Панна Беата и «Дядя Степа»: как польская красавица очаровала семейство Михалковых

В семье Михалковых-Кончаловских знаменитую актрису Беату Тышкевич называли Выродочком, били по лицу, наряжали в фамильные драгоценности и готовы были ради нее вынести из дома дорогую мебель
Беата Тышкевич
Беата Тышкевич, польская актриса
Беата Тышкевич Беата Тышкевич

14 августа польской актрисе Беате Тышкевич, потомственной аристократке,  исполняется 80 лет. Это сейчас она ходит на рынок, стоит у плиты и готовит обеды для дочери. А было время, когда ее обнаженная грудь с экрана переворачивала сознание патриархально настроенной публики целых государств и сводила с ума известных режиссеров.

В шоу-бизнесе главное – умение себя продать

Пани Беата владеет этим умением в совершенстве. Ее природная красота и харизма проложили ей дорогу на экраны и всю жизнь помогали оставаться одной из самых успешных теледив Польши, а заодно и Советского Союза.

По словам самой Тышкевич, она одновременно стала актрисой и женщиной. В то время девушке не было и семнадцати лет. Единожды попав на съемочную площадку, она поняла, что другой дороги в жизни для нее быть не может. Снявшись в нескольких фильмах, Беата приобрела известность и для нее открылись двери кинематографического бомонда.

Дядя Степа Михалков

В середине шестидесятых в Варшаве Беата случайно попала на представление книги Сергея Михалкова «Дядя Степа». Сергей Владимирович подписывал книги для отличников в Обществе польско-советской дружбы, и уже известную к тому времени Беату попросили присутствовать на этой встрече. Тогда и состоялось первое знакомство актрисы с семьей Михалковых, переросшее в длительную дружбу.

Михалков и Тышкевич обязательно встречались, когда писатель приезжал в Варшаву, или актриса оказывалась в Москве. Беата любила подарки и не скрывала этого. По ее рассказам, каждому поклоннику, готовому добиваться ее расположения, ставила условие: она идет на свидание, только если тот ей купит что-нибудь ценное.

Беата Тышкевичв в роли графини Изабеллы Ленцкой. Кадр из фильма «Кукла», Польша, 1968 год
Беата Тышкевичв в роли графини Изабеллы Ленцкой. Кадр из фильма «Кукла», Польша, 1968 год

Соболя для Выродочка

Делали подарки и члены семьи Михалковых. Сергей Владимирович однажды взял актрису на фабрику по выделке мехов, и она стала счастливой обладательницей шикарных соболей. Впоследствии эти меха выручили актрису в момент, когда вдруг из-за политических волнений в стране ей понадобились деньги.

Не устоял перед красотой польки и  старший сын семейства Михалковых Андрон Кончаловский. На Московском кинофестивале он предложил Беате сняться в его новой картине «Дворянское гнездо», а после пригласил в родовое имение Михалковых на Николиной горе. Там Беата была очарована всем семейством.

В своих воспоминаниях актриса рассказывает о том, какой чудесной хозяйкой и рукодельницей была мама Никиты и Андрона Наталья Петровна. Хозяйка дома своими кулинарными способностями даже покорила сердце знаменитого Федерико Феллини, который заявил, что намеревается повторить такой обед для своих римских друзей.

По словам Беаты, в доме Михалковых ее любили все. Даже приклеили к ней милое домашнее прозвище: Выродочек. Актриса говорит, за то, что она поступала не так, как все, например, отказалась купаться в холодной воде. Но не будем забывать, что по-польски uroda означает «красота».

А когда шла работа над «Дворянским гнездом», Наталья Петровна лично надела на Беату для съемок свои фамильные драгоценности.

Кадр из фильма «Неблагодарность», 1979 год
Кадр из фильма «Неблагодарность», 1979 год

Чашка вместо жемчугов

Рассказывая об отношениях с Андроном, Тышкевич характеризует его как натуру увлекающуюся, порывистую, непостоянную. В один прекрасный момент, когда актриса в очередной раз появилась на Николиной горе, она стала свидетелем того, как двое дюжих мужиков выносили из дома старинный концертный инструмент – рояль Андрона.

Все дело в том, что молодой режиссер решил сделать Беате дорогой подарок, а денег у него тогда еще не водилось. В результате рояль был продан, Андрон с Беатой обошли все ювелирные магазины в поисках кольца с жемчужиной, но так ничего и не нашли. Подарок все же состоялся: это была коллекционная чашка тончайшей работы Кузнецовского фарфорового завода в виде изумительного цветка магнолии.

Кадр из фильма «Секс-миссия, или Новые амазонки», 1984 год. Справа – Беата Тышкевич в роли Берны
Кадр из фильма «Секс-миссия, или Новые амазонки», 1984 год. Справа – Беата Тышкевич в роли Берны

Дружба дружбой, а работать нужно

Во время съемок «Дворянского гнезда» актрисе нужно было заплакать, но сцена все никак не получалась. Тогда Андрон удалил всех из павильона и оставшись наедине с актрисой с силой ударил ее по лицу. От пощечины у Беаты закружилась голова, она в ярости покинула площадку.

Кадр из фильма «Дворянское гнездо»
Кадр из фильма «Дворянское гнездо»

Андрону тогда удалось вернуть заплаканную актрису и отснять сцену, но отношения уже никогда не были такими теплыми, как прежде. А полностью они прервались после того, как Беата отказалась по первому зову случайно встреченного в Париже Кончаловского ехать с ним в ресторан – у нее были дела, и отложить их актриса не могла или не хотела.

Андрон настолько обиделся, что даже не поздоровался с Беатой на премьере фильма «Сибирский цирюльник», куда ее пригласил Никита Михалков. Это не мешает актрисе до сих пор тепло отзываться о семье Михалковых-Кончаловских и хранить пачку нежных писем от Андрона рядом с чашкой Кузнецовского фарфора.

Вам может быть интересно: