Михаил Шабров: «Карточные выигрыши Пугачева и Резник отдавали мне»

Михаил Шабров с Сергеем Никоненко
Михаил Шабров с бородатым Сергеем Никоненко. Фото из личного архива
Автор «Лаванды» и «Хуторянки» платил гонорары Ирине Мирошниченко, даже когда она не выходила на сцену

Поэт-песенник Михаил Шабров (настоящая фамилия - Шапиро), не так давно отметивший 75-летие, в советские годы был начальником отдела контроля за формированием репертуара - ответственным секретарем худсовета студии грамзаписи «Мелодия». Это не помешало ему писать хиты для Ирины Понаровской, Александра Буйнова, Алексея Глызина, Сосо Павлиашвили, Николая Караченцова, Михаила Боярского, ВИА «Пламя», «Самоцветы» и группы «На-На». А визитными карточками Шаброва стали золотые шлягеры Софии Ротару - «Лаванда», «Луна, луна», «Было, но прошло», «Хуторянка».

- Михаил Зеликович, 75-летие широко отпраздновали?

- Это раньше было широко: юбилейные концерты, ночные клубы… А сейчас другие позиции, другой возраст. Мне всегда казалось, что юбилеи напоминают репетицию похорон, где говорят, какой ты хороший. В общем, 75-летие дома отметил с 40 гостями, но это был семейный круг. Без речей «Миша, мы тебя и твои песни будем помнить всегда» и в этот раз не обошлось. У меня есть очень состоятельный друг. И ему доставляет удовольствие делать ну очень дорогие подарки. Мобильный телефон последней модели вот преподнес. Скоро ему 55. Уж и не знаю, чем в ответ порадовать. Думаю, песню для него напишу.

- Вы сейчас, насколько я знаю, все больше мюзиклы для детей создаете - «Новогоднее приключение Емели», «Пираты и затерянный остров». А из шоу-бизнеса с кем-то общаетесь?

- Как иначе? Хотя я застал другие времена, где не было Ольги Бузовой, а была высокая культура. Современный шоу-бизнес - это как попа у лошади. Если каждый день ее показывать по ТВ, и она станет суперзвездой. Лично для меня эталон певицы - Елена Камбурова: выдающаяся, скромная, мастер своего дела. Еще Ирину Понаровскую очень люблю, с которой вместе работал. Она из очень музыкальной семьи, сама на нескольких инструментах играет. Стильная, красивая, выходит к зрителю, как с открытки.

Ирина Понаровская
Ирина Понаровская уже дважды бабушка. Фото: Instagram.com

- Понаровская недавно объявила, что после затяжного перерыва возвращается на сцену. Зачем ей это?

- Видно, соскучилась. Непостижимая женщина! Когда уходила, все телефоны заблокировала, все связи оборвала и из своей шикарной квартиры на Трифоновской в Москве переселилась в дом под эстонской Нарвой. Просто растворилась, исчезла на долгие годы. А сейчас, после пластики, ее не узнать. Глядя теперь на Иру, почему-то вспоминаю Люсю Гурченко, которая в 70 лет легла под нож хирурга, чтобы играть 30-летнюю… Увы, это пошло. Во всем надо меру знать, особенно женщинам-артисткам.

- Понаровской - 67.

- Для меня эталон - народная артистка СССР Вера Васильева, которая в свои почти 95 остается гранд-дамой и большой умницей. Впрочем, если говорить о званиях, то Ира Понаровская стала недавно только заслуженной. Раньше, чтобы тебе присвоили это звание, нужно было получить характеристику от трех народных артистов. Обзваниваешь их, а они в ответ: «Ты сам напиши, я подмахну». Плюс кого-то наверху приходилось уговаривать, кому-то платить. Клянчить, по сути! А Понаровской именно присвоили! По-настоящему оценили. Сейчас заслуженным и народным артистам стали доплачивать по 30 тысяч рублей к пенсии, что очень неплохо для пожилых людей. Но если вспомнить, что Николай Басков получил народного в 35, а Аркадий Райкин - в 70, понимаешь несправедливость этого мира и несоизмеримость людей в творчестве. Баскова забудут на второй день после того, как он мелькать перестанет, а великого Райкина очень долго помнить будут.

Внутри мартини, а в руках бикини

- Что на песенном поприще нынче происходит?

- Как поет Киркоров: «Внутри мартини, а в руках бикини». Такие вот тексты в моде. Пошлятина, одним словом. Для Филиппа пишет какой-нибудь дешевый автор с Украины. Получает 500 долларов за песню, и отлично… А я 18 лет на фирме «Мелодия» работал, мне с телевидения звонили и рассказывали об интересных новых артистах. И любой талант пробиться мог! В 1982 году мы с корреспондентом «Комсомольской правды» Юрой Филиновым придумали конкурс «Золотой камертон». Так нам со всех концов СССР люди присылали кассеты со своими записями. Выиграла Екатерина Семенова, которая тогда была секретарем-машинисткой. Юрий Антонов по моей просьбе ей бесплатно песню написал и даже пригласил на работу в свою группу «Аэробус» (мы ее «Антоновкой» называли). Катя и сейчас, почти 40 лет спустя, имеет успех!

