Глобальная перестройка Большого театра

Реставрация ГАБТа обошлась более чем в 20 миллиардов рублей

Реставрация ГАБТа обошлась более чем в 20 миллиардов рублей

Глобальная реконструкция Государственного академического Большого театра длилась более шести лет. Стройка века, как окрестили ее в народе, затягивалась по самым разным причинам: менялись руководители, фирмы-подрядчики, стопорились уже утвержденные проекты, вскрывались махинации с выделенными на ремонт средствами. Однако сейчас мытарства позади. Реставраторы успели  закончить работу к юбилею: 28 марта 2011-го исполнилось 235 лет со дня основания театра. 2 октября двери Большого распахнутся для публики, и зрители смогут оценить преобразования, в которые вложено более  20 миллиардов рублей.

 

За последнее столетие Большой театр неоднократно реставрировали, и каждый раз, как говорят специалисты, ему наносился вред. Строители второпях «наводили лоск», не задумываясь, что даже малейшая деталь влияет на технические характеристики зала. Этот театр считался лучшим в мире по акустике. К 2005-му он «сполз» на 59-е место.

Итальянец Альберт Кавос, отстроивший здание Большого после пожара 1853 года, сделал зрительный зал по подобию музыкального инструмента. Пол, стены и потолок были из резонансной ели. В советское время обветшалые доски меняли на дребезжащую фанеру. Лепнину из папье-маше заменили на гипсовую, что тоже «убило» звук. И главное, за ненадобностью залили цементом резонирующее пространство между паркетом и полом в зале и «барабан» под оркестровой ямой.

К 2005 году здание на 70 процентов было признано аварийным. Фундамент просел на

22 см, пошли трещины, кирпичная кладка рассыпалась. 2 июля 2005-го Большой закрыли на реконструкцию. 

- Театр построен на болотистом месте. Раньше тут протекали речки - в частности Неглинка, которая потом была заключена в трубу, - рассказывает пресс-секретарь дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Большого театра Евгения Васильева. - Изначально здание стояло на дубовых сваях, закалившихся в воде крепче стали. Но когда вода ушла, дерево рассохлось. Поэтому, прежде чем приступать к реставрации, поставили временные опоры, провели гидрогеологические исследования почвы. Только с 2009 года, когда театр поставили на постоянный фундамент, начались реставрационные работы.

Расходы завысили в 16 раз

Ремонт затянулся более чем на шесть лет. Причина тому - не только сложность поставленной задачи, но и человеческий фактор. Такой масштабный проект - это прежде всего огромные деньги: изначально в бюджет было заложено 15 миллиардов рублей! Сдача объекта планировалась в 2008 году, однако в срок строители не уложились. В сентябре 2009 года московское управление СКП РФ возбудило уголовное дело  по факту необоснованной траты выделенных на ремонт средств. Согласно докладу Счетной палаты, расходы оказались умышленно завышены в 16 раз! К примеру, как выяснили следователи, ЗАО «Курортпроект» за одну и ту же работу по подготовке проектной документации трижды получало оплату, составившую около полумиллиарда рублей. Подрядчики объясняют перерасход тем, что до закрытия театра никто не знал, в каком плачевном состоянии он находится. Поэтому в бюджете не учитывались дополнительные исследования и работы. В конце концов реконструкцию взяли под контроль на самом высоком уровне. По поручению Президента РФ была создана междуведомственная комиссия, по результатам работы которой «выявились нарушения».

Новый подрядчик - холдинг «Сумма Капитал» приступил к проекту ударными темпами. В срок, указанный министром культуры Александром Авдеевым, - конец 2011 года - уложились. Всего было потрачено свыше 20 миллиардов рублей.    

Ленин хотел снести

В советское время в Большом театре проводили партийные пленумы и съезды. Однако в

20-х годах XX века здание было под угрозой сноса. Из письма Ленина Молотову (12 января

1922 года):

«Узнав от Каменева, что СНК единогласно принял совершенно неприличное предложение Луначарского о сохранении Большой оперы и балета, предлагаю поручить Президиуму ВЦИК отменить постановление СНК. Предлагаю оставить лишь несколько десятков артистов на Москву и Питер для того, чтобы их представления могли окупаться участием во всякого рода концертах, т.е. устранением всяких крупных расходов на обстановку и пр. Вызвать Луначарского на пять минут и поставить на вид, что внесение таких постановлений... впредь повлечет за собой более строгие меры». 

