Дача Муромцева сгорела на радость застройщикам недвижимости
Музейное кресло-качалка, облюбованное огнеборцами, исчезло вместе с ними |
Сегодня лишить россиян жилья проще, чем 104 года назад
Новая народная примета гласит: если где-то пожар, значит, у риэлторов, инвесторов и строителей праздник. В канун Пасхи в центре Москвы второй раз загорелись знаменитые палаты купцов ГУРЬЕВЫХ - первый раз их подожгли перед Новым годом. Дача МУРОМЦЕВА в Царицыно горела на третий день новогодних каникул, телесюжеты об этом пожаре многие восприняли с интересом: вот те на, оказывается, Веничка ЕРОФЕЕВ писал свои знаменитые «Москва - Петушки» на даче Сергея Муромцева, автора первой Конституции царской России! И удивились, что и сегодня в этом ветхом бараке с удобствами во дворе кто-то жил. В канун 8 Марта нам показали, как люди в черном и в масках измываются над погорельцами, мешающими экскаваторам расчищать пожарище. Но после сноса «Речника» ликвидация ветхого барака мало кого впечатлила. Всем ясно: освобождают место под новую застройку. Власти в курсе, и бороться с этим бессмысленно. Но 50 оптимистов все же откликнулись на сигнал SOS, брошенный в Интернете жителями дачи Муромцева - создателями народного музея. Пришли. И тоже перестали верить, что можно одолеть коррупционный беспредел и рейдерство.
Скандальная история началась 3 января, когда при загадочных обстоятельствах вспыхнул старый деревянный дом на территории музея-заповедника «Царицыно», известный как дача Муромцева. В телесюжетах речь не шла о сносе жилого дома и судьбе погорельцев. Поэтому, почему для расчистки пожарища приехали люди в черных робах и в масках, кому они заламывали руки и кого били по голове, телезрители так и не поняли.
Подождав, пока «муромцевский барак», где жили шесть семей и был народный музей, выгорит изнутри, пожарные стали долго поливать его водой |
Всё, что осталось от фотоальбома знаменитых жильцов |
Жизнь на пепелище
Рукопись проекта первой Конституции Российской империи, которую написал Сергей Муромцев, горела на глазах у жильцов исторического дома, собиравших по крупицам архив народного музея: рукописи Венички Ерофеева, автора поэмы «Москва - Петушки», раритетные книги, фотографии и письма именитых жильцов.
Огонь вспыхнул ночью на втором этаже. Бросив все, женщины с детьми выбежали на улицу, мужчины пытались затушить пламя с помощью огнетушителей.
- Пожар в нежилой комнате начался якобы из-за печки, - рассказывает Иван Митин. - Но как такое могло случиться: в запертую комнату никто не заходил, а ее окна в мороз оказались распахнуты!
Так выглядела дача создателя первой российской Конституции |
- Потушим за пять минут! - уверяли они. Но, по словам очевидцев, только огнеборцы достали шланги, раздалась команда: «Прекратить работу, этот дом никому не нужен».
- Мы умоляли отдать нам шланги, чтобы самим потушить огонь, - говорит хранитель музея Николай Болдырев, чей прадед жил в этих стенах, родился он сам и двое его детей, а сейчас жена ждала третьего. - Таскавших воду ведрами отшвыривали. А пожарные и человек сто гастарбайтеров в оранжевых спецовках устроили вакханалию - разворовывали музей и радостно кричали, когда находили золотые монеты, украшения, швейные машинки «Зингер»...
Жильцам удалось отвоевать лишь несколько картин и бутылки, из которых «вдохновлялся» писатель Ерофеев. Старинный микроскоп и кресло-качалка XIX века, «облюбованное» одним из пожарных, исчезли.
- Когда все покинули здание, пожарные с улицы стали лить воду на стены, чтобы загнать пламя внутрь и дать морозу снаружи превратить здание в ледяную избушку, дабы быстрее нутро выгорало. Это специальная техника, - рассказывает Иван Митин. - Обледеневшие стены пустых домов легче сносить.
После той ночи Болдыревы жили в бытовках рядом с пепелищем. И ежедневно руками в 20-градусные морозы выковыривали из черного льда уцелевшие вещи.
Пусть выпьют валерьянки
Вечером 6 марта Николаю Болдыреву позвонил аноним:
- Завтра, до семи утра, к вам приедут бульдозеры убирать строительный мусор и снесут дом, - сказал доброжелатель.
Погорельцы подали сигнал SOS в Интернете. Ведь на 15 марта в Нагатинском суде было назначено очередное заседание о признании за Болдыревым права собственника на квартиру. А если нет дома, о чем вести речь?
