Как защититься от террористов в аэропорту
Эффективная система безопасности стоит $800 млн.
После взрыва в аэропорту Домодедово стало ясно: жесткие меры контроля при посадке в самолет не обеспечивают безопасность, ведь теракт можно совершить не только в воздухе. При этом охрана аэровокзалов - дело очень сложное. Установить на входе рамки? Это создаст длинные очереди. Проверять каждого входящего и весь багаж - нереально. Как же справляются с этими проблемами в других странах?
Охрана самого безопасного в мире аэропорта им. Бен Гуриона в столице Израиля Тель-Авиве вызывает противоречивые чувства. Пассажиры, которым довелось пройти там личный досмотр, говорят о нем с содроганием. Проверка начинается на подъезде к аэропорту: в нескольких километрах от него находится контрольно-пропускной пункт. Весь транспорт, проходящий через КПП, проверяется автоматически, а с водителем разговаривает вооруженный охранник. Задавая вопросы, он следит за реакцией пассажира, а также вслушивается в его акцент. Если ему что-то покажется подозрительным, последует более тщательная проверка.
На подходах к лондонскому аэропорту Хитроу пассажиров встречают вооруженные полицейские и собаки, натасканные на поиск взрывчатки |
Техническое оснащение аэропорта - это более 700 видеокамер, газоанализаторы и металлодетекторы, встроенные в стены или двери. Кстати, датчиками, распознающими взрывчатку, оборудован весь наземный транспорт Израиля, а металлодетекторы стоят даже в торговых центрах. Однако служба безопасности аэропорта больше рассчитывает на человеческий фактор: ведь никакое, даже самое совершенное оборудование не может уловить нюансы поведения человека. Поэтому кадры подбирают с особой тщательностью, а уровень их подготовки сравним с уровнем сотрудников спецслужб. Вероятно, именно поэтому последний теракт здесь случился еще в 1972 году.
Американские специалисты мечтают создать сканер, который просветит не только одежду, но и прочитает мысли. Разработки ведутся в специально созданной для этого лаборатории «WeCU Technologies» |
В самолет - налегке
После взрывов в лондонском метро и в автобусе 7 июля 2005 года правительство Великобритании ужесточило меры безопасности в аэропортах: пассажирам запретили брать на борт ручную кладь вплоть до футляров для очков и жидкостей для контактных линз. В метро начали проводить выборочные проверки пассажиров, установили металлодетекторы и камеры наблюдения, которые издают сигнал тревоги, «увидев» оставленные без присмотра вещи. Станции патрулировали полицейские с собаками, натренированными искать взрывчатку. Через год, осенью 2006-го, был предотвращен масштабный теракт: планировалось взорвать 20 самолетов, следующих из Великобритании в США, с помощью жидкой взрывчатки. После этого в самолеты запретили проносить любые жидкости. Исключение составляло детское питание, которое родители обязаны были попробовать на глазах сотрудников аэропорта. Со временем правила немного ослабили: ручная кладь и электронные приборы снова разрешены. Крупнейшие британские аэропорты оснащены по последнему слову техники. Система «умных» камер слежения в лондонском Хитроу не только круглосуточно сканирует помещения аэропорта, но и способна обнаружить в толпе преступника, если его фоторобот внесен в базу данных.
Личный досмотр израильские пограничники производят так тщательно, что он может занять больше часа |
В ближайшем будущем предполагается сканировать отпечатки пальцев и радужную оболочку глаза пассажиров, как это делают при прилете международных рейсов в США. Паспорта и визы в нью-йоркском аэропорту им. Джона Кеннеди проверяют раз десять.
С прошлого года в лондонском Хитроу и аэропорте Манчестера стоят «раздевающие» сканеры - человек заходит в кабинку, где с помощью слабых рентгеновских лучей на мониторе создается трехмерное изображение его тела. Это помогает увидеть любые спрятанные под одеждой предметы, из какого бы материала они ни были изготовлены. В этом случае соображения безопасности перевесили протесты по поводу вмешательства в частную жизнь. Проверяют так не всех пассажиров, а только тех, кто вызвал подозрения. И если человек отказывается от сканирования, в самолет его не пустят.
