«Пани Зося» умерла со шрамами от мужских обид

Валентина Шарыкина
Валентина Шарыкина
На прошлой неделе тихо ушла из жизни красавица «пани Зося» из легендарного «Кабачка «13 стульев». Актрисе Валентине Шарыкиной было 85. Она не раз делилась воспоминаниями с журналистами «Экспресс газеты». А в начале пандемии обратилась за помощью к нашему обозревателю Элеоноре Флеровой, которая незадолго до этого брала у нее интервью, с просьбой «достать» справку о прививке.

Валентина Шарыкина всю сознательную жизнь служила Театру сатиры, куда пришла в начале 60-х вместе с однокурсником Андреем Мироновым. Когда в пандемию от артистов потребовали справки о прививке, 82-летняя Валентина Дмитриевна оказалась перед непростым выбором.

- У меня букет заболеваний, и я не могу рисковать, сделав прививку, - объяснила она по телефону. - А если мне запретят выходить на сцену, я умру.

Обозреватель «Экспресс газеты» не решилась пойти против закона.

Место в постели Ташкова

В последний раз мы общались с Валентиной Дмитриевной в начале марта. Шарыкина сетовала, что после пандемии так и не вернулась на сцену: здоровье стало давать сбои. Ее мир сузился до московской квартиры, где за ней ухаживала сиделка Светлана.

Третий муж - инженер-нефтяник Юрий Извеков - предпочел жить на даче. Актриса по-прежнему говорила о нем с нежностью, но чувствовалось, что между их вселенными разверзлась пропасть. Сиделка Светлана однажды сообщила:

- На днях Валентине Дмитриевне стало плохо, мы вызвали скорую. Я мужу ее позвонила, а он сказал, что приехать не может - сломался холодильник, и он должен его починить.

«Шарыкина»
Прощание прошло в фойе Театра сатиры. Затем тело актрисы кремировали, а прах захоронят на Химкинском кладбище рядом с ее мамой 

Сколько разных мужчин ухаживало за Шарыкиной! Письма с любовными признаниями она получала мешками! А Юрий, между прочим, на момент их знакомства даже не догадывался, что она - актриса.

Судьба свела их на городской улице. Мимолетно, будто случайно. Но для Извекова этот миг стал точкой отсчета: он влюбился сразу и безоговорочно. Не раздумывая подошел, чтобы представиться.

…Валентина Шарыкина выходила замуж несколько раз. И каждый брак оборачивался испытанием. Первый супруг, с которым она познакомилась в Доме отдыха актеров, оказался жутким ревнивцем: устраивал унизительные скандалы, изводя жену подозрениями.

На съемках «Майора Вихря» актриса сблизилась с режиссером Евгением Ташковым. Но, узнав, что он женат на страдающей психическим заболеванием актрисе Екатерине Савиновой и у них растет сын Андрей, поспешно вышла замуж за хирурга.

Новый муж оказался алкоголиком с буйным нравом. Вместо долгожданного спокойствия Шарыкина вновь получила жизнь в постоянном стрессе.

- Мог руку на меня поднять, девиц домой водил, - вспоминала Валентина Дмитриевна. - Родители у него были известными людьми в медицине. И вот такой хмырь у них уродился... Когда Ташков позвонил и сказал, что Кати больше нет, я не задумываясь ушла к нему. Но не рассчитала своих возможностей... Поклонники и друзья Кати стали меня преследовать. Едва ли не каждую ночь нам звонили и называли меня шлюхой. Не знаю, кто именно звонил. Может быть, и актрисы, которые хотели занять мое место в постели Ташкова. Все это было невыносимо.

«Андрей
Андрей Миронов и Валя в спектакле «Судьба играет человеком», 1968 г. 

Жизнь с Ташковым вряд ли была тихой гаванью: его сердечная теплота, судя по всему, щедро распределялась между многими женщинами.

- И я безумно влюбилась в другого мужчину, даже готова была поехать за ним в Красноярск. Первый раз в жизни решилась бросить все - Москву, дом, профессию - и стать просто женой, - рассказывала Шарыкина. - Приехала в Красноярск, но там увидела такое, что врагу не пожелаешь. Это была самая безумная и, наверное, самая сильная любовь в моей жизни.

Как и в браке с хирургом, Валентина Дмитриевна мечтала о детях. Однако ее очередной избранник - учитель, моложе ее на 11 лет, - разрушал эти надежды… регулярными запоями.

- В результате я сбежала, - делилась актриса. - Почему не вернулась к Ташкову? У него уже была Таня - молодая, красивая... А я познакомилась с Юрой, который стал мне и мужем, и близким другом.

Небесная труппа

Близким другом для Шарыкиной был и Андрей Миронов. Она признавалась, что случались моменты, когда влюблялась в него, но никогда не переступала черту:

- Женщины ему нужны были как терапия - бороться с внутренней неуверенностью. И Андрюша жил как мотылек: сегодня один цветочек, завтра - другой, послезавтра - третий... Мне не хотелось быть «времянкой».

«Татьяна»
Татьяна, последняя жена Евгения Ташкова, годилась ему во внучки 

Во время последнего нашего разговора Валентина Дмитриевна задумчиво произнесла:

- Андрюша стал часто сниться. Он на небесах руководит замечательной труппой. Они там играют роскошные спектакли. Там я видела Толю Папанова. Как они играют!

