Дорогие мои «москвичи»: трагическая история самого популярного советского автомобиля

За границей наши машины начали активно покупать после их побед в международных ралли
За границей наши машины начали активно покупать после их побед в международных ралли. Фото: Виктора Будана/ТАСС
В ноябре 1930 года в Москве запустили новый автомобильный завод - АЗЛК. Сначала - для сборки американских авто, но позже было решено разрабатывать собственные модели. Конечно, сегодня из наших комфортных современных машин те «москвичонки» кажутся нелепыми. А ведь до конца 1970-х они были вполне конкурентоспособны.

На заводе работали лучшие конструкторы, имелся испытательный трек и опытные полигоны, а новая территория застраивалась в 1967 году по французскому проекту. Расширение позволило увеличить объем производства вдвое.

Сотрудников АЗЛК обеспечивали жильем, лечили в ведомственных поликлиниках, давали путевки в санатории, а детей отправляли в хорошие пионерские лагеря. Ученики окрестных школ получали на заводе профессию и могли неплохо подработать во время каникул. В ДК выступали лучшие артисты и действовали творческие кружки, в спорткомплексе с бассейном, беговыми дорожками, Ледовым дворцом, теннисными кортами и стадионом воспитывали чемпионов. Музей АЗЛК, построенный в виде летающей тарелки, не знал отбоя от посетителей.

«Москва слезам не верит», 1979
«Москва слезам не верит», 1979. Фото: Кадр из фильма

Все рухнуло в 1990-х. Поначалу предприятие еще пыталось выживать и даже разрабатывать новые модели. Но долги росли: государство больше не помогало, а кредит за импортное современное оборудование, взятый в конце 1980-х, приходилось отдавать в валюте уже совсем по другому курсу. В 1996-м собирались создать совместное предприятие с немцами, но Юрий Лужков забрал завод в собственность города: решил пересадить московские власти на новые «москвичи». Переехавший из Еревана Рубен Асатрян, назначенный управляющим, разогнал конструкторов и руководителей всех уровней, поставив на должности своих земляков, ничего не смысливших в автопроме. И за несколько лет окончательно добил завод. Оборудование продали за копейки, а потом оно втридорога ушло за границу.

«Оттепель», 2013
«Оттепель», 2013. Фото: Кадр из фильма

Почивали на лаврах

Ралли в автобизнесе - не просто азартные гонки, это своего рода реклама. Советские автомобили впервые выступили на международном уровне в 1958 г. Команда на четырех «Москвичах-407» с ходу стала третьей в общем зачете на гонках «1000 озер» в Финляндии.

В 1968-м на ралли Лондон - Сидней (16 тыс. км) советская сборная заняла 4-е место. Это обеспечило «Москвичу-412» славу в западных странах: до 40 процентов авто уходило на экспорт. В сложнейших условиях пробега Лондон - Мехико в 1970-м сошли с дистанции Porsche, Mercedes, Citroën, Peugeot, а три советских «москвича» заняли места со второго по четвертое, взяв надежностью.

В 1971 году гонщики на «Москвичах-412» выиграли золотой кубок, оставив позади BMW, Volkswagen, Volvo и Ford! И вообще в европейских соревнованиях стабильно входили в десятку. Возможно, этот успех сыграл злую шутку: автомобили отлично продавались, в том числе на экспорт, принося валюту. Руководство расслабилось. На Западе же каждая неудача или поломка во время ралли становилась поводом совершенствовать технологии. Вот тамошнее автомобилестроение и шагнуло вперед, на десятки лет обогнав отечественное.

«Забытая мелодия для флейты», 1987
«Забытая мелодия для флейты», 1987. Фото: Кадр из фильма

Крутые тачки

В 1970-1980 годах на экспорт ежегодно отправлялось 300-400 тыс. советских легковых автомобилей. Помимо стран социалистического лагеря (больше всего уходило в ГДР и Чехословакию), их активно покупали Великобритания, Бельгия, Франция, Финляндия и Нидерланды.