Кстати
Правительство Италии после полугода использования в аэропортах боди-сканеров в тестовом режиме отказалось от них. Работа устройств была признана медленной и неэффективной.
Только цифра
По оценке израильских специалистов, оснащение одного аэропорта современными системами безопасности обойдется минимум в $800млн.
Бди
По конфиденциальным данным, в Москве в 2009 - 2010 годах спецслужбами предотвращены теракты в метро, крупном магазине, центральной гостинице, вузе и НИИ.
Голь на выдумки хитра
* В аэропорт Дели пускают только при наличии паспорта и билета. Багаж досматривают вручную. В моем чемодане вызвали подозрение электрические щипцы для завивки волос и сувенир, который я везла из Малайзии, - как на грех, в нем оказались провода и батарейки. Полисмен стал твердить, мол, с их помощью я при желании могу привести в действие взрывное устройство. И лишь вызванный старший смены принял решение впустить меня на борт, если я сдам подозрительные предметы в багаж.
* В Шри-Ланке, где идет межрелигиозная война, тоже заставляют открыть весь багаж для ручного досмотра. А в Нью-Йорке во время нынешних новогодних каникул наблюдала такую картину. После просвечивания чемоданов подозрительный багаж клали на отдельный стол. Полицейские даже в отсутствие владельца вскрывали чемоданы и сумки, при необходимости срезая навесные замки и взламывая кодовые запоры.
Теракты в международных аэропортах за последние десять лет
2001 год
Август. Испания. Взрыв в мадридском аэропорту Барахас. Жертв нет.
Октябрь. Пакистан. В здании аэропорта Исламабада полицейские обнаружили бомбу. Она взорвалась до прибытия саперов, но в стороне от людей. Жертв нет.
Ноябрь. Афганистан. Взрыв в аэропорту города Хост. Погибли пять военнослужащих сил антитеррористической коалиции.
2002 год
Ноябрь. Нигерия. Взрыв в грузовом терминале аэропорта Лагоса. Погибли сотрудники терминала.
Ноябрь. ЮАР. Взрывное устройство сработало в терминале аэропорта Гранд Сентрал недалеко от Йоханнесбурга. Один человек ранен.
2003 год
Март. Филиппины. Взрыв в международном аэропорту города Давао. Погиб 21 человек, ранено 150.
Июль. Франция. Взрыв в здании технической зоны аэропорта Бастии на Корсике. Пострадавших нет.
Июль. Испания. Взрывное устройство, заложенное в автомобиле, сработало напротив здания аэровокзала в городе Сантадера. Пострадавших нет.
2006 год
Декабрь. Испания. Взорвана пятиэтажная автостоянка в мадридском аэропорту Барахас. Погибло два человека, 30 ранены.
2007 год
Февраль. Пакистан. Террорист, пытавшийся пройти в здание аэропорта Исламабада и остановленный сотрудниками службы безопасности, привел в действие взрывное устройство, закрепленное на теле. Погиб смертник и трое охранников.
Июнь. Испания. Взорвана бомба, найденная полицией на территории аэропорта Ибицы.
Июнь. Великобритания. Горящий джип врезался в здание пассажирского терминала аэропорта Глазго. Пострадавших нет.
Август. Афганистан. Террорист-смертник въехал на заминированном автомобиле в военное крыло аэропорта в Кабуле. Два человека погибли, четыре получили ранения.
2008 год
Декабрь. Непал. Взрыв в аэропорту Катманду. Пострадал один человек.
2009 год
Сентябрь. Афганистан. Смертник подорвал себя возле аэропорта Кабула. Три человека погибли, шесть ранены.
Сентябрь. Сомали. Два взрыва в аэропорту Могадишо. 21 человек погиб, 40 получили ранения.
2010год
Август. Филиппины. Взрыв перед зоной прибытия аэропорта города Замбоанга. Один человек погиб, шесть получили ранения.
Сентябрь. Сомали. Два взрыва в аэропорту Могадишо. Восемь человек погибли.
2011 год
Январь. Россия. Взрыв в зоне прилета аэропорта Домодедово. Погибли 34 человека, около 130 пострадали.