«Подлые мысли» Марка Захарова, или «Как сделать заразительным зрелище, сыгранное на уровне профнепригодности»

Фото: globallookpress.com

Все, кто имел счастье общаться с режиссером театра «Ленком» Марком Анатольевичем Захаровым, ушедшим сегодня от нас на 86-м году жизни, вспоминают его как человека остроумного, умевшего тонко пошутить. Его высказывания часто были полны иронии и сарказма, но, сказанные всегда к месту, они заставляли задуматься. Поэтому даже в этот очень печальный день, отдавая дань памяти выдающемуся мастеру, хочется процитировать героя его телефильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»

Марк Анатольевич оставил многочисленные воспоминания, где дает довольно резкие и откровенные оценки тому, что происходит в нашей истории, современной жизни. Он отмечал нашу национальную предрасположенность к долгим сборам и мечтам о щуке, которая демонстрировала бы трудовую доблесть: «По щучьему велению, по моему хотению…». «Иногда вместо щуки мерещилась золотая рыбка», - отмечал режиссер. Вместе с тем, он не соглашался с тем, что наши предки были лежебоками или лентяями.

- В короткие погожие дни они развивали такую работоспособность, что на англичан и немцев смотреть было больно, я уж не говорю о голландцах. Славянское неистовство всегда было общепризнанным и уникальным, - писал Захаров. И рассказывал, как это отражалось на работе в театре.

- Я пробовал выпускать спектакль в театре с помощью линейного графика. График составлялся за год до премьеры спектакля, и в нем четко обозначались все производственные циклы во времени и пространстве. Очень недолго, но на меня после этого смотрели, как на трудолюбивого японца. Графиком откровенно восхищались, пили за мое здоровье, но всерьез работать начинали, как всегда, за два месяца до выпуска. Особое воодушевление коллектив испытывал в последнюю ночь. Товарищи по работе любовались друг другом, некоторые падали от изнеможения, но уста их шептали: «Вперед, к премьере!». Герои, - отмечал режиссер.

Свои нелицерпиятные суждения о вещах и людях мастер честно называл «зловредными», или «подлыми», «которые залетают в голову помимо воли ее владельца».

- Вообще, все свои раздумья я могу поделить строго на две части. Те, что я вызываю целенаправленно, волевым усилием для употребления в театральном деле. И те зловредные мысли, что залетают в голову не спросясь, сами собой, - рассказывал Марк Анатольевич. В связи с этим она приводил, по его словам, некоторые, до конца не продуманные парадоксы режиссерской профессии:

- Вместе со студентами режиссерской мастерской РАТИ (ГИТИС) мы выяснили, что может быть очень заразительным зрелище, откровенно плохо сыгранное, на уровне профнепригодности. Оказывается, есть грань, за которой то, что совсем плохо (как в живописи), вдруг обретает черты некой эстетической категории. Театр так же непостижим, безграничен, как и человек, ведь мы до конца не знаем своих ресурсов.

Кроме мыслей, которые я с известным усилием могу сформулировать, в моих усталых мозгах рассыпаны еще осколки мыслей. Вот некоторые из них.