Стиляг убили диссиденты
Эти молодые люди своим внешним видом как бы уже шагнули в ту жизнь, о какой мечтали многие советские граждане |
Главной задачей дружинников было грабить ярко одетых парней и девушек, но залезать за деньгами им в трусы считалось западло
По телевизору наконец-то решили показать фильм Валерия ТОДОРОВСКОГО «Стиляги». Эта сказочная история из жизни советских неформалов 1950-х рассчитана на самую широкую аудиторию, но вызвала интерес прежде всего у молодежи. После выхода фильма в прокат на интернет-форумах, посвященных стилягам, появились тысячи вопросов. Правда ли, что показано в кино? Откуда появились стиляги и куда делись? Ответ на них мы узнали у известного московского ловеласа и тусовщика, бывшего стиляги, а ныне гламурного фотохудожника Анатолия МЕЛИХОВА.
- Первые стиляги появились почти сразу после войны, - вспоминает Анатолий Мелихов. - Это были жены и дети вернувшихся офицеров. Мне, как пасынку генерал-майора артиллерии, повезло оказаться в их числе. Такие дети росли в особых условиях, в окружении шикарных вещей: банки с ананасами, шоколад и, конечно, одежда прекрасного качества - немецкая, французская, любая. Моя мама была капитаном МГБ. Она открывала трофейные сундуки, доставала платья, от вида которых жены младших офицеров, и вообще женщины, падали в обморок, хотя и они старались одеваться стильно. Один в один как немки и француженки до войны, потому что в каждом приличном доме лежали трофейные журналы мод, открытки, рекламки. Все мы слушали только трофейные пластинки - танго, фокстрот неслись из каждого окна. В клубе крутили американские и немецкие фильмы. Мы страшно завидовали и стремились подражать этим людям в журналах и на экране, и все верили, что у нас скоро тоже так будет. Стиляги - это дети, отравленные очарованием трофеев и ленд-лиза. Они своим внешним видом как бы уже шагнули в ту жизнь, о какой мечтали многие советские граждане.
Стиляга Анатолий МЕЛИХОВ встретил 1960-е в темных очках… |
- Коки появились в 1953 году. За бриолином для них специально ездили в Таллин. Кто победнее, использовали сахарный сироп. Меня лично это не интересовало, у меня были очень кучерявые волосы. Ничего с ними не мог сделать. Я с пяти лет понимал, что такое красиво, модно, и меня раздражало, когда я видел серых людей, а впоследствии столкнулся с ними в московской школе №170, что во дворе улиц Петровки и Пушкина. В основном это были блатняки Дмитровских переулков - те, кто рождался и рос в неволе. Они с родителями вернулись в Москву после амнистии 1946 года.
Разделение общества на богатых, мажоров, и остальных очень четко прослеживалось уже в начале 50-х. Стилягами чаще всего становились те, у кого деньги были. Остальным приходилось вертеться. Например, знаменитый Ян Рокотов, которого Никита Хрущев приказал расстрелять за валютные махинации, уже в последнем классе моей школы был довольно заметной фигурой. Помню его с коком, в зеленом клетчатом пиджаке и крутых красно-желтых ботинках на высокой платформе-манке. Они за школой в кустах разводили костер, накаливали на огне напильники и прожигали на подошвах углубления. Я был моложе его, но на меня нормально реагировали, потому что у меня единственного была дома еда. Я заходил к друзьям и не понимал, чем они вообще питаются. А мать давала мне в школу бутерброды с красной рыбой и копченой колбасой, которые шли на закуску, ведь портвейн тогда, класса с шестого, потихоньку пили даже на уроках.
…Олимпиаду 1980-го с любовницами - литовкой и полячкой… |
- Учительницу математики Веру Савишну били. Не выучивший уроки блатной мог подойти и ударить ее в плечо: а ну, сова, ставь нормальную отметку. Те, кому родители денег не давали, но кто очень хотел быть стилягой, и придумали фарцовку. Деньги на первый оборот обычно воровались. Мне с другом Вовой Никифоровым пришлось дорогих школьных рыбок продавать на Птичьем рынке, а на вырученные деньги покупать у итальянцев две рубашки. Их продали, и бизнес потихоньку пошел. Это называлось «пойти на дело».
- Где вы итальянцев нашли?
- Где-то с 57-го года фарцовка широко заработала в ГУМе. Появились новые вещи. До этого стиляги, да и весь народ, донашивали награбленное в Европе барахло. В ГУМе, в секторе, который выходит окнами на Красную площадь, появился магазин модной одежды. Туда приходили иностранцы с кожаными портфелями, в которых лежали свитера, рубашки, носки, галстуки. Они с удовольствием меняли все это на рубли и прогуливали их по бабам, ресторанам. А после Фестиваля молодежи и студентов в 57-м фарцевали уже у каждой гостиницы и особенно во дворах возле ГУМа.
