Степан Пучинян: «Я предостерегал Джигарханяна, чтобы он не женился на Виталине»

Степан Филиппович сейчас работает над мелодрамой «Трижды о любви» с Аглаей ШИЛОВСКОЙ и Иваном КОЛЕСНИКОВЫМ
На 90-летнего режиссёра страшно обиделась Юлия Пересильд

Свой путь в кино в 60-х годах Степан ПУЧИНЯН начал с фильмов о разведчиках. В 80-е режиссер оставил заметный след в становлении жанра «советский боевик». Картина «Тайны мадам Вонг» стала лидером проката 1986 года, а «Гангстеры в океане» - первый успешный интернациональный кинопродукт. О том, каким сложным был его путь в кинематографе, Степан Филиппович рассказал нашему изданию.

- Степан Филиппович, вы прожили большую жизнь. Наверняка повидали всякое...

- Мои предки жили в старинном городе Ардвин. Во время турецкого геноцида они бежали в Батум, оставив дом и все имущество. Отец был судьей, на маме женился, когда ей было 15 лет. Я в семье младший, шестой ребенок. Жили хорошо, но в 1934 году под угрозой ареста были вынуждены отдать дом государству. В 1949 году родителей все же сослали на Алтай. Я учился в это время во ВГИКе и поехал на зимние каникулы к ним. Увидел много сосланных армян, греков, среди них был Ваган Багдасарян, которому сам Шарль де Голль вручал орден Почетного легиона за героизм в рядах

французского сопротивления во время войны. В 1953 году родителей реабилитировали, и они вернулись в Батум.

С женой Эмилией вместе уже 44 года. Фото Натальи МУРГИ/EG.RU

- Сами вы давно и счастливо женаты...

- Мы с Эмилией вместе уже 44 года. Она телевизионная журналистка. Покорила меня тем, что любила подолгу говорить со мной по телефону. Свадьбу сыграли, родили сына, вместе всю жизнь... А первая супруга - Инна Болоцкая, архитектор. Через полтора года мы разбежались - жить негде, денег нет. Потом я женился на Нонне Мкртчян. Прожили вместе два года, родилась дочь Татьяна. Нонна была красивой женщиной, но не любила гостей. Упрекала: «Ты на мне женился как на домработнице!» А разошлись мы после моей фразы: «Я твои капризы терплю ради дочери». Нонна тогда ответила: «Если так, то я тебе ее отдам». Дочке было 11 месяцев, но на суде жена отказалась от ребенка.

Танечка осталась со мной. Нонна думала, что она, красавица, будет в Ереване нарасхват. Но люди знали, что она бросила дочь, и никто не хотел на ней жениться. Через три года после развода она приехала в Москву и предложила: «Буду ноги мыть и воду пить. Давай помиримся!» Но я отказался.

- У режиссеров часто случаются романы на съемках. Не ваш случай?

- Я симпатизировал Наташе Фатеевой, которая сыграла в моей картине «Из жизни начальника уголовного розыска». Она мне еще больше симпатизировала, и у нас даже шуточная свадьба состоялась в зарубежной поездке. Мы с Наташей часто созваниваемся. Она перенесла несколько операций. Молодец, настоящий боец.

Дружба народов: в «Повести о чекисте» армянского режиссёра ПУЧИНЯНА снялись еврей Михаил КОЗАКОВ и литовец Лаймонас НОРЕЙКА

Чурсину растирали спиртом

- Сейчас вы снимаете трилогию «Трижды о любви». Кого выбрали на главную роль?

- Пробовал Юлию Пересильд, Аглаю Шиловскую и Анну Старшенбаум. Но Юля страшно обиделась, что я не пришел на спектакль, на который она пригласила. Забыл, а она подумала, что как актриса мне неинтересна. Признаюсь, проявил бестактность. Потом Юля еще раз приглашала на спектакль, а я опять забыл. Поэтому Юля отказалась сниматься. Но Аглая - достойная замена, и с Иваном Колесниковым они хорошо смотрятся в паре.

- В картине 1969 года «Повесть о чекисте» вы рассказали историю разведчика-нелегала Николая Гефта...

- Консультантом на картине был начальник Одесского управления КГБ генерал Анатолий Куварзин. Сценарий ему понравился. Это фильм не о подвигах, а о том, как трудно быть разведчику порядочным человеком. Наш герой становится виновником трагической гибели женщины, которая в него влюблена. Я даже встречался с вдовой Николая Гефта и объяснил ей, что фильм художественный, поэтому любовную линию с другой женщиной воспринимать буквально не стоит.

