Панна Беата и «Дядя Степа»: как польская красавица очаровала семейство Михалковых
14 августа польской актрисе Беате Тышкевич, потомственной аристократке, исполняется 80 лет. Это сейчас она ходит на рынок, стоит у плиты и готовит обеды для дочери. А было время, когда ее обнаженная грудь с экрана переворачивала сознание патриархально настроенной публики целых государств и сводила с ума известных режиссеров.
В шоу-бизнесе главное – умение себя продать
Пани Беата владеет этим умением в совершенстве. Ее природная красота и харизма проложили ей дорогу на экраны и всю жизнь помогали оставаться одной из самых успешных теледив Польши, а заодно и Советского Союза.
По словам самой Тышкевич, она одновременно стала актрисой и женщиной. В то время девушке не было и семнадцати лет. Единожды попав на съемочную площадку, она поняла, что другой дороги в жизни для нее быть не может. Снявшись в нескольких фильмах, Беата приобрела известность и для нее открылись двери кинематографического бомонда.
Дядя Степа Михалков
В середине шестидесятых в Варшаве Беата случайно попала на представление книги Сергея Михалкова «Дядя Степа». Сергей Владимирович подписывал книги для отличников в Обществе польско-советской дружбы, и уже известную к тому времени Беату попросили присутствовать на этой встрече. Тогда и состоялось первое знакомство актрисы с семьей Михалковых, переросшее в длительную дружбу.
Михалков и Тышкевич обязательно встречались, когда писатель приезжал в Варшаву, или актриса оказывалась в Москве. Беата любила подарки и не скрывала этого. По ее рассказам, каждому поклоннику, готовому добиваться ее расположения, ставила условие: она идет на свидание, только если тот ей купит что-нибудь ценное.
Соболя для Выродочка
Делали подарки и члены семьи Михалковых. Сергей Владимирович однажды взял актрису на фабрику по выделке мехов, и она стала счастливой обладательницей шикарных соболей. Впоследствии эти меха выручили актрису в момент, когда вдруг из-за политических волнений в стране ей понадобились деньги.
Не устоял перед красотой польки и старший сын семейства Михалковых Андрон Кончаловский. На Московском кинофестивале он предложил Беате сняться в его новой картине «Дворянское гнездо», а после пригласил в родовое имение Михалковых на Николиной горе. Там Беата была очарована всем семейством.
В своих воспоминаниях актриса рассказывает о том, какой чудесной хозяйкой и рукодельницей была мама Никиты и Андрона Наталья Петровна. Хозяйка дома своими кулинарными способностями даже покорила сердце знаменитого Федерико Феллини, который заявил, что намеревается повторить такой обед для своих римских друзей.
По словам Беаты, в доме Михалковых ее любили все. Даже приклеили к ней милое домашнее прозвище: Выродочек. Актриса говорит, за то, что она поступала не так, как все, например, отказалась купаться в холодной воде. Но не будем забывать, что по-польски uroda означает «красота».
А когда шла работа над «Дворянским гнездом», Наталья Петровна лично надела на Беату для съемок свои фамильные драгоценности.
Чашка вместо жемчугов
Рассказывая об отношениях с Андроном, Тышкевич характеризует его как натуру увлекающуюся, порывистую, непостоянную. В один прекрасный момент, когда актриса в очередной раз появилась на Николиной горе, она стала свидетелем того, как двое дюжих мужиков выносили из дома старинный концертный инструмент – рояль Андрона.
Все дело в том, что молодой режиссер решил сделать Беате дорогой подарок, а денег у него тогда еще не водилось. В результате рояль был продан, Андрон с Беатой обошли все ювелирные магазины в поисках кольца с жемчужиной, но так ничего и не нашли. Подарок все же состоялся: это была коллекционная чашка тончайшей работы Кузнецовского фарфорового завода в виде изумительного цветка магнолии.
Дружба дружбой, а работать нужно
Во время съемок «Дворянского гнезда» актрисе нужно было заплакать, но сцена все никак не получалась. Тогда Андрон удалил всех из павильона и оставшись наедине с актрисой с силой ударил ее по лицу. От пощечины у Беаты закружилась голова, она в ярости покинула площадку.
Андрону тогда удалось вернуть заплаканную актрису и отснять сцену, но отношения уже никогда не были такими теплыми, как прежде. А полностью они прервались после того, как Беата отказалась по первому зову случайно встреченного в Париже Кончаловского ехать с ним в ресторан – у нее были дела, и отложить их актриса не могла или не хотела.
Андрон настолько обиделся, что даже не поздоровался с Беатой на премьере фильма «Сибирский цирюльник», куда ее пригласил Никита Михалков. Это не мешает актрисе до сих пор тепло отзываться о семье Михалковых-Кончаловских и хранить пачку нежных писем от Андрона рядом с чашкой Кузнецовского фарфора.