Сколько стоил «москвич» (руб./средних зарплат):

  • 1961 г. - 2500/80
  • 1971 г. - 4936/42
  • 1980 г. - 7491/49
  • 1988 г. - 9000/45
«Невероятные приключения итальянцев в России», 1973
«Невероятные приключения итальянцев в России», 1973. Фото: Кадр из фильма

Подарок «запорожцу»

Разработка модели «Москвич-444» велась на основе Fiat-600, авто оснащалось опускающимися стеклами и отражателями на задних фонарях. А потом все чертежи и проектную документацию отдали запорожским автозаводчикам - так появился ЗАЗ-965.


Несбыточные мечты

  • Советские граждане могли бы ездить на внедорожниках еще с конца 1950-х. Полноприводные прототипы «Москвич-415»были испытаны, доработаны и готовы к серийному производству. Однако нашлись более важные задачи, и деньги на производство не выделили.
  • «Москвич-404 Спорт» - экспериментальная гоночная модель, созданная в 1954 г., развивала скорость до 156 км/ч. Дверей не имел, водитель перешагивал через борт.
  • «Москвич Г1-405» выпущен в 1955 г., существовал в единственном экземпляре. Разгонялся до 203 км/ч.
  • «Москвич-Г4» - болид для советских гонок в классе «Формула-1». Скорость 190 км/ч.
  • «Москвич-2139» - опытный образец переднеприводного минивэна с поворотными сиденьями, регулируемой длиной подушек и электронными приборами - выпустили в 1991 г. Проект был обречен.

Кстати

  • Однажды во время гонки в Финляндии в машине сломалась коробка передач. Забраться в гору на пониженной передаче оказалось невозможно. Наши развернулись и поехали задом. И пусть зрители покатывались со смеху, команда дошла до финиша.

Лучшие из лучших

В ДК АЗЛК зародился детский танцевальный ансамбль «Буратино», ставший знаменитым на весь мир и поставлявший танцоров в лучшие балетные труппы страны. Занимались в нем и будущие актрисы Любовь Зайцева и Елена Захарова. А в спортивных школах олимпийского резерва при АЗЛК начинали свой путь к мировым пьедесталам легкоатлеты Ирина Привалова и Иоланда Чен, пловец Александр Тихонов, фигуристы Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев, Ирина Лобачева и Илья Авербух, Ирина Слуцкая, Виктория Волчкова.


Тарелка долеталась

Коллекция Музея АЗЛК - 37 серийных моделей и экспериментальных образцов (прототипы, не пошедшие в серию, подлежали утилизации, но энтузиасты их сохранили для потомков). Все были на ходу: ежегодно 9 мая они совершали пробег от цехов до заводского стадиона. После развала завода экспозицию чуть не разворовали, в 2009 году ее подарили городу. Сейчас она временно выставлена на ВДНХ. А ту самую «летающую тарелку» недавно обнесли забором. Вероятно, снесут.

«»
Фото Ивана Макеева/«Комсомольская правда»

Сбор металлолома

Когда «москвичи» еще бегали по улицам российских городов, а запчасти уже несколько лет как не производились, в стране появился новый бизнес: ушлые ребята искали по дворам целые автомобили и снимали с них «под заказ» нужные детали. Стоили они тогда на уровне импортных.


Будущее рядом

В 2005 году в новых цехах на территории бывшего завода запустили производство Renault Logan. Остальные площади стали осваивать лишь в 2010-м, отдав их под особую экономическую зону. Теперь там находится «Технополис «Москва»: несколько высокотехнологичных производств, современные офисы, логистический центр и таможенный пост. Что ж, не самая печальная судьба. Кроме того, продолжают успешно функционировать Дом культуры и спортивные школы олимпийского резерва.


