Один синяк и 268 млн долларов. Что случилось со съёмочной группой «Крёстного отца»

В возрасте «мужской зрелости» знаменитый фильм по-прежнему на высоте

В возрасте «мужской зрелости» знаменитый фильм по-прежнему на высоте

24 марта – важная дата для мирового кинематографа. 45 лет назад, в 1972 году, на экраны вышел, пожалуй, самый известный фильм: «Крестный отец». На момент написания статьи в общемировом рейтинге Top 250 IMDB этот фильм делит первое место среди лент всех времен и народов – вместе с «Побегом из Шоушенка». На третьем месте, к слову, – «Крестный отец 2».

 

Дочка Копполы поменяла пол

Фильм был оценен по достоинству не сразу, большое видится на расстоянии – у ленты «всего» три «Оскара». А вот кассовый успех оказался оглушительным: собрать $268,5 млн при бюджете $6 млн – настоящий подвиг.

Кстати, о бюджете – продюсеры хотели урезать его еще сильнее, перенеся действие из послевоенного Нью-Йорка в современный Канзас. Удалось бы сэкономить и на декорациях, и на костюмах, да и массовка в провинции подешевле. Режиссер Френсис Форд Коппола с трудом отстоял следование изначальному плану.

Но, конечно, Копполе приходилось жестко экономить, поэтому в дело шло всё. У режиссера родилась дочка София? Отлично, в кадр ее: сыграет мальчика, кто в таком возрасте разберет? Приехал в гости отец-музыкант? Как раз есть место в свадебном оркестре!

Дочь режиссёра София Коппола в роли мальчика

Еще об экономии – студия Paramount купила права на экранизацию романа Марио Пьюзо еще до его опубликования, имея только 20-страничный синопсис. Так выходило намного дешевле; к тому же автор был практически разорен и не торговался. Издание «Крестного отца» сделало его богатым человеком.

Хозяйка нью-йоркского дома, который «играл» усадьбу Корлеоне, не поленилась запечатлеть для истории несколько часов видео о съемках, которые потом продала за хорошие деньги. Да и сам дом, благодаря своей биографии, стоит сейчас примерно в три раза дороже, чем аналогичные по соседству.

Дом, «сыгравший» усадьбу Корлеоне

 

Воспитание по Марлону Брандо

Коппола признавался, что атмосфера на съемочной площадке была плохой: режиссер еще не обладал достаточным авторитетом, чтобы наводить порядок железной рукой. Однако он, по его словам, научился у своих героев жесткости – и постепенно уволил всех, кто мешал ему работать.

Знаменитую сцену из начала фильма, когда гробовщик приходит к дону Корлеоне с просьбой отомстить за дочь, пришлось переозвучивать уже после съемок: монолог Марлона Брандо («Ты просишь без уважения») был плохо слышен из-за громкого мурлыканья кошки, которую крестный отец гладил во время разговора.

Одна из реплик Марлона Брандо стала эталоном правильной реакции на идиотские вопросы журналистов. Брандо активно пользовался карточками-шпаргалками, и когда его спросили: «Для чего вы пишете эти карточки?», он ухмыльнулся и ответил: «Чтобы читать их». Кстати, Брандо отказался получать «Оскар» за лучшую мужскую роль. Таким оригинальным образом он решил выразить свое негодование по поводу нарушения прав индейцев. У нас такой стиль называется «Назло кондуктору пойду пешком».

 

Не щадя ни себя, ни зрителей

Исполнитель роли Луки Брази, телохранителя семьи Корлеоне, лучше остальных знал реалии, о которых повествует сюжет, – бывший борец Ленни Монтана был не актером, а профессиональным телохранителем у боссов преступного мира. Смерть своего персонажа он также сыграл отлично – говорят, ему приходилось видеть, как душат людей. А вот автор романа никакого отношения к мафии не имел и черпал свои представления о ней только из книг и новостей.

Аль Пачино не гримировался для съемок в эпизодах с синяком – он ударил себя кулаком в лицо, чтобы выглядеть максимально естественно. За свою роль он получил 35 тысяч долларов. Смешные по нынешним меркам деньги, но и на них можно было три года безбедно прожить в американской глубинке.

Сцены убийства в фильме предваряются попаданием в кадр апельсинов. Особо чувствительные зрители, увидев апельсин, сразу могут закрывать глаза. Студия требовала от Копполы больше насилия и натуралистичности – и он охотно шел навстречу этим пожеланиям.

Режиссер Серджио Леоне отказался снимать «Крестного отца», о чем, конечно, глубоко пожалел. 12 лет спустя он отомстил мирозданию лентой «Однажды в Америке». Отличный фильм, но до творения Копполы не дотягивает.

А вот еще один культовый режиссер, Джордж Лукас, работал на съемках оператором-монтажером. Заработанные деньги он вложил в съемки «Американских граффити», своего первого удачного фильма – Френсис Форд Коппола, кстати, был продюсером на этом проекте.

Пересмотрите «Крестного отца». Лучше сделать это с оригинальной озвучкой; в крайнем случае, можно включить субтитры