…миллениум в компании Джины ЛОЛЛОБРИДЖИДЫ |
- Целый Центральный телеграф был таких женщин! Мы с Сашей Суриным, сыном гендиректора «Мосфильма» договаривались с «фирмачом» и шли на телеграф, где проститутки сидели круглосуточно, снимать ему девушек. Поскольку мы были одеты как стиляги, то не вызывали у тех никаких подозрений и на пароль «Девушка, чем вы сегодня заняты, не хотите ли немного заработать?» всегда получали утвердительный ответ. Отводили их в переулок, где сдавали иностранцу, и шли в «Коктейль-холл» пропивать гонорар.
- Прейскурант услуг помните?
- Минет - пять рублей. Это стоимость заграничного галстука или двух бутылок болгарского коньяка. Но стиляги никогда за секс не платили. Считалось, что нормальной чувихе западло отказать мужчине в близости. Кстати, именно в то время появилась мода заканчивать половой акт орально. Аборты никто делать не хотел.
Также делом чести считалось купить девушке после секса новые чулки. Они были плохие - когда во время нахлынувшей страсти пытались их снять, всегда рвались - и стоили дорого. Но если не купить, то на дальнейшую взаимность можно было не рассчитывать. По-моему, Андрюша Миронов впервые стал мужчиной именно с телеграфской девушкой.
- Это он вам на перемене в школе рассказал?
- На переменах в школе он в углу ел бутерброды с бужениной и не делился, за что его частенько поколачивали. Андрей всегда хорошо одевался, но стилягой не считался. Зато его красную кепку, в которой он оканчивал школу, я хорошо помню. В ней Миронов потом играл в Театре сатиры в спектакле «Над пропастью во ржи». К Андрею блатные одноклассники сменили отношение, когда тот прямо на уроке как-то пренебрежительно отозвался о Сталине. На следующий же день Менакер и Миронова были у директора школы, а еще через день давали нам бесплатное представление. После этого случая мама специально стала давать ему пирожки для одноклассников, а к восьмому классу Миронов уже играл в драмкружке и считался душой компании.
- Значит, обругав Сталина, можно было стать авторитетным человеком?
- Когда объявили о его смерти, мой друг Владик Марухин, позже ставший председателем Комитета по атомной энергии СССР, залез на его бюст и кричал на всю школу: «Ура, Сталин умер! И х...й с ним!» Ни один из учителей его не одернул. Зато на гроб вождя наша стиляжная компания ходила смотреть три раза. Легко проникала через Дмитровский переулок и пристраивалась в очередь. Это же было рядом с Домом Союзов, где лежал вождь.
- Какие-то послабления после этого почувствовались?
- Никаких. Учителя, когда видели тебя с коком, ругались и частенько отправляли домой. А по Броду начала ездить «конфетка» и в мегафон объявляла, когда видела выходящего из коктейль-бара или «Националя» стилягу: «Молодой человек, вы похожи на попугая». Едет за тобой и повторяет эту фразу раз десять.
В это же время в столице стали задавать тон стиляги-армяне. Одеты были с иголочки. Оказывается, в то время открыли рейс Ереван - Бейрут. Летали туда и привозили кучу барахла. Самые большие деньги армяне делали на солнцезащитных очках. Мы впервые увидели их где-то в 1957 году на американцах. А первые темные очки в Москве появились у героя нашей команды - Кирпича. Он при свидетелях переспал с подругой под Мавзолеем Ленина. Его потом, когда он пытался повторить подвиг, поймали и выслали из столицы.
- В фильме Валерия Тодоровского есть душераздирающие сцены, где показано, как дружинники обрезают у стиляг волосы и галстуки.
- Все было гораздо страшнее. Те дружинники были прообразом сегодняшнего силового государственного рэкета. Плевали они на коки и галстуки! Эти добровольные помощники милиции выслеживали фарцу, ждали, когда те получат деньги, задерживали и тащили к себе в пункт грабить. Били, обыскивали карманы и забирали наличность. Или били до тех пор, пока сам не отдавал. Фишка - прятать деньги в трусы - появилась у стиляг. Туда дружинники не залезали. И если сам не отдашь, когда бьют, то отпускали с миром. Брюки, правда, из вредности могли порезать. При этом они никакого внимания не обращали на молодежь приблатненную. У тех нечего было взять. А с нами блатняки не дружили, но считали нормальными ребятами - нас объединяло с ними чувство романтики, хотя мы по-разному ее понимали. Мы, как и они, вели псевдоромантический образ жизни - попросту прожигали ее на танцах, в погоне за тряпками и новой музыкой. Музыка была для нас всем. За новую пластинку я однажды отдал пальто, которое мне сшили из мебельной обивочной ткани. Семьдесят процентов одежды шили сами. В каждом приличном доме стояла швейная машинка, и чуваки ночами пыхтели над новыми прикидами.
«Козёл на саксе» в кафе «Молодёжное» был кумиром стиляг |
Частенько гуляли на пятом этаже в Доме актера вместе с голубыми. Выпиваешь стакан, другой, третий и уже принадлежишь не себе. Очнулся, а в твоих штанах шурует рука какого-нибудь напудренного паренька. Скажешь ему: извини, старик, я что-то заспался, пойду подышу. Выходишь на улицу, а из окна на всю Москву Миша Плоткин орет: «Возвращайся быстрее, я у тебя еще отсосу».
- Говорят, самым известным стилягой был Василий Аксенов.
- Ваксон? Да. Он постоянно тусовался в «Национале» с Героем Советского Союза Лешей Тяпушкиным или на квартире у художника Боба Козлова. Туда снять чувиху часто приезжал другой знаменитый стиляга - физик-теоретик, академик Аркадий Мигдал. Он прославился тем, что его выгнали из Академии наук за бля...тво. Дело было так. Аркадий Бейнусович полетел в Париж на какую-то конференцию и пропал. Посольство через две недели забило тревогу, сообщило в полицию. Его нашли в отеле в Ницце с женой какого-то видного французского ученого.
Страсть к потреблению раньше клеймили в каждом органе печати |
Вася Аксенов с Аркашей очень любили у Боба встречаться. Они даже совместно написали там знаменитое стихотворение:
Сначала молодых пошлем,
Пускай ебу...ся, как собаки,
А мы, как старые еб...ки,
Мы всякий раз свое возьмем.
Случилось это при довольно занятных обстоятельствах. Музой послужила блондинка Викки, которая в одном пеньюаре протолкалась из спальни на прокуренную кухню и пожаловалась на какого-то молодого писателя: «Напился, гад, и заснул. Есть здесь нормальные мужики?!» Кто тогда с ней пошел, Аксенов или Мигдал, не помню.
Между прочим, Ваксон и Александр Галич устраивали огромными компаниями выезды в Коктебель. Там королями считались Роберт Рождественский и Генрих Сапгир - тот, который позднее написал песню «Паровозика из Ромашкова».
- В каком смысле?
- Они шикарно пели, танцевали, но королями их делало другое - когда они шли на нудистский пляж и снимали плавки, то все девушки мечтательно закатывали глаза. К сожалению, мода на нудизм пропала вместе со стилягами в середине 60-х. Стиляг убили диссиденты. Благодаря их влиянию, сереньким кухонным протестам яркость той жизни ушла. Мы перестали одеваться броско, начали эпатажу предпочитать элегантность. К тому же КГБ занялся инакомыслием вплотную, и проще было иммигрировать из СССР, чем пройтись по улице в оранжевом галстуке.
Из песни слова не выкинешь
Большую часть сленга стиляг составляли английские слова, переделанные на русский манер, то есть с добавлением суффиксов и окончаний. К примеру, манюшки (от английского money - деньги), дринкать (от to drink - пить) или хэток (от hat - шляпа). А центральную улицу любого города называли Бродвеем или сокращенно Бродом.
Чувак - свой парень, стиляга. Человек Уважающий Высокую Американскую Культуру.
Чувиха - девушка-стиляга.
Боруха - девушка свободных нравов.
Румяные батоны - девушки-нестиляги, участвующие в вечеринках.
Совпаршив - искаженное от «СовПошив», отечественные изделия легкой промышленности.
Техасы - джинсы.
Манка - толстая белая подошва ботинок.
Фирма (с ударением на «а») - иностранец.
Раковая шейка, конфетка - милицейская синяя с красной полосой машина.
Загребные - люди, скупавшие у советского населения золото и продававшие его иностранцам за валюту.
Система - органы советской власти.
Базлать - спорить, выяснять отношения, договариваться о чем-то.
Выдать по фейсу - поставить точку в споре.
Пойти попрыгать - пойти танцевать.
Взять ребрышки - купить пластинки, сделанные из рентгеновских снимков.
Штатские дела - «достать» вещи американского производства.