Александр Горбатов: «Лиза Боярская скакала передо мной козочкой»
30-летний актер Театра им. Вахтангова Александр Горбатов в последнее время очень востребован в телесериалах. Не успел канал «Россия» показать историческую сагу «Годунов», где обладатель престижной премии «Золотой лист» изобразил князя Федора Мстиславского, как подоспела еще одна громкая премьера. В многосерийной драме Сергея Урсуляка «Ненастье» Горбатов блеснул в главной роли бывшего «афганца» Сереги Лихолетова. А еще раньше исполнил роль Вронского в прошлогодней экранизации «Анны Карениной» на НТВ. Везде сыграл так ярко, что и критики, и зрители, сошлись во мнении, что у артиста большое будущее.
- Я у Сергея Урсуляка не в первой картине работаю, - начал рассказ Александр Горбатов. - До «Ненастья» был еще «Тихий Дон», куда я вначале на эпизод пробовался, а в итоге сыграл Степана Астахова. Я тогда учился в Щукинском театральном.
- Режиссер Урсуляк приходил в училище на дочку Дарью посмотреть и вас случайно увидел?
- Нет. Мы с Дашей на разных курсах учились, а о Сергее Владимировиче я знал немного - слышал только, как о его сериале «Ликвидация» все говорили. И вот однажды в институт позвонила кастинг-директор Урсуляка Светлана Жигалкина и начала расспрашивать обо мне. Когда однокурсница об этом рассказала, я принял ее слова за розыгрыш. Но в результате снялся и считаю, что проект получился. Хотя многие его критиковали, равно как в свое время «Тихий Дон» Сергея Герасимова с Быстрицкой и Глебовым, и даже немой «Тихий Дон» 1930 года. Каждый фильм был снят для своего времени. Мы, как и коллеги в прошлом, не собирались никому ничего доказывать, не навязывали свое видение. Но подумали, что молодежь вряд ли старые картины видела, а нас, может, все-таки посмотрели и составили свое мнение.
- В «Ненастье» к Урсуляку попали по инерции?
- Я тогда в «Табакерке» репетировал пластический спектакль без слов «Катерина Ильвовна» у Аллы Сигаловой. Был погружен в этот проект. Я ж почти два метра ростом, и мне было очень сложно. После одной репетиции забежал на «Мосфильм», случайно встретил Сергея Владимировича, и тот меня спросил, умею ли я играть на гитаре. И дальше, даже не дослушав мой ответ, сказал, что рассматривает меня на роль Лихолетова. Но добавил: «Если лучшего исполнителя найду, уж извини». Но мне повезло, взял меня.
Перед съемками я взахлеб прочитал роман Алексея Иванова, который и собирались экранизировать, размышлял бессонными ночами, и образ бывшего «афганца» показался интересным. Снимали на пленку, а не на цифровую камеру, как сейчас принято. Это дорогое удовольствие и намного ответственнее. Работали по всей России - в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Волгограде, Ярославле, Электростали, Карелии. И даже за границей - в Тунисе. Там сны Германа Неволина снимали, которого Саша Яценко сыграл.
- А над военными сценами из Афганистана где работали?
- В Крыму. Нам помогали штурмовые авиагруппы. Пилоты не сразу въехали, что такое кино и как оно делается. Им казалось, что достаточно лишь пролететь над камерами, а нам приходилось успевать их снять, в том числе с вертолетов. Все трюки ставил знаменитый каскадер Виктор Иванов. Он очень болел за то, чтобы все получилось красиво и зрелищно. Для меня эта тема тоже не пустой звук. Мой отец - военный. Я родился в Запорожье, на родине покойной мамы. Потом мы оттуда уехали, колесили по гарнизонам, куда отправляли отца. Хорошо помню эти невзгоды, разговоры взрослых, истории людей в погонах и их жен со слезами на глазах. Мои родители разошлись, когда мне было 12. А ветераны войны в Афганистане на моих глазах страшно пили, потому что никому не были нужны.
- У вас были счастливое детство и юность?
- Разные. Я с 12 лет рос на базаре, где мама работала, с 13 боксом серьезно занялся. Произошло это после того, как меня сильно избили. Но однажды тренер сказал: «Ты в голове не боксер, а мечтатель и авантюрист». Пытался работать ремонтником, продавцом, газоэлектросварщиком на заводе. График был изматывающий - три дня днем и три ночью. Однажды ехал на работу, и пришло озарение, что не тем занимаюсь, надо срочно что-то менять. Вот в 23 года и решил стать актером. К поступлению готовился с тетушкой своей из подмосковного Ступино. А в Щукинском училище меня Нина Дворжецкая очень поддерживала.
Мечтатель и авантюрист
- Как вам работалось с Александром Яценко и Сергеем Маковецким?
- Саша - потрясающий партнер, мастер своего дела. Мы много, до хрипоты, спорили на площадке. Когда-нибудь надеюсь дорасти до его высот. С Сергеем Маковецким в одном театре работаю, и вот на проекте снова встретились. До этого и в «Тихом Доне», и в «Годунове» снимались. Его тонкий юмор и огромный опыт восхищают.
Еще моей партнершей в «Ненастье» была Татьяна Лялина, молодая актриса «Современника». У нас по сценарию - любовная история с эротическими сценами. Чтобы подобное сыграть, надо в момент съемок обязательно кого-то любить. А я как раз очень любил и продолжаю любить, потому что недавно женился.
- О супруге расскажете?
- Ее зовут Виктория Мигунова. Она грузинка и самая лучшая девушка на свете. Не актриса, нас общий приятель познакомил. Мы оба православные и венчались в Грузии, в главном кафедральном соборе Батуми. Грузия - щедрая страна, там живут очень добрые люди. Теперь мои ближайшие цели - построить дом, родить сына и посадить дерево. Этот план уже начал воплощать в жизнь. Недавно купил квартиру в Москве. Много снимался и смог накопить на жилье. Очень хотим с Викой детей и мечтаем о большой семье.
- Среди актеров у вас появились близкие по духу знакомые? Может быть, на съемках «Анны Карениной» у режиссера Карена Шахназарова сблизились с Лизой Боярской и ее мужем Максимом Матвеевым?
- Да, у нас сложились отличные отношения. Лиза и Максим - прекрасные партнеры, абсолютно без звездной болезни. Особенно мне запомнилось, как мы снимались с Боярской в сцене игры в теннис. Шли дожди, было скользко, мы вымокли, а она передо мной скакала по корту в невероятном платье, как козочка. Путалась в нем, едва не падала, но стойко держалась. Думаю, если она прочитает это, то вспомнит и улыбнется.
В Театре Вахтангова я работаю с Василием Лановым, исполнителем роли Вронского в «Анне Карениной» 1967 года. Обсуждать свою работу с ним позволить себе не мог, он держит дистанцию. Если бы Василий Семенович сам захотел высказаться по этому поводу, я бы с удовольствием выслушал. Он знал, что Карен Шахназаров затеял новую экранизацию Льва Толстого, но обсуждать этот проект не стал. Не ругал, и то хорошо. У нас же такой менталитет, что критиковать легче, чем хвалить.
Фото из личного архива Александра Горбатова