Столичный Манеж - по соседству с Кремлём - загорелся в день президентских выборов 2004 года |
В 6.30 к даче Муромцева подъехали бульдозеры. Строительной технике прокладывал путь ОМОН.
- Мы требовали показать разрешение на снос, - говорит Иван Митин. - Предъявляли копии своих документов, объясняли, что идут следственные действия по поводу поджога. Но нас не слушали. Экскаваторщикам был дан приказ работать несмотря на то, что в здании находились люди. Но машины встали. За дело взялись омоновцы. Как рассказали Анфиса Болдырева и Лилия Бурганова, люди в форме били их, затем столкнули с руин второго этажа на первый, заломив руки, вывели на улицу и бросили в снег. Девушкам вызвали «скорую».
- Прибывшие врачи сказали, мол, все у них в порядке, пусть выпьют валерьянки, - говорит Митин. - На следующий день Анфису увезли в Боткинскую, а Лилию - в 1-ю клиническую больницу. К ним приходил оперуполномоченный ОВД «Царицыно» Максим Лазарев. Он угрожал и просил врачей засвидетельствовать невменяемость пациенток. И вынудил-таки отказаться от дачи показаний против начальника милиции. Сейчас девушек лечат от последствий сотрясения мозга и травм.
В результате «уборки мусора» снесли основание дома, а главное - тот его фрагмент, который уцелел от дачи Сергея Муромцева после немецкой бомбежки и был важен для получения статуса дома-музея.
Скандальную историю с пожаром и сносом московские чиновники стремятся замять, утверждая, что здание не представляло культурной ценности. А то, что люди остались на улице, никого не волнует. Дескать, пусть живут там, где прописаны.
Чем знаменит Муромцев
* Сергей Муромцев (1850 - 1910 гг.) добивался создания Думы, потом - увеличения в ней числа представителей рабочих и крестьян. После ее роспуска царем Муромцев подписал Выборгское воззвание с призывом оказать «пассивное сопротивление» властям. В результате - суд и тюремное заключение, после которого в 1908 г. вышла книга С. А. Муромцева «Основы гражданского права. Человек и общество», получившая мировое признание.
Дом-призрак
* Дача Муромцева в Царицыно построена в 1893 году.
* В 1918-м дачу отдали школе.
* В 1937-м школе построили новое здание, а в старом поселили учителей.
* В середине 60-х дом был разобран. На его фундаменте возник деревянный двухэтажный барак с использованием старых каменных печей с изразцами.
* В 79-м дом перевели в нежилой фонд из-за ветхости, а жильцам дали квартиры - однокомнатные на каждую семью. Барак передали Институту клинической и экспериментальной медицины, предписывая через пять лет дом снести. Однако он снесен не был.
* В 1990 г. Красногвардейский райисполком передал дом на баланс коммерческого центра «Меркурий», который в апреле 1991-го письменно разрешил шести семьям жить там. Но без прописки.
* 3 июня 1991 г. «Меркурий» списал здание со своего баланса. Барак в Царицыно стал «домом-призраком» - в Реестре прав собственности его не стало.
* В 2006 г. жильцы обратились в суд с требованием признать за ними право собственности на дом.
* 28 августа 2007 г. правительство Москвы до завершения судебного разбирательства передало дом в управление государственному музею-заповеднику «Царицыно».
Комментарий специалиста
Антон ЖАРОВ, адвокат:
- Да, подлинной дачи Муромцева нет. Ну и что? Есть такое понятие, как «приобретательная давность». Гражданский кодекс гласит: если человек
15 лет открыто владел недвижимостью и никто этого владения не оспаривал, то он вправе ставить вопрос о признании его собственником в силу приобретательной давности. Так как иск в суд был подан до пожара, то жильцы и сегодня могут воспользоваться этим правом.
Наших депутатов так хоронить не будут
«7 октября 1910 г. несколько часов по центральным улицам и площадям Первопрестольной двигалась огромная траурная процессия. Такой массовой манифестации Москва не знала со времен первой русской революции.
Тысячи москвичей провожали в последний путь благороднейшего человека, чье имя тогда знала вся просвещенная Россия, известного общественного деятеля, адвоката, профессора-юриста с мировым именем, председателя I Государственной думы Сергея Андреевича Муромцева».
Выдержка из хрестоматии для студентов юридических факультетов
После пожара палаты ГУРЬЕВЫХ разрушат солнце и вода (фото arhiv-palat.com) |
Суд да дело
На страстной неделе в центре Москвы второй раз загорелись палаты купцов ГУРЬЕВЫХ.