Наше руководство смущало, что советский разведчик влюблен в немку, на что я говорил: «Он использовал немку для выполнения важного задания». На роль немки я пробовал пять актрис, а Людмилу Чурсину нашел случайно - встретил на лестнице в Госкино. Она была занята в это же время в «Угрюм-реке», и когда съемки совпадали, я говорил: «Людочка, не забывай, я тебя взял с улицы!» Она молодец. Снимали в дюнах в ноябре. Мы в тулупах, я в шапке-ушанке, а Люда - в летнем платье. По команде «стоп» кутали ее, поили кофе с коньяком, растирали спиртом.

- Вы снимали Джигарханяна в трех фильмах. Он ваш любимый актер?

- Я знал Армена еще до «Тайн мадам Вонг». Для съемок мне нужен был комиссар гонконгской полиции, яркая личность, вот его и пригласил. Сейчас я очень переживаю за него. Несколько лет назад я Армена предостерегал по поводу Виталины, чтобы он на ней не женился. Но Армен не любил, когда ему советовали. В результате его угробили телепрограммы о личной жизни.

В «Тайнах мадам Вонг» сыграли ДЖИГАРХЯНЯН и КОНАКБАЕВ

- Сложно было найти деньги на «Тайны мадам Вонг»?

- В 1984 году меня познакомили с председателем Госкино Казахстана Канатом Саудабаевым. Он согласился профинансировать картину. Но с одним условием: герой, второй помощник капитана, должен был быть казахом. Я предложил Талгата Нигматулина. Канат согласился, Нигматулин тоже. Сказал: «Сейчас я лечу в Таллин, а на обратном пути примеряю морской мундир». А через пару дней узнаю, что его убили. Уже хотел отказаться от фильма, но вспомнил о боксере Серике Конакбаеве, серебряном призере Олимпийских игр. Наверху остались довольны, потому что он был национальным героем. Сейчас Серик министр спорта Казахстана.

Забеременела от эмигранта

- В «Гангстерах в океане» героиня, выбирая между русским и американцем, предпочла янки. Непатриотично как-то.

- В 1991-м предполагалось делать совместный фильм с Голливудом. Играть должна была Елена Сафонова. Но в США она влюбилась в армянского эмигранта Ваче Мартиросяна и забеременела, поэтому в тот период не могла играть. К счастью, Анна Самохина идеально подошла на эту роль. Верится, что в ее героиню влюбились и американский капитан, и российский помощник капитана.

- В фильме есть сцена, когда члены команды, сойдя на берег, сразу идут по

магазинам. Герой Леонида Куравлева прячет спиртное то под кепкой, то под одеждой обезьянки. А что привезли актеры со съемок в Сингапуре?

- Все накупили подарки, телевизоры, магнитофоны, а как вывезти, не знали. За каждый лишний килограмм надо было платить. По моей просьбе генеральный представитель «Аэрофлота» решил эту проблему.

- Во Вьетнаме все прошло проще?

- Генконсул дал нам наставление: «Надо всем утром натощак 50 граммов виски, чтобы не заболеть, в обед - 100, а вечером - без ограничения». Когда мы закончили съемки, он чуть не упал на колени: «Посол просил, чтобы вы, Джигарханян и Абдулов полетели в Ханой и встретились с сотрудниками посольства. Обещал каждому дать по три тысячи чеков

Внешторга». (Это были инвалютные рубли, на которые можно было купить импортные товары в специальных магазинах. - Н.М.) Чеки сделали свое дело. Полетели на военном самолете, командир лично приносил нам виски.

- Анна Самохина в этой ленте снялась обнаженной в душе. Осталась довольна результатом?

- Она не хотела крупный план, потому что ей не нравилась ее грудь. Но я пообещал красивый ракурс, и Анна, когда увидела результат, меня расцеловала... В нее был влюблен президент корейской компании, который финансировал картину. Он прилетел в Сингапур на личном самолете и всей съемочной группе сделал подарки в конвертах. Мне дал 1500 долларов. Кроме того, Самохину и меня пригласил в самый дорогой ресторан.






От наследства Джигарханяна не осталось ни копейки: сын-игрок выдал правду
Как Джигарханян перевоплотился в страшно обаятельного пирата: секреты закулисья совсем не детского «Острова сокровищ»