До своего 67-летия Анатолий Лобоцкий не дожил всего месяц, а до Нового года - 11 дней. В одном из интервью «Экспресс газете» актер делился сокровенным: он верил в чудо выздоровления от рака легкого. Неизменно загадывал желания в сказочную ночь с 31-го на 1-е. Но судьба распорядилась иначе.
За три недели до трагедии актриса Любовь Руденко в беседе с нашим корреспондентом выразила надежду на выздоровление Лобоцкого. Она сообщила, что он завершил очередной курс химиотерапии, который, по оценкам врачей, прошел успешно. Руденко отметила, что в последние полтора года Анатолий, которого называли русским Аленом Делоном, почти не разговаривал и не выходил на сцену родного Театра им. Маяковского, но коллеги ждали его возвращения.
- Есть рыцари сцены, есть рыцари в жизни, а Лобоцкий был рыцарем и на сцене, и в жизни, - подчеркнула Любовь Николаевна.
На сцене Театра им. Маяковского сегодня можно увидеть сразу двух близких Анатолию Лобоцкому женщин: его дочь Анну и Елену Мольченко - ту самую, что когда-то была его большой студенческой любовью.
История их знакомства уходит в годы учебы у легендарного Андрея Гончарова. Одна из однокурсниц недавно поделилась в соцсети воспоминаниями о том времени, нарисовав яркий портрет молодого Толи:
- Он был самым красивым студентом на курсе. Влюблены в него были абсолютно все девчонки! И представьте наше общее расстройство, когда он вдруг выбрал лишь одну - темпераментную и веселую девушку.
Их союз разрушила прима театра Наталья Гундарева, очаровав Лобоцкого. А Мольченко недолго оставалась одна: сначала стала женой Александра Фатюшина, а после его смерти - другого артиста, Игоря Воробьева. Но тень обиды на Гундареву так и не рассеялась.
Последней женой Анатолия стала Юлия Рутберг. Их брак продлился восемь лет, но дружба не закончилась и после развода - вплоть до последнего дня актера. Юлия неизменно поддерживала бывшего супруга: приходила на все его премьеры и с цветами заглядывала в гримерку. В интервью «Экспресс газете» Лобоцкий так высказался об их союзе:
- У меня - плохой характер, у Юлии - еще хуже. Но если два нормальных человека хорошо друг к другу относятся, почему они должны поливать друг друга грязью после развода?
Потом по столице пошли слухи: Лобоцкий не на шутку увлекся Ириной Пеговой. Судачили, дело может дойти до свадьбы. Их роман стал настоящим светским событием: Москва следила за парой затаив дыхание и не скрывала восхищения.
Однако Пегова не решилась связать судьбу с признанным сердцеедом. Опыт уже был: ее брак с харизматичным и пылким Дмитрием Орловым обернулся болезненным разрывом. На вторую подобную историю актриса идти не захотела.
В последние годы Лобоцкий жил в одиночестве в съемной квартире. Его жизненный принцип оставался неизменным: уходя из очередной семьи, он оставлял все женам и детям, а сам забирал лишь портфель. В уединении актер много читал и предавался размышлениям. А потом тяжело заболел...
Благородство без слов
Одноклассник Лобоцкого, журналист из Тамбова Андрей Юдин, поделился воспоминаниями об актере:
- Толя мечтал пойти по стопам отца - стать журналистом. Он блестяще писал сочинения, постоянно читал и поражал всех эрудицией. При этом оставался удивительно скромным, даже застенчивым парнем. Мы искренне удивились, когда Толя решил поступать сначала на режиссерский факультет, а потом - на актерский в Москву. Мы дружили всю жизнь. Когда я приезжал в Москву, всегда звонил Толе. И он непременно приглашал меня в гости или в театр. О своей болезни он не рассказывал. Наверное, не хотел меня расстраивать. Я знал, что он живет один, снимает квартиру. Но при этом всегда помогал женам и оплачивал обучение детей. Толя - человек удивительного благородства.
Парадокс свободы
Одна из последних ролей Лобоцкого - слуга Захар в спектакле Миндаугаса Карбаускиса «Обломов». Актеру предлагали сыграть и Обломова, и Штольца, но он выбрал Захара и покорил Москву. А следом раскрыл парадокс: его герой и Обломов - неразделимы.
- В романе Захар собирается жениться, а Обломов в ужасе спрашивает: «А как же я без тебя?» - пояснял актер.
Он сыграл крепостного как самого свободного человека в этой истории, поделившись с ним своей внутренней свободой:
- Да, я - относительно свободный человек, - говорил Лобоцкий. - Полной свободой обладают разве что клинические идиоты, которых не пугает жизнь без обязательств, без привязанностей.
А на вопрос, есть ли сегодня личности масштаба его учителя Андрея Гончарова, ответил емко:
- Сегодня масштабы стали другие. И страна после развала Советского Союза стала меньше, и люди «худее», в плане масштаба личности.
Совесть без цены
Лобоцкий был актером с острым политическим чутьем и незаурядным интеллектом. Именно эти качества вкупе с аристократической выправкой покорили Владимира Меньшова, когда он искал исполнителя роли француза-переводчика Андрэ в свой фильм «Зависть богов».
В фильме появился и настоящий француз Жерар Депардье, но главную роль исполнил парень из Тамбова. Меньшов не прогадал: Анатолий блестяще вытянул сложную историю о любви редактора программы «Время» и иностранного журналиста на фоне холодной войны.
После премьеры Лобоцкий надолго закрепил за собой статус секс-символа страны. И это стало для него настоящей пыткой. Ведь амплуа покорителя женских сердец сковывало его творческий потенциал. И в дальнейшем он сознательно избегал подобных ролей.
Лобоцкий прожил жизнь человека чести и не желал участвовать в распрях вокруг нового худрука Егора Перегудова. Недавно Театр Маяковского разделился на два лагеря, а Анатолий терпеть не мог вот такие разборки.
Умер без богатства, но с чистой совестью. Оставив зрителям память о настоящем таланте, а близким - пример неподдельной человечности и внутренней свободы.
Источник фото: Архив «ЭГ»,Кадр из фильма,Лариса Кудрявцева,Кирилл Зыков / Агентство «Москва»