Самокат дьявола: нашествие «бесшумных убийц» началось

Прокат электросамокатов. Фото Ивана Макеева/«Комсомольская правда»

Средства индивидуальной мобильности (СИМ) - сигвеи, скутеры, моноколеса, электросамокаты - ворвались в жизнь российских городов. Однако самый заметный след оставили на асфальте электросамокаты. И след этот кровавый.

Столкновения старого и глупого

15 июля 38-летний уроженец Белоруссии, сбежавший оттуда из-за кредиторов, мчался на электросамокате по Москве так, словно за ним гнались. На бешеной скорости он врезался в ехавшего на велосипеде доктора наук Ивана Пигарева. 80-летний ученый с мировым именем, известный исследованиями кошек и приматов, упал и ударился головой. Пострадавших доставили в больницу, где Иван Николаевич скончался. Сбивший Пигарева примат в реанимации, его жизнь вне опасности.

Число ДТП с электросамокатчиками растет. По данным МВД, оно увеличилось в этом году на 195 процентов. Столкновений десятки, многие ужасны: «неизвестный на самокате сбил девушку и сломал ей ребро», «женщина в реанимации», «неизвестный на электросамокате сбил 5-летнюю девочку, ребенок в тяжелом состоянии».

Не меньше впечатляют результаты падений для самих самокатчиков - ушибы, вывихи, переломы, растяжения и разрывы связок, травмы головы... Солист Мариинского театра Давид Залеев впал в кому. Нередко наезды заканчиваются дракой - пешеходы не хотят ходить по тротуару, прислушиваясь к шороху за спиной. Недавно пожилые супруги в центре Москвы отделали сбившего их 30-летнего хипстера. Похожий эпизод у станции метро «Первомайская» закончился печально - пешеход оказался профессиональным бойцом смешанных единоборств. Гарун Дибиров недолго думая проломил самокатчику голову.

Всадники без головы

На электросамокаты не только встают и садятся (если есть седло), но и буквально подсаживаются - у транспорта много плюсов. Низкая стоимость, удобство, высокая скорость, компактность, возможность перевозки в общественном транспорте. Минусов тоже немало. И они портят жизнь не только владельцам и пользователям, но и другим участникам движения - автомобилистам и пешеходам.

Автомобилист замечает электросамокатчика в последний момент. Дешевые модели не оборудованы габаритными огнями, скорости большие, а размеры такие, что легко попасть в слепую зону. ПДД большинство самокатчиков не знают.

Пешеходы не ждут появления со спины самокатов, двигающихся почти бесшумно. Электросамокатом никто не учит управлять, хотя эта штука сложнее, мощнее и тяжелее велосипеда. Для его аренды достаточно регистрации в мобильном приложении и пары сотен рублей. О шлеме никто не думает.

Физиолог Пигарев мечтал дожить до 140 лет. Занимался исследованиями сна и мозга. Часто повторял: «Кошки умнее приматов. Уж я знаю, о чем говорю». Фото Института проблем информации им. А.А. Харкевича

Мэры и полумеры

Московская мэрия ограничила скорость и массу электросамокатов. Теперь не быстрее 25 км/ч и не больше 35 кг. Если помните школьную физику, то удар при таких вводных составит 10 кДж. Это в сто раз сильнее отбойного молотка. Ограничения скорости и массы принимают и в регионах. В Казани электросамокаты мощностью более 250 Вт приравняли к мопедам; сверхмощные - к мотоциклам. Скорость ограничили до 10 - 15 км/ч.

- Это эффективнее, чем в Москве, - говорит председатель «Союза пешеходов» Владимир Соколов. - При 25 км/ч можно сбить человека. Но все равно это полумеры. Электросамокаты пригодятся не для катания по Москве, а для того, чтобы ездить между малыми городами и деревнями, где два раза в день ходит автобус и у граждан нет денег на автомобиль. При плохо работающем общественном транспорте средства индивидуальной мобильности нужны как воздух. Мы, «Союз пешеходов», с 2016 года фиксируем рост наездов и пишем письма в Минтранс. Но власти не хотят ответственности, они не хотят, чтобы электросамокаты были признаны транспортными средствами. На стороне общества никого нет.

Для решения острых проблем не нужно строить дорогую инфраструктуру. Не нужно и запрещать электросамокаты, к чему призвал сенатор Пушков. Достаточно приравнять их к скутерам и мопедам. Тогда для управления потребуется водительское удостоверение категории «М». В этом случае, например, за пьяную езду последует лишение прав и штраф в 30 тыс. руб. Эта мера обсуждается с 2017 года, но безрезультатно. Ее топят лоббисты импортеров китайских электросамокатов и… Московской мэрии.

В Китае после фактического запрета спрос на электросамокаты упал. Но производители не хотят терять прибыль. А Собянин не для того сужал улицы, расширял тротуары и фактически запрещал въезд в центр Москвы, чтобы отказаться от идеи пересадить москвичей с автомобилей на велосипеды и самокаты.

- Ниша средств индивидуальной мобильности для Москвы очень невелика, - объясняет Константин Трофименко, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполиса НИУ ВШЭ. - Почему так популярны СИМы в городах Европы? Потому что житель Европы может найти в радиусе 3 - 5 км для себя все, что угодно - интересную высокооплачиваемую работу, удовлетворить какие-то культурные потребности. Поэтому ему будет удобнее проехать эти 3 - 5 километров на компактном транспортном средстве. В Москве же существуют спальные районы, отдаленные от мест работы и культурных центров на десятки километров.

Европейский опыт


Пешеход, борись за город!

- История с отменой QR-кодов - один из примеров, что власть реагирует на общественные настроения, - говорит политолог Александр Кынев. - Общественное мнение для нее не пустой звук. Раздражение граждан велико, но существуют противоречия между интересами общества и бизнеса. Есть люди, которые хотят отбить свои вложения и не хотят усложнения эксплуатации электросамокатов. Но шанс переломить ситуацию у общества есть именно сейчас, когда идет избирательная кампания.