Палаты купцов Гурьевых в Потаповском переулке - памятник XVII - XIX веков. До первого пожара 17 декабря 2009 г. дом признали аварийным, жильцов отселили, обещав отреставрировать здание. Но вскоре в него заселили гастарбайтеров. Жильцы и архитекторы забили тревогу. Рабочих-мигрантов выселили, пустой дом охраняли сотрудники ЧОП. Под их присмотром и загорелось тряпье в подвале. А спустя три дня после пожара межведомственная комиссия во главе с руководителем стройкомплекса порекомендовала мэру столицы не включать палаты Гурьевых в перечень памятников.
Архитекторы-реставраторы и жители дома выставляли пикеты, собрали тысячи подписей с требованием сохранить исторический облик дома. 2 апреля 2010 г. Замоскворецкий суд должен был рассмотреть беспрецедентный для Москвы иск. В нем участник общественного движения «Архнадзор» просит служителей Фемиды признать незаконным бездействие столичной исполнительной власти, за три месяца так и не организовавшей ни противоаварийных, ни консервационных работ в пострадавшем от поджога здании. Но, как и в ситуации с дачей Муромцева, за считанные дни до суда палаты Гурьевых были снова подожжены. И теперь тонны растаявшей воды, которой в декабре пожарные заливали старинное здание, пропитывают его стены, делая реставрацию невозможной.
К СВЕДЕНИЮ
Захват земли под элитную застройку и сгон местного населения с обжитых участков возникли в ближнем Подмосковье в начале 1990-х. Последние пять лет схемы отъема земли совершенствовались, но «красный петух» удерживает почетное место - пожар легко списать на халатность или ветхую проводку, и, самое главное, огонь, уничтожая строение, резко снижает стоимость участка.
Районы Подмосковья
1. Ногинский. 2005 г. За ночь был сожжен целый дачный поселок «Вешняковские дачи». Райское место: кругом лес, рукой подать до озера, рядом развитая инфраструктура обжитого дачного места. Сотка земли в 20 км от МКАД по Носовихинскому шоссе тогда стоила от $5000. Теперь поселок застроен коттеджами.
2. Пушкинский. 2006 г. Сгорела усадьба Ф. Тютчева в Мураново - один из лучших усадебных музеев РФ. От огня пострадали крыша, чердак и перекрытия, но экспозицию удалось спасти. Замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь заподозрил поджог и распорядился провести проверку, но результаты ее не известны.
3. Рузский. 2007 г. За неделю сгорело 12 домов по одному сценарию. Пустующие дачки вспыхивали во второй половине дня, когда соседи уже сидели у телевизоров и не замечали беды. В результате пожарные прибывали на вызов, когда дома уже догорали.
4. Одинцовский. 2007 г. В поселке Жаворонки за зиму сгорели 10 дач. В трех случаях доказан факт умышленного поджога. Пострадали участки, расположенные кучно, и участки в лучшем месте поселка - близ парка вековых сосен. Погорельцев и до, и после инцидента осаждали незнакомцы, требуя продать участки.
5. Одинцовский. 2008 г. В деревне Ромашкино ночью сгорели шесть жилых домов. Основная версия - поджог частного домовладения.
6. Красногорский. 2008 г. После поджогов деревянных домов деревня Павшино на берегу Москвы-реки полностью снесена. На окраине Красногорска образовался новый микрорайон «Павшинская пойма» из 22-30-этажных панельных коробок. Вблизи МКАД расположился Дом правительства Московской области.
Доходный дом купца БЫКОВА огонь уничтожил через неделю после признания его памятником архитектуры (фото |
Москва
1. 1992 г. Вознесенский переулок, д. 20, стр. 1. Горел старинный дом (1868 г., архитектор А. Л. Обер). Основная версия - поджог.
2. 1998 г. Росморфлот Минтранса России, ул. Рождественка, 1/4. Огонь полностью уничтожил четыре этажа здания. В 2001 году после реконструкции в новые хоромы к Росморфлоту «подселилось» руководство Минтранса. А на высвободившейся после пожара площади построили гостиницу «Арарат Хайятт».
3. 2003 г. В центре столицы запылала гостиница «Москва». Огонь охватил шесть из 12 этажей после того, как Михаил Швыдкой заявил: здание представляет историческую ценность и демонтировать его нельзя. Но мэрия утверждала, что «Москва» не является архитектурным памятником. «Дойч-банк» выделил
$600 млн. на строительство новой гостиницы, совладельцами которой стали московское правительство и зарубежная гостиничная сеть.
4. 2008 г. Дом 11/7 по ул. Климашкина горел два раза. Основная версия - поджог, выгодный ООО «Фобос», которое получило разрешение на реконструкцию, но вскоре начало незаконное капитальное строительство элитного семиэтажного дома и гаража на 59 машино-мест. Но Москомнаследие решило причислить здание к памятникам культурного наследия начала ХХ века, и случился пожар. После второго пожара охранять стало нечего.