Школьные учебники – часть психологической войны
Мы ее выиграем, если прекратим финансировать гламуротворцев, считает Анатолий Вассерман
Главным событием минувшей недели стал многостраничный доклад российских ученых, которые по заказу Национальной лаборатории внешней политики проанализировали школьные учебники 12 стран бывшего Советского Союза. Исследование и перевод 187 учебников профинансировал фонд «Государственный клуб». Результат оказался шокирующим и для отечественной историографии, и для текущей политики в отношениях с соседями - бывшими братскими республиками.
Вконец ли мы проиграли информационную войну? Ситуацию комментирует наш политический консультант Анатолий ВАССЕРМАН.
В горах цепью никто не ходит, как в кино... |
...и не бежит – это верная смерть |
Черный юмор
Я читал лишь украинские учебники истории, в которых профессиональные предатели, успевшие сменить по десятку хозяев, объявляются героями, и мне этого достаточно.
В герои, например, попали Ян Адам Стефанович Калединский, он же Иван Степанович Мазепа, и гетман Выгодский. Первый присягнул шведскому королю-лютеранину Карлу XII, привел на украинские земли шведов и был предан анафеме. Второй прославился тем, что спровоцировал очередную войну против России, а потом в битве под Конотопом его казаки заманили русскую кавалерию в татарскую засаду, погубившую 3000 конников, в основном дворян.
Участники блестяще проведённой операции «Магистраль» сделали всё, чтобы подобной картины вывода нашей техники не наблюдалось |
В России картина с учебниками тоже не ах, но все же полегче, так как с момента распада Союза у нас совершено меньше ошибок, чем у соседей, и больше исправлено. Говорю это для сравнения. Зная масштаб наших бед и разочарований, нам сложно представить больший. Тем не менее наша так называемая элита не столь остро нуждается в оправдании бездарного настоящего еще более бездарными кусками прошлого. В наших учебниках нет единства взглядов, а борются несколько разных позиций. И это хорошо хотя бы потому, что сами ученики видят, что тут есть над чем подумать. А некоторые даже думают. На их глазах постепенно восстанавливается адекватный взгляд на Ивана IV Васильевича (Грозного), и они понимают значимость исторической правды и последствия расколов и междуусобиц.
Войны начинаются на бумаге
Конечно, мы уже проиграли много сражений, но еще не проиграли войну. Нам стоит брать пример с англичан, у которых есть поговорка: «Великобритания всегда проигрывала все битвы, кроме последней». Для победы предстоит действовать сразу на очень многих направлениях. От контрпропаганды, так как сейчас наше информационное присутствие на рынке ближнего зарубежья намного меньше, чем на рынке дальнего, до организации научных изысканий по истории наших соседей.
Так что у наших властей есть отличная возможность доказать, что они, учась в вузах, не только по коридорам ходили и хорошо понимают: любая война начинается не в чистом поле, а на страницах исторических трудов. Главное же, что надо делать для воссоединения, - продолжить улучшать свою, российскую, жизнь, чтобы соседи, которые все эти годы под лозунгом независимости лихорадочно ищут себе сильных покровителей, снова хотели присоединиться к нам, а не просто присылали сюда на заработки своих рабочих-мигрантов.
На экране в самых впечатляющих сценах душманам противостоят здоровенные мужики... |
Высшая каста и покорное быдло
Но самое важное условие, приближающее победу, - надо прекратить финансировать клевету на самих себя. За деньги, затраченные на одну «9 роту» Федора Бондарчука, можно год содержать научно-исследовательский институт. И он принес бы гораздо больше пользы, чем принесла вреда нам эта кинорота.
...на самом деле высоту защищали пять офицеров, прапорщик и 30 солдат в возрасте 19-20 лет |
Что же мы видим у Бондарчука?
Реально после 12-часового боя в роте из 39 человек погибли шестеро, 28 были ранены. Пулеметчики Вячеслав АЛЕКСАНДРОВ и Андрей МЕЛЬНИКОВ посмертно удостоены звания Герой Советского Союза. Остальные участники боя награждены орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Противостояли им в основном не местные жители, а специально обученные в Пакистане боевики. В конце последнего часа озверевшие от их упорства и стойкости духи, потерявшие уже свыше 200 человек, полезли на высоту через свои же минные поля и преумножили потери |
К сожалению, Бондарчук не единственный кинофальсификатор. Считая от Никиты Михалкова у нас выросло целое поколение мастеров искусно «вырвать поражение из пасти любой победы». Сам же Михалков в своем роде человек выдающийся хотя бы уже потому, что считается великим патриотом и героем без особых на то оснований. Он действительно в «Утомленных солнцем» очень убедительно показал, что герои гражданской войны через 20 лет после нее стали новыми барами и дворянами и, естественно, кончили так же, как те, против кого гражданская война изначально была направлена. И в этом я с ним согласен. Но этот фильм считается пронзительным рассказом о диких зверствах кровавой «чеки» против ни в чем не повинных доблестных красных командиров. В продолжении «Утомленные солнцем-2», судя по рекламным роликам, Никита Сергеевич намерен продемонстрировать очередную порцию мифов, сочиненных теми, кто до сих пор считает себя высшей кастой, а всех остальных - покорным быдлом.
Бойцы 9-й роты находились на высоте 3234, поскольку с неё местность просматривается на десятки километров. И отлично знали свою задачу: наблюдать и корректировать огонь нашей артиллерии в операции «Магистраль», цель которой – взять дорогу Гардез Хост под контроль советских войск для вывода военной техники и бойцов из горного района Афганистана с минимальными потерями |
Главные герои российско-французской киноленты «Утомлённые солнцем» — легендарный комдив Сергей КОТОВА (Никита МИХАЛКОВ) и бывший дворянин Митяй, начавший работать на НКВД по протекции комдива и предавший его, представлены жертвами сталинского режима |
И поэтому, если мы еще не рабы, мы должны отправить этих новых бар на ту же свалку истории, где уже оказались любители красиво жить, ничего не делать и ни за что не отвечать. Как там уже оказалось поколение «вальсов Шуберта и хруста французской булки».
На ведение пропагандистской войны на Западе нам деньги тратить сейчас не обязательно.
На данном этапе США и страны Европы для нас не враги, а конкуренты. С ними надо не воевать, а торговать и торговаться. Конечно, за то, что они пытаются сделать наших братьев нашими врагами, с них нужно спросить. Но это задача не первоочередная. Первоочередная - сделать так, чтобы наши соседи вспомнили о нашем братстве, скрепленном общей историей, в том числе и победой в Великой Отечественной войне.
В 1994 году фильм получил американский «Оскар» и Большой приз французского Каннского фестиваля |
Чему соседи учат своих детей
* Как выразился доктор исторических наук, профессор МГУ Александр Вдовин, «удревнять» свой народ историки любили всегда, используя для трюков те отрезки истории, о которых не сохранилось никаких достоверных фактов. Теперь дело доходит до анекдотов. Так, в прибалтийских учебниках есть глава «Этническое происхождение людей каменного века», азербайджанский учебник для шестого класса возвестил, будто азербайджанцы - современники древнейшей цивилизации шумеров: «Первые письменные свидетельства о племенах Древнего Азербайджана даны в шумерских эпосах и клинописях». Отсюда вывод: «Современная Армения возникла на территории древнего Западного Азербайджана». На картах грузинских учебников в качестве исторических областей Грузии показаны территории Азербайджана, России и Турции.
* Русские и Россия - главный источник всех бед и несчастий народов бывшего СССР. Эстонские и латвийские историки сожалеют, что крестовый поход не прошелся по России. «К 1240 году время было упущено», - сетуют они на нерасторопность крестоносцев. Не брезгующий российской помощью Азербайджан сообщает через учебники семиклассникам: «Во время похода 914 года славянские дружины беспрерывно грабили и разоряли населенные пункты на азербайджанских берегах Каспийского моря».
Репрессии, якобы начавшиеся сразу после присоединения Азербайджана к России, описываются так. «В ответ на присоединение вспыхнули народные восстания. Одно из них насчитывало 12 тысяч восставших против 600 человек русских. Когда русские перешли в рукопашную, мятежники понесли тяжелое поражение». Но, оказывается, лишь потому, что эти 12 тысяч героев, потерпевших поражение от 600 человек, просто «не хотели воевать». А вот цитата из казахского учебника: «Борьба казахского народа против российского колониализма длилась долго, охватив вторую половину XVIII века до 90-х годов XX века».
* В учебниках всех национальных государств - кроме Армении и Белоруссии - выдвигают против России обвинения в геноциде. Киргизские историки под ним подразумевают подавление восстания в Туркестане в 1916 году. Украинские - голодомор. Азербайджанские называют геноцидом всю политику России и СССР.
* Слов «Великая Отечественная война» в учебниках Грузии, Молдавии, Узбекистана нет, а вину за начало Второй мировой на равных с Германией несет Советский Союз, именуемый агрессором. Латыши, служившие в СС, «боролись за свободу». Украинские учебники всячески прославляют УПА и рассказывают о кровавых карательных операциях, которые якобы проводили сотрудники НКВД, переодетые в форму повстанцев.
Обо всем хорошем, что связывает наши народы, учебники умалчивают.
Вывод ученых: если так пойдет и дальше, то через 15 - 20 лет в сознании народов бывшего СССР будет сформирован образ России как заклятого врага.