Братья Пономаренко: «Отношения Петросяна с молоденькой ассистенткой - фикция!»
20 лет назад благодаря участию в конкурсе «Кубок юмора-99» вся страна узнала о юмористическом дуэте братьев Пономаренко. С тех пор близнецы Валерий и Александр стали постоянными участниками «Кривого зеркала» Евгения Петросяна, зажигали в пародийных телешоу «Повтори!» и «Театр эстрады». А сейчас ведут легендарную «Утреннюю почту» на канале «Россия».
- Валерий, вы c Александром всегда знали, что будете артистами?
- У меня с детства было такое желание, но тогда думал, что это нереально. Казалось, все актеры небожители и куда нам до них. Мы с Сашей родились в простой семье: отец - водитель, мама на молочном заводе трудилась. Я перепробовал много профессий - и на железной дороге работал, и на хлебозаводе, но судьба упорно вела к тому, чем должен заниматься. Однажды прочел объявление на двери Дворца культуры в Новочеркасске, где мы с братом родились, что Валерий Цыпкин заканчивает набор в труппу народного театра. Пошел к нему, и это оказалась важнейшая встреча с мастером, который направлял нас долгие годы.
Я на тот момент уже давно баловался пародиями. Передразнивал всех, кого видел по ТВ - Папанова, Миронова, Милляра… А на профессиональную эстраду пришли с братом только в 24 года - в 1991 году. Саша до этого музыкой занимался. Писал песни, стихи, создал кантри-группу «Веселый Роджер», которая со временем развалилась. А ровно 20 лет назад благодаря конкурсу артистов эстрады, который проводил Евгений Петросян, о нас с братом узнала страна. И не только нас. Евгений Ваганович помог прославиться Лене Воробей, Сереже Дроботенко, «Новым русским бабкам» и много кому еще.
- Тогда же вы переехали в Москву?
- Одно время мы и правда жили в столице. Работали в театре «Эстрады» у Геннадия Хазанова. Заочно окончили творческий вуз. Учиться очно в ГИТИСе смысла уже не имело. Я еще в 23 года женился, и у меня сын подрастал, так что надо было зарабатывать. А сцена оказалась нашим главным университетом. Потом по состоянию здоровья моей супруги мы с семьей перебрались в Ригу, где ей климат больше подходит. Там и живем с сыновьями (у нас их три - помимо старшего Алексея, Аркадий и Ярослав). А Саша с женой Анной, дочкой Любой и сыном Германом в Ростове-на-Дону обосновались.
- Почему вы выбрали столицу Латвии, а, например, не российский Калининград, где похожий климат?
- В Ригу я не раз приезжал на «Юморину» и всякий раз думал, что хорошо бы поселиться именно здесь. Мечтал построить свой дом. И вот однажды мы с моей Леной увидели объявление, что продается деревянный коттедж с тростниковой крышей и банькой. Это оказалось именно то, что мы хотели - без хай-теков и в «народном» стиле. Ну и приняли решение о покупке. Живем теперь рядом с озером. Десять минут на машине - и мы в центре города. Латышский язык я не выучил, а вот младшие сыновья неплохо на нем говорят. Но в основном все люди в Латвии русским отлично владеют. Это политики нас ссорят, а мы живем хорошо и дружно.
- Сыновья пошли по вашим стопам?
- Старший, 29-летний Алексей, сейчас в Германии осваивает профессию преподавателя музыки и математики. Учится бесплатно, потому что хорошо сдал экзамены. У немцев вообще неплохая социальная защита. 20-летний Аркадий учится в Риге в Институте транспорта и связи. А 12-летний Ярослав - школьник.
- С появлением статуса и денег никогда не задумывались поменять жену на молоденькую, как это, к примеру, сделал Евгений Петросян, закрутив роман с личной ассистенткой Татьяной Брухуновой?
