В тесноте, да не в обиде

Самарская семья из 13 человек ютится в двухкомнатной «хрущёбе»

Люба КЛЮЧИКОВА показывает окно, которое приходится постоянно держать закрытым

Люба КЛЮЧИКОВА показывает окно в подвале

Самарская семья из 13 человек ютится в двухкомнатной «хрущебе».

Не дождавшись обещанного муниципального жилья, семейство КЛЮЧИКОВЫХ расширило жилплощадь, прорубив лаз в подвал и оборудовав там дополнительные комнаты.

Старые коврики на полу, шторки, скрывающие отсутствие окон, плюшевые игрушки, «сидящие» на ржавых батареях... Обитательница этих хором Люба Ключикова вовсе не чувствует себя персонажем книжки «Дети подземелья». Как может, женщина старается навести уют в жилище своих детей. Если бы не шум воды, сырость и холод, сразу и не поймешь, что находишься в подвале.

- Весной ждем пополнения в семье - старшая дочь должна родить ребенка, - вздыхает Люба, семейство которой сейчас состоит из 13 человек! - Растить малыша придется в подвале, ведь наш квартирный вопрос так и не решен!

Началась вся эта история семь лет назад, когда Ключикова родила восьмого ребенка. Ютиться вдесятером в двух крошечных комнатах «хрущебы» стало невозможно. К тому моменту семья уже 10 лет стояла в общей очереди на получение муниципального жилья. Отчаявшись, супруги решили прорубить лаз в подвал и устроить комнаты для детей там. Благо, помещение пустовало.

Сын Виталик, дочь Лиза

Сын Виталик, дочь Лиза

Ключиковы, грешным делом, надеялись, что их случай привлечет внимание властей. Однако чиновники отнеслись к проблеме равнодушно. Один плюс - ЖЭУ «захвату» и реконструкции подвала не противилось. Оказалось, что помещение к ним не относится, а значит и обслуживать его, кроме Кючиковых, некому.

- Первый год, конечно, в подвале творился кошмар, - от воспоминаний Люду передергивает. - Крысы, пауки, тараканы, постоянно прорывало канализацию. Помои выносили ведрами. Пришлось трубы за свой счет менять, замуровывать дверь, окна.

Первое время из подвала в квартиру постоянно наведывались бродячие коты, которые пробирались на кухню и нагло съедали хозяйский ужин. Хвостатых удалось отвадить, только заделав все лазы. Избавились от котов - новая напасть: мыши, против которых ловушки не слишком помогают. 

- Наш-то кот мышей не ловит. Не любит он подвал, там сыро, - сетует Люба.

В пяти комнатах в «подземелье» сейчас живут восемь человек. Родители и самые маленькие, включая дочь Алену, которой всего два с половиной годика, ютятся в двух комнатушках наверху. Теснота такая, что в помещении еле втиснули крохотные самодельные столики, шкафы и двухъярусные кровати.

- Старший сын, которому 24 года, переехал к дедушке и бабушке жены, а сюда тут же въехал муж старшей дочки, - смеется Люба. - Свято место пусто не бывает.

Материнская доблесть

Пока были силы, семейство ходило по инстанциям. Ответ чиновников поражает своим цинизмом: зачем вы столько детей рожали? - снова и снова слышали Ключиковы. 

Люба КЛЮЧИКОВА

Люба КЛЮЧИКОВА в подвале

- Я верующий человек и сразу решила, что сколько бог даст ребятишек, столько и будет! - Люба показывает на икону в углу. - У меня шесть мальчиков и пять девочек. Один ребенок у меня приемный - это дочь моей покойной сестры. Девочку отдали в детдом, но не могла же я бросить кровинушку! Ситуация оставалась плачевной до тех пор, пока о многодетной семей не написали местные журналисты. Именно после публикации в прессе городская администрация, наконец, вспомнила про Ключиковых, не первый год обивавших все пороги. Обещали решить проблему с жильем к 2009 году, обнадеживали. Но Новый год прошел, а воз и ныне там. Единственное, что сделали - на три месяца сняли семье трехкомнатную квартиру. Но Ключиковы туда не пошли, побоялись.

- Сначала, конечно, обрадовались: квартира хорошая, - вздыхает Люба. - Но оказалось, что в договоре аренды городская администрация вообще не фигурирует. Значит, если что в квартире случится, то ремонт за наш счет. А хозяйка, как нас увидела, так сразу и запричитала, что дети испортят ее дорогую мебель. В общем, отказались мы. Здоровье уже не то - по съемным квартирам мотаться.

Так что пока Ключиковым приходится надеяться на чудо, ведь своих денег на покупку нормальной квартиры у них не будет никогда. Живут впроголодь. Люба, по образованию швея, сейчас не работает, на ней весь дом держится. Муж Петр, два года назад перенесший удаление легкого из-за рака, вынужден подрабатывать сторожем. Да и у старших детей постоянной работы нет. Чтобы помогать семье,  дочь бросила музыкальное училище. Сейчас трудится фасовщицей пельменей. О мечте стать пианисткой напоминает только старый рояль, стоящий в ее комнатушке в подвале.

Вторая старшенькая - продавщица. По образованию повар, раньше трудилась в кафе, но не приработалась: товарки, пользуясь ее бедственным положением, постоянно измывались. Сын, тоже выучившийся на повара, так и не смог найти работу по специальности - трудится разнорабочим, а летом подрабатывает на стройке.

- Не знаю, что дальше будет, - разводит руками Люба. - Материальную помощь нам чиновники выделили и тут же сами ее потратили на ненужную нам аренду. А на малыша, которого родит дочка, будет уходить половина всех наших денег. Да и подвал нужно доделывать, требуется вентиляция. Там жуткая духота, приходится держать окна открытыми. Поэтому у детей вечные ангины. Недавно вызывал нас лично прокурор города и сказал, что пока помочь ничем не может, денег на постоянную квартиру для нас не выделили. Единственное, что пообещали - дать знак отличия «Материнская доблесть».

Зять Миша и сын Дима-разнорабочий

Зять Миша и сын Дима-разнорабочий

Сын Виталик

Сын Виталик

Люба КЛЮЧИКОВА

Люба КЛЮЧИКОВА

Люба КЛЮЧИКОВА с дочкой Лизой и домашним питомцем

Люба КЛЮЧИКОВА с дочкой Лизой и домашним питомцем