Лента времени

  • 1930. Введен в строй Государственный автосборочный завод имени КИМ для выпуска автомобилей Ford из американских комплектующих.
  • 1933. Завод становится филиалом ГАЗ и переходит на сборку отечественных автомобилей.
  • 1940. Выпущен «КИМ-10-50» - первый собственный проект автомобиля на основе Ford: кузов от ГАЗ, рессоры и рамы - от ЗИС, на заводе только сборка.
  • 1941. Предприятие эвакуируется на Урал, выпускает военную технику.
  • 1945. Новое название: Московский завод малолитражных автомобилей. На трофейном немецком оборудовании и с использованием разработок Opel начинается выпуск автомобилей москвич.
  • 1946. Начат выпуск четырехдверного седана «Москвич-400-420».
  • 1954 - 1956. Выпускается «Москвич-401» - внешне копия Opel Kadett K38.
  • 1957 - 1963. «Москвич-423» - первый советский пятидверный универсал. Дверь багажника открывалась налево.
  • 1958. На Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе «Москвич-407» и «Москвич-423» получили золотые медали.
  • 1963 - 1965. «Москвич-403» с гидроприводом сцепления, подвесными педалями, рулем новой формы и стеклоомывателями выпускается в модификациях Ю (для южных районов страны) и Э (на экспорт).
  • 1964 - 1975. «Москвич-408» также выходил в вариантах Ю и Э, сборка экспортных автомобилей налажена в Болгарии.
  • 1966 - 1976. «Москвич-433» - фургон грузоподъемностью 250 - 400 кг, развозивший, например, завтраки по школьным буфетам.
  • 1967 - 1976. У универсала «Москвич-426» дверь багажника состояла из двух створок, открывавшихся вверх и вниз, затем ее заменили цельной, откидывавшейся вверх.
  • 1967 - 1997. Одна из самых популярных моделей - «Москвич-412» с мотором на основе двигателя BMW-M10 и мощностью 75 л.с. Выпускались модификации Ю и Э, а также П (с правым рулем), Т (такси), М (медицинская). Автомобиль дарили победителям Олимпиад.

  • 1968. Проводится реконструкция завода. Название меняется на «Автомобильный завод им. Ленинского комсомола».
  • 1971. Производство автомобилей увеличено до 200 тыс. штук ежегодно.
  • 1976 - 1988. «Москвич-2140» получил передние дисковые тормоза, современную систему рулевого управления, а салон отделывали искусственной кожей.
  • 1977. Миллионный «Москвич» отправлен на экспорт.
  • 1980. С конвейера сошел трехмиллионный автомобиль «Москвич-2140».
  • 1986 - 1998. «Москвич-2141» - переднеприводное авто с модным по тем временам обтекаемым дизайном и просторным салоном.
  • 1990. Начато строительство собственного завода двигателей, закуплено импортное оборудование. К моменту развала СССР и перехода на коммерческие рельсы завод будет достроен на 90%. Но уже никому не нужен.
  • 1992 - 2001. «Москвич-2142» в модификациях «Князь Владимир» и «Иван Калита» выпускался на умирающем заводе и не выдерживал уже никакой критики. В год их выходило 230 - 350 штук - и даже столько не продавалось.
  • 1994. Начинаются многомесячные простои конвейера. Зарплату сотрудникам выдают запчастями.
  • 1996. Завод переходит в собственность города.
  • 2001. Долги ОАО «Москвич» - более $1 млрд.
  • 2002. Конвейеры остановлены.
  • 2005. Начинается сборка автомобилей Renault» - совместное предприятие французов и правительства Москвы «Автофрамос». 54 производственных объекта завода проданы с аукциона за копейки.
  • 2006. АЗЛК официально признан банкротом. Через год прекратил свое существование.





Китайские иномарки: что покупали россияне в ушедшем году
В США растет волна преступлений с использованием автомобилей: грабители таранят витрины магазинов