Вскоре после того разговора небесная труппа пополнилась еще одной блистательной звездой - Александром Ширвиндтом, верным другом Миронова. Теперь и Валентина Шарыкина присоединится к их театральной компании. И там, за гранью земного, они вновь соберутся вместе, чтобы играть свои нездешние представления.

Кстати

  • Мама и бабушка Шарыкиной были польками, а род Рогозиных считался знатным. В наследство актрисе перешел семейный герб XIV века. Отец актрисы имел турецкие корни, но с ним Валя не общалась: родители разошлись, когда она была маленькой. Позже он неоднократно женился и стал отцом девятерых детей.

Прощай, тетя Валя!

Елена Скороходова - актриса, автор-исполнитель, драматург, сценарист, поэт, педагог и журналист - с особой теплотой вспоминает Валентину Шарыкину, которая была для нее по-настоящему родным человеком.

- Мы поженились с Андреем Ташковым в 1993 году, и я, естественно, начала все у него выспрашивать: про детство, про взросление, про семью, про род. Больше всего вопросов было связано, конечно, с его мамой, мне хотелось понять, почему она сделала такой выбор. (Екатерина Савинова попала под поезд в 43 года.)  Но про маму Андрей совсем ничего не рассказывал. Там была его боль.

«Скороходова
Скороходова и Ташков в спектакле «Эти свободные бабочки» Театра Пушкина, где оба служили в 90-х 

Зато про тетю Валю Шарыкину Андрей кое-что поведал. Он звал ее всегда тетей Валей, и я вслед за ним стала обращаться к ней так же. Лучше, конечно, чтобы не я с его слов здесь о ней рассказывала, а он сам. Но он не будет. Такой человек, очень закрытый. Но жаль память, если она пропадет.

Валентина Дмитриевна Шарыкина появилась в семье Ташковых через несколько месяцев после смерти Екатерины Федоровны Савиновой. Когда ее представляли Андрюше, он убежал в другую комнату, упал на кровать и зарыдал в подушку. Тетя Валя и папа Женя ринулись его успокаивать и выяснять, что случилось. Оказывается, домработница сказала 13-летнему подростку, что когда отец приведет в дом новую хозяйку, та выгонит пасынка.

«Ну что ты, Андрюшенька, как же я тебя выгоню? Дорогой мой, хороший мой, не плачь», - говорила тетя Валя и плакала вместе с ним.

А потом она почти 10 лет была ему практически настоящей мамой. Родных детей у нее не было, и всю свою материнскую любовь отдала Андрею. Тетя Валя обожала его, возилась с ним, ходила по врачам, в школу на собрания, таскала на детские спектакли в Театр сатиры... И Андрюша начал отвечать ей взаимностью. Они очень привязались друг к другу. Папа снимал кино и постоянно был занят. А воспитанием Андрея занималась тетя Валя.

Потом ее отношения с Евгением Ивановичем совсем испортились, и надо было уходить. Но она не могла бросить Андрея - он еще не стал самостоятельным. Тетя Валя дождалась того момента, когда Андрюше исполнился 21 год и он впервые собрался жениться.

«Ну вот и все, теперь ты взрослый. Я ухожу», - сказала она.

И ушла.

- Какая же она хорошая! - воскликнула я, когда Андрей рассказал мне про роль тети Вали в его жизни. - Почему мы не общаемся? Она же тебя вырастила!

И мы позвонили и стали общаться.

Тетя Валя была милейшим человеком: добрая, наивная и доверчивая. Она сразу меня полюбила. Мне это было очень приятно, потому что семья Андрея, напротив, восприняла меня в штыки и всячески пыталась разрушить наш брак.

«Шарыкина»
Шарыкина с маленьким Ваней - сыном Елены и Андрея, 1996 г. 

Кстати, внешне Шарыкина невероятно похожа на мою маму. Они обе это заметили при встрече.

Тетя Валя подарила мне икону, принадлежавшую Савиновой, и кольцо, сделанное из ее золотых часов. Эти часы ей передал Евгений Иванович, но она не смогла их носить и сделала из них кольцо. Шарыкина давно хотела подарить все это жене Андрея, но его предыдущие браки (Скороходова стала третьей супругой Ташкова.) к этому не располагали. А меня она признала.

Но развития наших отношений не произошло. Муж тети Вали (Юрий Извеков.) не хотел, чтобы она общалась с Ташковыми. А я тогда тоже носила эту фамилию, была членом их семьи. Когда я снова стала Скороходовой и мы с тетей Валей изредка встречались, то неизменно очень радовались друг другу и делились новостями.

Страх материнства

Мама Валентины Шарыкиной блистала в оперетте. Публика ее обожала, поклонники теряли голову. Мужей она меняла с легкостью, но после развода с отцом Вали новых детей не завела. И дочери внушала с пугающей настойчивостью: «Не смей улыбаться мальчикам! От них одно зло - не заметишь, как забеременеешь, а это такой позор, все пальцем будут тыкать!» У Валентины появился страшный комплекс. В юности она изо всех сил старалась быть незаметной: боялась улыбнуться в ответ, привлечь внимание - ведь, по маминым словам, именно так «появляются дети». Позже Шарыкина без утайки рассказывала: «А потом, когда беременела, сразу бежала в больницу».




*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов