Голос Пугачевой стал мужским из-за бесконечных пластических операций

Считает певица Татьяна Анциферова

Прошлым летом мы со спецкором «ЭГ» Александром Бойковым ездили к вдове поэта Леонида Дербенева в его родную деревню Улово Владимирской области. И побывали в соседнем селе Порецком, где силами местной самодеятельности исполнялись песни на стихи их знаменитого земляка («ЭГ» № 41, 2003). Тогда многие говорили, что неплохо бы подобные праздники проводить регулярно. И вот недавно Вера Дербенева сообщила нам, что во Владимире собираются проводить конкурс исполнителей эстрадной песни имени Леонида Петровича и зовут ее туда в качестве почетного гостя. Мы предложили составить ей компанию.

НА КОНКУРСЕ ВО ВЛАДИМИРЕ: Михаил Филимонов, Татьяна Анциферова, Олег Гаврилов, Марина Липовцева и знаменитый в городе артист г-н Лемешкин

НА КОНКУРСЕ ВО ВЛАДИМИРЕ: Михаил Филимонов, Татьяна Анциферова, Олег Гаврилов, Марина Липовцева и знаменитый в городе артист г-н Лемешкин

На праздник прибыла делегация из Москвы - поэт Юрий Паркаев, композитор Борис Емельянов, певцы Татьяна Анциферова, Игорь Наджиев и Светлана Русская. Все они в свое время сотрудничали с Дербеневым и были приглашены участвовать в жюри вместе с представителями Владимира - директором детской школы искусств Александром Снежиным, завотделением музыкального училища Николаем Грунским и певцом Алексеем Молдалиевым.

- Идея устроить во Владимире грандиозное мероприятие, посвященное Леониду Дербеневу, возникла у меня еще в 1995 году, - объяснила нам организатор конкурса - артистка разговорного жанра Ольга Мюнхгаузен. - Я тогда училась в Москве на эстрадном отделении циркового училища. И однажды попала в Театр эстрады на вечер памяти Дербенева. Когда ведущие сказали, что у Леонида Петровича были владимирские корни, у меня волосы дыбом встали: «Как же так?! Почему у нас об этом никто не знает?» В этом году при поддержке городского отдела культуры мне удалось сдвинуть все с мертвой точки.

Возраст конкурсантов, представших перед нами на сцене Владимирского дворца молодежи, колебался от 7 до 58 лет. Поначалу были опасения, что все это будет напоминать смотр жэковской самодеятельности. Но выступления Валерии Терещенко и Кати Патругиной из Владимира, Марины Липовцевой из города Коврова Владимирской области, Натальи Пашаевой и Людмилы Крыловой из Москвы, московского трио «Бархатный сезон» и многих других участников оказались на более чем достойном уровне. Довольной осталась даже такая строгая ценительница вокала, как Татьяна АНЦИФЕРОВА.

- Думаю, это очень хорошее начинание, - похвалила конкурс легендарная исполнительница хитов «Ищу тебя» и «Мир без любимого» из фильма «31 июня», в 1980 году вместе со Львом Лещенко удостоенная чести закрывать Олимпийские игры в Москве песней «До свиданья, наш ласковый Миша». - Сейчас не так много конкурсов, в которых могут участвовать все желающие. Чтобы в них пробиться, нужно много денег. А это по-настоящему народный конкурс. Плохо, конечно, что над многими участниками довлеет чужой авторитет. Если поется песня, скажем, Аллы Пугачевой или Андрея Миронова, то вольно или невольно пытаются подражать им. В этом смысле мне очень понравились 10-летняя Аня Рочева из Владимира, которая пела «Ямайку», и 15-летний Олег Гаврилов из Коврова, который исполнил «Счастье вдруг в тишине…» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». У них я не увидела чужого трафарета. Это вполне сформировавшиеся артисты, которые могли бы профессионально работать. Тот же Олег мог бы с успехом участвовать, скажем, в группе «Смэш».

Юлю Волкову пора спасать!

Честно говоря, нынешнее состояние нашего эстрадного пения навевает на меня грусть. Особенно удручает упорное стремление некоторых наших «живых легенд» «радовать» публику своим пением, что называется, до дней последних донца. Я считаю, что на сцене должны быть люди более живые, естественные, а не перетянутые вдоль и поперек, там отсосавшие, тут подкачавшие, во время выступления которых только и говорят, что об их очередных пластических операциях. А ведь эти операции еще и на голос влияют. Они же делаются под наркозом! А от его воздействия тончайшие волокна, из которых состоят голосовые связки, парализуются. Все это приводит к тому, что голос грубеет, а у певиц становится мужским. Что отчасти наблюдается у Людмилы Марковны, Аллы Борисовны и многих других. Скоро по голосу уже нельзя будет понять, кто это поет - тетя или дядя.

ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА: не берегла ни связки, ни печень

ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА: не берегла ни связки, ни печень

Не радуют и артисты молодого поколения. На бесконечных «Фабриках звезд» готовят какие-то «поющие трусы». Я была потрясена, увидев, как один из педагогов учил «фабрикантов»: «Вот вы вдохните животом и пойте!» На самом деле дыханию необходимо уделять очень много времени. Певец должен овладеть им до такой степени, чтобы во время пения держать удар в солнечное сплетение. А выпускники «Фабрик» в результате такого «обучения» дышат как рыбы. А раз нет дыхания, связки не работают на 100 процентов, и даже в микрофон голоса у них не звучат. Или взять группу «Тату». По-моему, это продукт больного воображения не вполне здорового продюсера. Недавно я слышала его выступление на радио «Эхо Москвы». Он пришел туда до такой степени чем-то одурманенный, будто его ведром по голове стукнули. И такое там нес, так дурковал, что в страшном сне не приснится. До чего он довел бедную Юлю Волкову! У нее напрочь сорвана психика. И связки совсем не функционируют. По-моему, там образовались «узлы». Ее нужно срочно спасать!

Среди наших певцов очень мало людей с хорошими голосами. Ничего удивительного. На голос влияет много факторов - и состояние души, и состояния печени. Если печень функционирует плохо, связки уже не могут быть настроены на тяжелую физическую работу. А у певца они должны работать, как молотобоец. Поэтому поют лучше там, где лучше живут. Скажем, в Америке 80 человек из 100 могут петь более-менее прилично. А у нас основная масса людей несчастные, голодные и больные. И генетика у нас намного хуже, потому что почти каждая семья в прошлом прошла через войны, голод и лишения. Ко мне приходят консультироваться по вокалу совсем молодые люди. А у них уже совершенно нефункциональные связки. Они не могут петь громко и экспрессивно. Одно из немногих исключений - девочка Пелагея. В 1996 году Дима Ревякин из группы «Калинов мост», с которым я дружу, попросил меня помочь ей. Тогда ей было 9 лет. Я рекомендовала ее для выступления в «Утренней звезде». И Пелагея получила первый приз. Вот у нее со здоровьем все в порядке. И выросла она в нормальном окружении, под крылом заботливой мамы-певицы.

Преснякову чуть не вспороли пузо

- Из опыта прошлых лет я с особым удовольствием вспоминаю общение с маленьким Володей Пресняковым. Когда ему было от 10 до 16 лет, мы все жили в общежитии «Москонцерта». Уезжая на гастроли, родители оставляли Володю со мной. Мы очень подружились. Много вместе пели на два голоса. И так друг другом прониклись, что я порой не понимала, кто поет - он или я. Однажды мой муж попал в больницу с аппендицитом. А Володе не хотелось ходить в хоровое училище, в котором он учился. И он сказал: «Давай вызовем «скорую» и скажем, будто у меня аппендицит! Я так зашился в училище, что мне нельзя там появляться». Я долго не соглашалась, но Володя меня уговорил. Приехали врачи, прощупали ему живот и сказали: «Да, у него аппендицит. Забираем в больницу». - «Что же я натворила?» - с ужасом подумала я. А его родителям раскрывать тайну было нельзя. Слава Богу, резать Володю не стали. Неделю подержали и выписали. Прошло 20 лет, а он и сейчас остается таким же милым и по-детски наивным.

А вот с мальчиками из группы «Смэш», которых я консультировала по просьбе Миши Топалова, такого близкого контакта, как с Володей, не сложилось. Они хотели скорее записать пластинку, снять клип и попасть на ТВ. Занятия со мной настолько их тяготили, что они не находили себе места, постоянно пинали ногами дверку шкафа и в конце концов отломали ее. Вот за что мне нравится Наташа Ветлицкая - она в этом плане человек совершенно адекватный. Когда мы познакомились, Наташа была просто моей поклонницей. Сейчас ее показывают по ТВ гораздо чаще, чем меня. Но это не мешает общаться со мной, искренне радоваться моим успехам и прислушиваться к советам.

Приходилось мне консультировать и совсем никаких «певцов». Обычно это люди, которые неожиданно разбогатели и решили запеть, чтобы потешить свое самолюбие. Однажды знакомый привел двух руководителей крупного московского универмага. У директора на цепи висело несколько телефонов. Они беспрерывно звонили, и с ним невозможно было даже начать разговор. Кое-как я улучила момент и сказала: «Давайте все-таки проверим, как у вас с нотами!» - «А что, нам нужно петь? - удивился директор. - Я вообще-то без водки не пою». Мой муж сходил за водкой. Они выпили. «Ну что, вы готовы?» - спросила я. А директор в ответ: «Может, лучше вы нам споете?» Потом они с Виктором Чайкой записали пластинку. Естественно, записывали их, останавливаясь после каждой ноты.

Вот кто подошел к пению серьезно - так это депутат Сергей Бабурин. Несмотря на загруженность в Думе, никогда не пропускал наши уроки. Занимался дыхательной гимнастикой Стрельниковой. Старался, выполнял все упражнения. И в итоге довольно прилично записал пластинку с 15 песнями советских композиторов. У него такой обертонистый баритон. Если сравнивать его с Лещенко, у Сергея Николаевича голос даже лучше. А только за деньги организм петь не заставишь. Вот пару лет назад по ТВ промелькнул ансамбль «Поющие вместе» с песней «Хочу такого, как Путин». Девушек в него набрали по чисто визуальным признакам. Я предлагала их продюсеру использовать новейшую технологию обучения с микрофоном и наушниками. Но он в это не поверил. Они немного позанимались со мной. Кое-как записали эту песню про Путина. И после этого пропали.

Понятное дело, организаторы владимирского конкурса не могли предложить победителям миллионные контракты и раскрутку на ТВ. Но это не значит, что участие в конкурсе было бессмысленным. Например, Татьяна Анциферова попросила нас разузнать координаты Ани Рочевой и Олега Гаврилова и пообещала при возможности порекомендовать их для участия в каких-нибудь проектах. Юрий Паркаев предложил сотрудничество юной исполнительнице народных песен из Владимира Юле Лобановой. Борис Емельянов надоумил москвича Дениса Листопадова возродить свои старые хиты на стихи Дербенева «Снится мне деревня» и «Скорый поезд». А Игорь Наджиев и Светлана Русская даже выдвинули идею устроить совместные гастроли с участниками конкурса.



автор