каждый год фестивалить, - призналась «Экспресс газете» легендарный кинорежиссер.
- Алла Ильинична, юбилей - это ведь море поздравлений?
- Увы, с годами их становится меньше… Близкие друзья уходят. Сердце до сих пор болит без Коли Караченцова - мы были так близки. И Армена Джигарханяна очень не хватает. Помню, как он звонил и ласково говорил: «Золото мое». А я в ответ: «Любимый, здравствуй». Эти простые слова теперь - как драгоценные воспоминания. Зато и сейчас радуют звонки от Оли Кабо, Саши Балуева и других артистов.
- Что вас убедило поддержать решение Джигарханяна жениться на молодой Виталине?
- Я ее сразу прозвала «Витамина»! Видела: Армен потихоньку увядал. А с ней - словно заново родился. Расправил плечи, взгляд заиграл, даже моложе стал выглядеть. Она ему второе дыхание подарила - это было очевидно.
- Армен Борисович не обиделся, когда вы не взяли его на роль комиссара полиции в фильме «Ищите женщину»? Он же пробовался на нее?
- Пробовался. Но я выбрала не друга, а Леонида Куравлева. Такова режиссерская доля: иногда приходится жертвовать личными симпатиями ради образа. Куравлев потом со свойственной ему иронией заметил: «Алла пробовала актера с умными глазами, но он бы на второй минуте узнал, кто убийца. Поэтому она выбрала меня». Леня учился вместе с Софико Чиаурели во ВГИКе, и у них сразу сложился дуэт.
- И часто ваш друг Армен вот так вдруг лишался роли в ваших фильмах?
- Одна еще была. В «Человеке с бульвара Капуцинов» Армен должен был сыграть гробовщика. Но… его сложная личная жизнь внесла свои коррективы - он не смог участвовать.
- А кого, на ваш взгляд, он больше всех любил?
- Если говорить о женщинах - не возьмусь судить. Зато точно знаю: своего кота Фила он обожал без памяти. Говорил - у них кармическая связь. Когда Фила не стало, я предложила ему взять одного из моих котят. А он ответил: «Второй такой трагедии не переживу». До конца дней так и не забыл питомца.
- Как же вам ведь удавалось ладить практически со всеми актерами, даже с очень сложным характером? Взять, к примеру, Александру Яковлеву в том же «Человеке с бульвара Капуцинов». Ведь она ведь даже петь не умела!
- Решение принял Андрей Миронов - и не только за ее красоту или актерский талант, а за ее рассказы. Я дала ему их почитать (сама, признаться, не осилила). Да, Саша была взбалмошной, неуравновешенной - но трудяга! Сумела не только коня в фильме оседлать, но и потом жизнь свою выстроить - из актрис ушла в крупные руководители.
- А вы сами-то хотели ее снимать?
- Пробы были неудачные. Но Яковлева не сдавалась - добивалась повторных. Однажды я прямо спросила: «Ну какая из тебя мечта ковбоя с таким‑то небольшим бюстом?» Наташа Крачковская тут же со смехом вызвалась помочь: «Для крупного плана дам свою грудь!» Но художники выкрутились - создали такие костюмы, что бюст Крачковской не понадобился.
- Правда, что Яковлева убегала со съемочной площадки?
- Однажды пыталась. Подумала, что мы параллельно снимаем другую актрису. Но наш оператор Гриша Беленький рванул за ней и вернул. Я, конечно, тут же к нему: «Гриша, что ты ей такое сказал?!» А он только рукой машет: «Не могу повторить. Нецензурно».