От Плисецкой до Волочковой и Собчак: как вошла в моду балетная пачка
Интересна история самой Марии Тальони. «Леди пачки и пуантов» имела весьма сомнительные данные для балета. В активе у девушки были короткая сутулая спина, слишком длинные руки, чересчур мускулистые ноги и болезненная худоба. Подружки по классу дразнили ее маленькой горбуньей. Но на сцене танцовщица преображалась. Особенно выступая в многослойной воздушной юбке, которая волшебным образом сглаживала несовершенства фигуры.
Покорив Европу, Мария прибыла на гастроли в Россию. Публика ломится на выступления блистательной итальянки, ее именем называют шляпку, пирог, карамель. Маринист Иван Айвазовский отчаянно добивается ее руки. Но более удачлив фаворит императрицы Александры Федоровны князь Александр Трубецкой - тот самый придворный сплетник, запустивший мульку про связь Пушкина с сестрой собственной жены («сошелся с Александриной и жил с нею»). Трубецкой сожительствует с Тальони и даже дарит ей золотой дворец в Венеции. У пары рождается сын. Наконец князь женится - только не на возлюбленной, а на ее дочери.
В преклонном возрасте Мария Тальони посетила петербургское театральное училище. Писательница Авдотья Панаева вспоминала: воспитанницы окружили высохшую танцовщицу с желтым морщинистым лицом и говорили, придавая голосу умиленное выражение: «Какая ты рожа! Какая ты сморщенная!» А та, воображая, что ей делают комплименты, кивала с улыбкой: «Merci, mes enfants!»
Пуанты на кладбище
По традиции танцовщики оставляют на могиле Марии Тальони свои первые пуанты. Правда, многие считают, что она похоронена в Париже на кладбище Монмартра. Но там покоится ее мать София. Сама же прима обрела последний приют в Марселе на кладбище Сен-Шарль. На надгробии надпись: «Земля, не дави на нее слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе».
Попасть на крючок
Освободившись с легкой руки Тальони от тяжелых кринолинов, балерины еще долго терпели неудобства костюма. В начале ХХ века они танцевали затянутыми в корсет в тяжелой многослойной юбке. Пачку нередко декорировали многочисленными украшениями. И в ней было ни прогнуться, ни ногу поднять.
Из-за юбок старого образца страдали не только артистки, но и их партнеры в дуэтах. Майя Плисецкая писала в мемуарах, что такие пачки, бывало, царапали при верхних поддержках своими краями или расстегнувшимся крючком танцовщику нос, травмировали руки.
Слов не выкинешь
Есть несколько версий происхождения слова «пачка».
- Образовано от слова «тюль» - одного из материалов, из которых шьют юбки.
- Происходит от сленга французских детей и относится к ягодицам - куль. То же значение имеет в более грубом контексте. В XIX веке богатые мужчины любили общаться с танцовщицами в фойе и устраивать встречи. При этом балетоманы игриво поглаживали артисток по задней части платья из тюля, приговаривая: «Pan-pan cucul». («Я отшлепаю вам попку».)
- Берет начало от вульгарного французского слова «cul», которое используют для обозначения нижней части или области гениталий. В прошлом женщины, и танцовщицы в том числе, носили в качестве нижнего белья панталеты, которые были открыты в промежности. Зрители стремились купить билеты в передние ряды, дабы не пропустить все важное и интересное.
Лента времени
- 12.03.1832. День рождения балетной пачки. Первое ее представление в спектакле «Сильфида» на сцене Королевской академии музыки и танца в Париже. Придумал конструкцию французский модельер Эжен Лами.
- 1850-е .Юбка длиной до середины икры становится особенно пышной.
- 1880-е. Длина пачки уменьшается - сначала до колен, затем полностью открывает ноги. Это связано с усложнением балетной техники.
- Начало XX в. В моду входит многослойная пружинистая юбка с пришитым к ней лифом. Пачку украшают перьями и драгоценными камнями.
- 1907. Хореограф Михаил Фокин одевает танцовщиц в балете «Шопениана» в удлиненные юбки-«шопенки».
- 22.12.1907. Балерина Анна Павлова представила «Умирающего лебедя», и все возмущенные экстремальной длиной пачки навсегда смирились с этим.
- 1930-е. Балетные юбки начали делать из синтетических материалов. Они стали значительно легче.
- 1950-1970-е .Пачка спускается с талии на бедра, становится более короткой и широкой.
- 2000-е. В моде снова женственный силуэт с юбкой до середины бедра - как в конце XIX века.
Облачко из газа
Пачкой называется не только юбка, но и примыкающий к ней корсет и трусики, к которым она крепится. Все должно сидеть на танцовщице плотно, но не сковывать движений.
- Сетка или фатин разной жесткости - материал, из которого шьют юбку.
- Тюник - верхний слой из тюля.
- 15 - 20 метров ткани требуется на изготовление одной пачки.
- Классическая балетная пачка имеет 12 слоев.
- Сталька - проволока, вшивается по диаметру для поддержания формы.
- Длина зависит от роста танцовщицы. В среднем 49 см.
- Внутренняя кокетка, соединяющая трусы и юбку.
- Лиф состоит из десяти частей.
- Трусики, отделанные рюшами.
- В качестве застежки используют только крючки, которые пришивают в шахматном порядке с двух сторон.
Волочкова осудила тело Собчак
Несколько лет назад из-за балетной пачки поцапались Анастасия Волочкова и Ксения Собчак. Журналистка напросилась в гости к королеве шпагата, и пока та гримировалась, облазила с камерой всю квартиру. Заглянула в шкафы и тумбочки, не оставила без внимания даже фаллоимитатор в спальне. И позднее выдала все это в эфир. Не подозревающая о коварстве гостьи, Анастасия сводила ее в баню. И даже разрешила примерить костюм умирающего лебедя. Ну а когда увидела себя на экране, не сдержала эмоций. Дескать, вот не следовало Ксению в дом пускать - этой «клоунессе» только бы словить хайп. И с пачкой по-дурацки получилось. Волочкова резонно заметила, мол, когда у тебя нетренированное тело, зачем лезть в балет и стоять рядом с профи?!
Кстати
- Изначально балерины танцевали в обычных нарядных платьях с корсетом и на каблуках. Затем появилась мода на воздушные платья с завышенной талией и сандалии.