Шахматиста Корчного перед побегом из СССР травили навозом
- С Виктором в Ленинграде я жила в одном доме, - вспоминает Виктория Лазич. - Однажды выгуливала ньюфаундленда, которого купила у Ростроповича (ему эту суку подарила Елизавета II), и ко мне со своей собакой подошел мужчина. «Здравствуйте, я ваш сосед - международный гроссмейстер Корчной», - представился он. Я тогда была замужем за одним из основателей советского джаза Валерием Милевским и больше знала музыкантов, артистов, художников, чем спортсменов. Но о Корчном слышала. А он, как выяснилось, оказался поклонником творчества моего мужа. Мы разговорились и решили в одно время выгуливать наших собак. На следующее утро Виктор пришел с женой Беллой. Было прохладно, и я предложила зайти ко мне на пироги с капустой. С тех пор в течение полутора лет практически каждый выходной мы обедали и ужинали друг у друга. Виктор и Белла были идеальной супружеской парой - заботливый муж, красавица жена, умненький сын, собака.
- Какой вы запомнили Беллу?
- Элегантной, благородной, строгой, правильной. Когда она бегала наперегонки с собакой в спортивном костюме, становилась похожей на девочку. А когда выходила в свет, выглядела гранд-дамой. Соболиная шуба, бриллианты… Она полностью посвятила себя мужу, сыну Игорю, дому, хотя была образованной и начитанной. У них была роскошная по советским временам квартира. Я на сто процентов была уверена, что эту семью ничто не разрушит.
- Почему же Корчной сбежал на Запад в одиночку?
- Однажды Белла прибежала в слезах и пожаловалась, что на дверях и стене около их квартиры кто-то написал ужасные вещи. Я пошла и увидела проклятия, выведенные огромными буквами: «Чтоб ты сдох, жид пархатый». В другой раз им под дверь навалили кучу навоза. Потом сожгли почтовый ящик со всей корреспонденцией. В ответ на обращения в милицию приходили отписки: «Значит, у вас есть личные враги, вот и ищите среди них». Виктор сразу понял, что, возможно, таким образом, его пытались вывести из себя перед турнирами. Его травили из-за взглядов. Например, он не раз говорил, что западные шахматисты за победы получали миллионы, а нашим перепадали гроши.
- И тогда за дело взялись спецслужбы?
- Я в этом уверена! Корчной принадлежал к ленинградской элите, и никто без разрешения КГБ не посмел бы над ним издеваться. Немудрено, что через несколько месяцев Виктор отказался возвращаться в СССР с турнира в Амстердаме. К этому времени я уже развелась и переехала с мамой в Москву. Осенью 1976 года ко мне - посоветоваться и поплакаться - приехала Белла.
- О чем она рассказала?
- Что Виктор умолял немного потерпеть и обещал позже ее с сыном забрать к себе. Но жизнь Беллы стала совершенно невыносимой: на каждом шагу ее оскорбляли, а Игоря затравили в школе. Потом он отказался идти в армию, понимая, что если туда попадет, не сможет выехать к отцу. На парня, как на уклониста, завели уголовное дело и на несколько месяцев посадили. К обвинениям, что он сын предателя, добавились обидные словечки: «трус», «дезертир». Белла и Игорь стойко продолжали ждать приглашения от Виктора на выезд в Швейцарию. И делали это до тех пор, пока в зарубежной прессе не появились фотографии Корчного с очаровательной переводчицей, окружившей его лаской и заботой. Белле, разумеется, тут же показали эти снимки.
- Незадолго до смерти Корчной в интервью сказал, что писал Белле, когда она смертельно заболела, но она не ответила. И что с сыном он почти не общается.
- Белла не смогла простить предательства. Я не возьмусь судить Виктора. Да, его выживали из СССР. Да, он бросил на произвол судьбы самых близких, прекрасно понимая, что если после его побега не пожалеют и семью. Возможно, он рассчитывал, что станет чемпионом мира и тогда заберет близких к себе. Но судьба решила по-своему: появилась другая женщина, а шахматную корону он так и не завоевал.
У Анатолия Карпова взгляд холодного убийцы
О своей работе над фильмом «Чемпион мира» в недавнем интервью Григорию Телингатеру рассказал исполнитель роли Анатолия Карпова Иван Янковский.
- Как вы готовились к съемкам?
- Бессонными ночами один маниакально передвигал фигуры. Читал книги «100 великих шахматистов» и «В далеком Багио» (в этом филиппинском городе прошел матч за звание чемпиона мира между Карповым и Корчным. - Ред.) Параллельно проходил мастер-классы по шахматам и смотрел уроки Гарри Каспарова** на английском. Ну и изучал документальные фильмы о Фишере, Тале, Морфи, Алехине…
- Вы ведь шахматами не интересовались раньше…
- Я не понимал аббревиатуры. 1. e2e4 - что это вообще? Потом как-то разобрался с клетками, начал врубаться, что это ходы фигур. Так вот снимался в сериале, а ночами изучал шахматы…
- К фильму вам помогал готовиться Даниил Дубов… (В частности, этот российский гроссмейстер был помощником чемпиона мира норвежца Магнуса Карлсена, что вызвало у нас в стране поток негативных комментариев. - Ред.).
- Он меня научил потрясающей вещи. Объяснил, что шахматист - это тоже человек, что нужно проще ко всему относиться. … Дубов развеял мое ощущение, что шахматы похожи на невидимый армрестлинг.
- Зачем было настолько погружаться?
- Анатолий Карпов же все это знал, и мне хотелось, чтобы не опозориться… После премьеры он был в восторге и сказал приятные слова.
- А какие он давал вам советы перед съемками?
- Объяснял, что для шахматиста важно… оставаться стеной, которую никакие факторы не сдвинут.
- Вы говорили, что для вас было важно передать взгляд Карпова.
- Да. У него такой холодный, отстраненный, рыбий взгляд. Там можно утонуть или заморозиться… Скажете мне что-то не то - сразу этот взгляд. Холодный расчетливый убийца. Только не с ножом, а за доской.
- Вы играли с Хабенским в паузах между съемками?
- Да. Он хорош в шахматах.
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов