Рутгер Хауэр: слезы под дождем, время умирать
Кто-то знает его по «Бегущему по лезвию», кто-то — по сериалу «Настоящая кровь», кто-то- по «Городу грехов» и «Бэтмену». Он был звездой «нуаров», и, как положено героям этого жанра, почти всегда находился в тени. Он мог не сниматься годами, но потом неожиданно появлялся на экране снова — в роли еще одного опасного немногословного парня, которому есть что скрывать. Он так жил, и так же умер — незаметно, в тени — актера не стало еще 19 июля, но журналисты узнали об этом только вчера, после похорон, которые состоялись на родине Хауэра, в его родной Голландии. Он никогда не оставлял надолго свою землю, землю мельниц и тюльпанов — какими бы деньгами его не манил Голливуд.
— Он сделал себя сам
«Я очень люблю Голландию — говорил Хауэр — Но здесь снимается пять, от силы десять фильмов в год. Актеру здесь не выжить. Поэтому я решил поработать над языками, и попытать счастья где-то еще».
Хауэр блестяще знал английский и немецкий, его голландский акцент совершенно не чувствовался.
— Он был лучшим другом Пола Верховена
...Верховен снимал Хауэра в каждом своем фильме в конце 70-х-начале 80-х. Роль в «Роботе-полицейском» он писал также специально для Хауэра, и даже когда их дружба подошла к концу, предлагал ему главную роль в «Основном инстинкте».
— Он играл ту же роль, что и Константин Хабенский
Еще в 1987-м вышел «Побег из Собибора», фильм о подвиге советского лейтенанта Александра Печерского, поднявшего мятеж в концлагере Собибор. Фильм был поставлен несколькими европейскими киностудиями, без участия СССР (Александр Печерский был приглашен на премьеру, но его не выпустили из страны). Тридцать лет спустя выйдет российский фильм «Собибор», в котором ту же роль сыграл Константин Хабенский.
— Он играл в русских фильмах
Рутгер Хауэр появлялся в «Зеркальных войнах» Василия Чигинского, «Ключе саламандры» Александра Якимчука, в фильме «Мата Хари», и в «Тайне печати дракона» — именно этот фильм стал для него последним.
— Он был единственным голландским актером, ставшим звездой мирового уровня
Его называли «самым знаменитым голландцем в мире», и его 50-летие в 1994 году праздновалось всей страной. В честь актера в Голландии выпустили марку с его героем в «Восточных сладостях», фильме, который сделал Хауэра знаменитым.
— Он пятьдесят лет любил одну женщину
Рутгер Хауэр был однолюбом — он пятьдесят лет прожил со своей возлюбленной Инеке тен Кейт. Они официально поженились в 1985-м, но встречались с 1968 года. Именно Инеке была рядом с Хауэром в момент его смерти.
— Его самая знаменитая фраза из фильма — импровизация
Многие знают Хауэра по одной-единственной роли, в «Бегущем по лезвию», и по одной-единственной реплике, в этом фильме произнесенной —
«Я видел такое, во что вы, люди, просто не поверите. Штурмовые корабли в огне на подступах к Ориону. Я смотрел, как Си-лучи мерцают во тьме близ врат Тангейзера. Все эти мгновения исчезнут во времени, как слёзы под дождём. Пора умирать».
Отчасти это цитата из Ницше, но в основном — абсолютная импровизация актера на съемочной площадке. Один из сценаристов «Бегущего...», присутствовавший при съемках этого дубля, вспоминал, что когда Хауэр закончил, на площадке воцарилась абсолютная тишина — а потом все присутствующие разразились аплодисментами...