- Нет. Мы с моей Леной уже больше 30 лет как семья. Она - моя правая рука. В семейной жизни все бывает - недопонимания, скандалы, но о разводе никогда не думали. Есть мощный трос, который нас соединяет. Он может ослабнуть, но разорваться - ни за что! Что же касается Петросяна и Степаненко, то, конечно, все удивились их разводу. Мы редко видимся с Евгением Вагановичем, с тех пор, как с братом ушли из его «Кривого зеркала». Но, как и многие, считали его брак хорошим творческим союзом. Они с Еленой Григорьевной прекрасно понимали и дополняли друг друга. Но молодые жены, наверное, омолаживают кровь. Вот Петросян и решил, что для работы это пойдет в плюс. Я, например, у нового поколения учусь манере подачи материала на сцене, каким-то фишкам, однако в личной жизни остаюсь консерватором. Но считаю, что отношения взрослого мужчины с юной девушкой - это фикция и иллюзия. Если есть семья, нужно изо всех сил стараться ее сохранить.
Как профукать миллион
- С братом в творчестве у вас есть конкуренция?
- Что вы! Мы с ним одно целое. Нам даже не обязательно быть вместе, чтобы почувствовать, что кому-то плохо. Когда Саша мне звонит, я, еще не подняв трубку, чувствую его настроение и знаю, что он хочет сказать. Конечно, когда мы пишем попурри, бывает, ругаемся. Он не согласен с моими вариантами куплетов, я - с его, но знаем, что нас обязательно рассудит зритель. По поводу денег тоже никогда не скандалим. Все гонорары делим поровну.
- Вы пользовались своей невероятной схожестью?
- В школе бывало. Если к доске Сашу вызвали, а я лучше знал предмет, шел за него. И наоборот. Учителя наш трюк раскусили, к директору таскали, разноцветные ленточки пытались нам привязать, чтобы различать. А с возрастом мы стали разными. Саша, например, сейчас вегетарианец, а я иногда мясо все же ем. Раньше даже девушки похожие нам нравились.
- Подменяли друг друга на свиданиях?
- Случалось. Когда Саша из армии пришел и находился в поиске второй половины, я попросил его встретиться с одной девушкой, а сам пошел к другой. «Валера, повтори анекдот, который вчера так смешно рассказывал», - попросила моя подружка Сашу. «Ой, уже и не помню!» - отбоярился он. А в конце свидания она, раскусив наш трюк, резюмировала: «Валера все-таки лучше тебя целуется, Саша». Правильно герой Джигарханяна говорил в одном фильме: «Бабу не обманешь, она сердцем чувствует!» Мы с братом всегда одобряли выбор друг друга. Он мою Лену принял, я его Анну.
- У вашего дуэта солидный опыт ведения телепрограмм. Признайтесь, в лотерее «Бинго», которой когда-то рулили, кто-то выигрывал честно?
- Конечно, шансов что-то солидное выиграть у зрителей мало. Но все победители честно получали призы. Мы бы не стали участвовать в этой затее, если бы поняли, что игра нечестная. Например, одна простая женщина из Башкирии обогатилась аж на миллион долларов. Но эти деньги она быстро профукала - мобильников накупила, золота, кучу ненужных украшений. А оставшуюся сумму так никуда и не вложила. Миллион, по сути, улетел в окно. Лично я не азартный человек. Лишь однажды в США поиграл, когда нам на гастролях выдали по 11 долларов на одноруких бандитов. Продул и успокоился. Больше не тянет.
- Ведя программу «Утренняя почта», вольно или невольно сравниваете себя с Юрием Николаевым?
- Мы николаевское настроение стараемся в нашей программе сохранить, но ищем новые форматы, шутки, хорошие песни. Наша главная задача - помочь зрителям по утрам отвлечься. Сейчас на каждом углу твердят, что на ТВ одни и те же эстрадные артисты, новых нет. Ну а где искать эту молодую поросль? Мы с братом часто сидим в жюри на разных конкурсах и видим, что хотя и встречаются достойные люди, но в нашем жанре их, увы, крайне мало. Плюс серьезная проблема в отсутствии авторов, из-за чего артисты сами вынуждены себе писать, и часто получается не смешно.
Фото из личного архива братьев