Спутник «пиар-кода»: как мэрия Москвы помогает эпидемии
В новой городской поликлинике № 45 очередь к посту регистратуры выстраивается еще до открытия. Уже в 8 утра ее хвост теряется в глубине коридора. Движемся медленно, хотя здесь только выдают анкету и проверяют талоны. Медсестры иногда просто не знают, куда направить пациента.
Те, кто пришел на первый укол, чаще не готовы к бестолковщине - кто-то ругается, кто-то (немногие) уходит. Заполнять анкету о наличии или отсутствии противопоказаний отправляюсь в большой кабинет. Ни там, ни в холле нет речи о социальной дистанции, да и место найти трудно. Свободна только часть подоконника, где я и устраиваюсь.
Никакого осмотра - только прием анкеты и медкарты, и вперед - «закатайте рукав». Никакого выбора вакцины - есть только Sputnik V. Потом печать на сертификат - и на выход. Сам процесс, за вычетом метаний медсестер, происходит быстро, но в очереди все равно приходится провести примерно полтора часа.
- Вечером по три часа торчат, так что лучше утром приходить, - рассказывает медсестра Мария, не поднимая головы от бумаг и карточек. - Закрываем за полночь, хотя прием до десяти. Народу очень много. У меня одной каждый день за 14 часов проходит примерно 160 человек. Осмотр делать некому и некогда. Ввели дополнительные смены - теперь трое через сутки, раньше было два дня рабочих… Все, следующий!
Несмотря на занятость и суету, медики дружелюбны и отвечают на вопросы - только неофициально. Граждан (в основном пожилых) почему-то больше интересует, как получить «пиар-код» (QR-код, который дает право на посещение кафе и прочих общественных мест).
Встречаю знакомого врача, тот с грустной улыбкой шутит:
- У меня сейчас обход - но его можно начинать здесь. Ведь из собравшихся добрая половина после такого тесного общения может заболеть! Не дай бог, конечно. Но мы же с вами помним итоги всех наших столпотворений?
Нет толп только возле мобильных прививочных пунктов. На наш взгляд, риск заражения «короной» в очереди на вакцинирование ничуть не меньше, чем у пассажиров метро и электробусов в часы пик. В большинстве поликлиник и больниц, по отзывам жителей и данным независимых профсоюзов медработников, также многолюдно.
Очереди за ковидом
- Ограничение массовых мероприятий ввели поздно: 16 марта 2020 г. - в этот день состоялся последний футбольный матч. Накануне, 15 марта, прошли два пятитысячных концерта Rammstein.
- Метро и электропоезда в столице не останавливали. При этом здесь искусственно создавали толпы.
- Первое и крупнейшее столпотворение - 15 апреля 2020 г., знаменитая «проверка пропусков» на входах.
- Увеличенный интервал между поездами ввели в апреле, что сделало толпы и давку постоянными (до отмены распоряжения).
- Проверка масок и перчаток до сих пор приводит к столпотворениям на входе и на платформах.
- С 12 мая возобновили стройки и ремонт дорог.
- К третьей волне ограничения массовых мероприятий тоже опоздали - 12 июня 2021 года на Красной площади прошел большой концерт в честь Дня России, 17 - 20 июня здесь же состоялся книжный фестиваль, а с 26 июня по 11 июля в Лужниках действовала фан-зона чемпионата Европы по футболу, через которую прошли десятки тысяч зрителей.
Абсурдные ограничения
Запрещать власти умеют лучше всего. В сезоне 2020/21 москвичи столкнулись с ограничениями, которые также неожиданно отменялись. Порой за пару суток, как вышло с запретом сидеть на лавочках. Ограничения, как правило, не проходили гласной экспертизы и общественного обсуждения. Мы выбрали топ-5 самых странных ограничений:
- Сокращение радиуса прогулок до 100 м. Типа без рулетки не выходить.
- Запрет совместных прогулок людям, живущим вместе. На тесной кухне социальную дистанцию соблюдать проще.
- Запрет прогулок в парках. Всем известно, что свежий воздух - губителен.
- Запрет посещения баров и кафе ночью с 00:00 до 06:00. Днем вирус, видимо, спит.
- Запрет посещения общественных мест без QR-кода. Эффект получен - рестораны стоят пустые и массово готовятся к закрытию.
Дооптимизировались!
Главной причиной тяжелой эпидемической обстановки эксперты называют «оптимизацию» системы здравоохранения в Москве в 2014 - 2019 годах. На начало 2011 г. в столичных больницах было 82 тыс. койко-мест, а в 2019 г. осталось 46 807. Число врачей, главным образом высококвалифицированных инфекционистов, в государственных медучреждениях снизилось на 13,2 процента. По неофициальным подсчетам, закрыто 60 больниц и 200 поликлиник, в том числе инфекционных. Перепрофилирование клиник и ускоренная подготовка не решили проблему. В большинстве переделанных в ковидолечебницы больниц плохая вентиляция, а новые врачи не успевают вовремя оказывать помощь.
Источник фото: Globallookpress.com