Юрий Шевчук
Карьеру Юрия Шевчука едва не испортила его стычка с Александрой Пахмутовой. Фото Бориса Кудрявова

В число девяти претендентов на победу, которым «Мелодия» за свой счет тоже позволила записать песни, вошел и Юрий Шевчук, паренек в смешных чеховских очках. Он был никому не известным художником из Уфы. Мог и победить, но, как принципиальный человек, песню Александры Пахмутовой отказался во втором туре исполнять. Считал Александру Николаевну комсомольским композитором.

- Как вы думаете, почему немногим артистам удалось сохраниться? Например, группа «На-На», для которой вы писали, практически канула в Лету.

- А Юрия Шатунова, у которого нет ни голоса, ни харизмы и которому уже под 50, обожают и сейчас! Такой вот парадокс. Сам наблюдал недавно в Новороссийске, как взрослые дяди и тети подпевали открывающему рот под фонограмму Шатунову.

Юрий Шатунов
Юрий Шатунов уже давно живет в Германии, а на заработки приезжает в Россию. Фото Ларисы Кудрявцевой

Что касается «На-На», то их продюсер Алибасов - гениальный профессионал и провокатор, лучший у нас в России. Жалко, что за 30 лет ему не удалось еще что-то подобное создать. Но недавний черный пиар Бари с жидкостью для прочистки труб у меня вызывает отвращение. Разве со смертью можно так играть? Хотя он на этом скандале, рассчитанном на дураков, огромные деньги заработал. Тоже неплохо, раз «На-На» уже не приносит дивидендов.

Я писал песни и для Николая Караченцова. Жалко, что с Колей все так вышло. Никогда не понимал его жену Людмилу Поргину, таскавшую всюду больного человека. Тоже, видно, поддерживала к себе интерес, чтобы потом ходить по ток-шоу и зарабатывать. Но это жизнь, никого не осуждаю.

Ирина Мирошниченко
Ирина Мирошниченко с недоверием смотрит на доброту и альтруизм. Фото Бориса Кудрявова

Артисты, с кем я работал, разные. Однажды Ирина Мирошниченко на 40 минут опоздала на мой сборный концерт. Я заплатил ей гонорар, но на сцену не пустил. А вот Надежда Бабкина как-то примчалась в «Литературное кафе» (был такой проект), когда к нам внучка Шолом-Алейхема приехала. Надя заболела в этот день, но все-таки с высокой температурой, вся опухшая нашла силы поучаствовать в мероприятии. Хотя это же не кассовый концерт, зрителей нет, только свои, человек 50. Но она дала слово и сдержала!

10 рублей на кону

- С Аллой Пугачевой общаетесь?

- Раньше мы дружили. Я знал и ее маму Зинаиду Архиповну, даже провожал в последний путь. Бывал у них в крохотной квартирке на улице Скрябина. Тогда Алла была другая. Помню, они играли в карты с Ильей Резником. Ставка - 10 рублей. Я эту игру не знал, поэтому по договору, кто проигрывал, деньги мне отдавал.

А последние четверть века мы с Пугачевой не общаемся. Ничего такого между нами не произошло. Просто мне не понравилось ее новое окружение, которое Алле в рот смотрело, лебезило и чуть ли не ручки барыне целовало. Плюс у нее появилась высокомерность. Для меня это фальшивость, я четко на такое реагирую.

Я и с Соней Ротару, для которой много писал, однажды перед концертом из-за мелочи поцапался. После этого, едва она вышла к зрителю и стала первые песни исполнять, принялся подмечать ошибки. А спустя час был уже в плену ее таланта и снова любил. Вот такая энергетика.

Алла Пугачева развлекалась в бане в компании мужа Евгения Болдина (слева), директора таллинского Дворца культуры и спорта Николая Зинцова и поэта Ильи Резника (1987 г.)
Алла Пугачева развлекалась в бане в компании мужа Евгения Болдина (слева), директора таллинского Дворца культуры и спорта Николая Зинцова и поэта Ильи Резника (1987 г.). Фото: Архив «Экспресс газеты»

- А кто питает вашу энергетику?

- Супруга Лиана. Она русская, хотя родилась в Грузии, куда отец-строитель приехал в конце 40-х. Жена говорит на грузинском, отлично готовит. Мы ее родителям купили в Москве квартиру и туда перевезли, когда в Тбилиси известные события начались. Мы с Лианой 30 лет вместе, это мой второй брак. Первая жена Галина ушла из жизни девять лет назад. Храню о ней добрую память. Вместе учились в Пединституте им. Ленина и потом больше 20 лет прожили в браке.

У меня два сына. Денису 50 лет, у него дочка Дарья, ей 28. Денис - автомеханик золотые руки. Не так часто общаемся, он рано женился и ушел в семью супруги.

А второй сын - Саша, это ребенок моей Лианы от первого брака. Ему 43, и у него собственный очень неплохой бизнес. Я Александра родным считаю, с юного возраста растил. У него две дочки - Настя и Вика, они в Австрии учатся.

- Как с Лианой познакомились?

- У нас с композитором Володей Матецким тогда была своя фирма «Лаванда», и Лиана пришла к нам главным бухгалтером. Бизнес не пошел, а жена отличная вышла!

Читайте также: