Школьники построили железную дорогу

Уникальный макет стал тренажёром для будущих машинистов

Уникальный макет стал тренажером для будущих машинистов.

Мечта большинства россошанских мальчишек - стать машинистами или слесарями по ремонту подвижного состава, как их отцы и братья. А пока счастливчики из железнодорожной спецшколы создали под руководством Александра ЛИВЕРКО уникальный тренажер - дорогу, на которой студенты специализированных техникумов будут учиться принимать решения в нестандартных ситуациях. 24 июня ее выставят на ВВЦ.

В городе Россоши, в негосударственной средней спецшколе №39 ОАО «РЖД», а таких учебных заведений на Юго-Восточной магистрали всего четыре, постигают азы профессии 680 мальчишек и девчонок. 53-летний Александр Ливерко пришел сюда в 2007-м, отработав на станции сигнализации и связи своей родной «железки» больше 30 лет. И первым делом реанимировал известный в советские годы кружок моделирования. Ребята начали строить и «водить» поезда, не покидая стен школьных мастерских.

- Теперь младшие могут быстро понять, как и почему трогается локомотив, как действует сцепка вагонов, как переводятся стрелки и опускаются шлагбаумы, - говорит Александр Андреевич. - Скажу сразу: это не аналог импортной дорогой игрушки, которую можно купить в магазине, а действующий тренажер и для тех, кто изучает азы железнодорожного дела, и для студентов - будущих специалистов по безопасности железнодорожного движения.

Россошанские школьники все сделали своими руками: от локомотивов и опор контактной сети, на которых закреплены провода, до крошечных фигур путевых обходчиков, стрелочников, пассажиров и системы управления, вынесенной на стенд. Вся модель выполнена строго в масштабе 1:50, рельсы весят 27 килограммов, электровоз - девять. На пяти метрах рельсов, по которым бегают поезда, локомотив может мгновенно набрать скорость до 90 километров в час -  как настоящий! Чтобы поезд не сбился на развилке, не вылетел с пути и не рухнул под откос, то есть на пол учебного класса, машинисту нужно крепко держаться за пульт и заранее тщательно продумывать каждый маневр.

Двоечников в этом кружке нет. Того, кто умудрился схватить «неуд», Александр Андреевич временно отлучает от железной дороги - пока не исправится. А для ребят это очень обидно: ведь все создатели уникального макета уже попали на «страницы истории» родного края. Недавно их «железка» взяла главный приз на Всероссийской детской технической выставке. Сейчас тренажер экстренно усовершенствуют, чтобы на выставке в Москве на ВВЦ было можно запускать поезда хоть тысячу раз на дню.

К сведению!

* Первая мини-железная дорога была представлена в 1891 году на Лейпцигской ярмарке. На паровозике был установлен паровой котел, который разогревала спиртовая мини-печка, а пар приводил локомотив в движение.

* Рижанин Артур Круминьш является обладателем железной дороги, занимающей площадь 12 кв. метров. Общая протяженность рельс 50 метров. Здесь есть не только вагоны с локомотивами, станции, горы, озера, реки, но даже городки с небольшими домишками и фигурками людей на улицах. Все это выполнено в масштабе 1:87. Но это - игрушка, а не тренажер!

* Несколько лет назад на аукционе Sotheby‘s ушла с молотка самая дорогая модель мини-паровозика стоимостью 165 тысяч долларов.

* Коллекция бывшего президента США  Рональда Рейгана насчитывает около 1,5 тысяч игрушечных вагонов и локомотивов.

* Только в Германии тиражом 100 тысяч экземпляров выходят пять специализированных изданий по игрушечным железным дорогам.