Из письма наркома просвещения А. В. Луначарского Ленину (13 января 1922 г.):

«Дорогой Владимир Ильич. Тов. Енукидзе вчера сказал мне, что вновь решено закрыть Большой театр. Я протестую самым категорическим образом... Дефицит театра при царском режиме доходил до миллиона рублей в год. В будущем государство может уплатить театру менее шестой части прежних расходов. При этом первое место в Большом на золотые деньги стоит 30 копеек. Спектакли окупают труппу и самих себя, субсидия же идет на техническое обслуживание. Необходимо сохранить оркестр Большого театра, как первую в России и европейски значительную единицу. Огромное здание нужно для советских заседаний. Наконец, надо охранять и многомиллиардное имущество театра... Уверенный в том, что Вы не рассердитесь на мое письмо, крепко жму вашу руку».

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

План помещений Большого театра России

1. Герб и квадрига

2. Сцена

3. Амфитеатр большого репетиционного зала

4. Большой репетиционный зал

5. Подземный репетиционно-концертный зал

6. Технологические помещения

7. Трюм сцены

8. Гараж балетного пола

9. Склад контейнеров

10. Склад объемных декораций

11. Главный подъемник

12. Белое фойе

13. Верхняя механизация сцены

14, 15. Коридор фойе с буфетом и экспозиционным залом

16. Хоровой зал

17. Люстровая камера (техническое помещение над зрительным залом)

18. Арьерсцена

19. Диммерная

20.  Камера статического давления

21. Главное фойе

22. Оркестровая яма

23. Подъемник оркестровой ямы

24. Балетный зал

25. Зрительный зал

26. Дом Хомякова

27. Бетховенский и Круглый залы

28. Колонны

29. Венецианская мозаика

1. Фасад БТ пострадал в 1941 году, когда в него угодила бомба. К 2005-му, по словам реставраторов, квадрига была в плачевном состоянии: статуя Аполлона в пробоинах и трещинах, лошади заржавели. Композицию не только «подлечили», но и вернули утраченные фрагменты: сбитый и потерянный фиговый листок, пряжку на плаще и лавровый венок в правой руке божества. Теперь придется Банку России сторублевку менять, на которой достоинства Аполлона представлены во всей своей естественной красе. Герб СССР на фасаде заменили на двуглавого орла.

2. Сцена-трансформер. Оборудована семью подъемно-опускными площадками, которые могут одновременно менять положение, образуя разные уровни наклона или ступеньки. Новая световая, звуковая и визуальная механика. Появилась возможность объединять сцену и арьерсцену для глубины пространства.

5. Новый подземный концертно-репетиционный зал на 350 мест. Минус шесть этажей. До линии метро всего 30 метров.

7. Сценический трюм. Глубина 20 метров. Самая большая в Европе гидравлическая установка. В соседних подземных помещениях - склады техники и декораций.

12. Белое фойе. Вместо белой штукатурки вернули объемную роспись, розовую, под мрамор. Позолотили старинные зеркала и лепнину, вернули медальоны с монограммой Николая II, которые в советские годы поменяли на герб СССР.

16. Хоровой зал. Восстановлены клеевая живопись, уникальный паркет и лепнина. Старинные зеркала золотили по древнему рецепту: наносили полимент из смеси глины с тухлым яйцом, смачивали водкой, беличьей кистью переносили пластины сусального золота.

18. Звонница. 35 колоколов подвешены на стальных каркасах над арьерсценой. Многие из них театр спас в 20 - 30-х годах от переплавки, когда в Москве массово сносили церкви.

17. Люстровая камера. Главная люстра трехъярусная, весит две тонны, состоит из 24 тысяч элементов из 15 сортов хрусталя. Диаметр - 6,5 метра, высота - 8,5 м, 350 электролампочек. На позолоту шли пластинки золота 958-й пробы - всего 120 кв. м.  В Большой люстру привезли в XIX веке из Парижа.

29. Паркетные полы в коридорах заменила венецианская мозаика. Три тысячи квадратных метров напольного покрытия восстановили по фрагменту, найденному на одном из этажей. Восемь различных по цвету видов мрамора заказывали в Италии, каждый камень вручную отшлифован.

25. Зрительный зал. Семь этажей. Основная работа велась над «реанимированием» акустики. Восстановили 40 процентов деревянных панелей, лепнину из папье-маше, драпировку, занавеси, обивку кресел. Вернули пустоты под полом. Деревянный плафон размером 900 квадратных метров с росписью «Аполлон и музы» 12 художников реконструировали девять месяцев. Над ложами вместо советской символики установлены гербы Российской империи, Дома Романовых и Москвы.

27. Бетховенский зал. Стены обиты атласом цвета «раскаленного чугуна» с ручной вышивкой шестицветной шерстью. Восстановлены старинные зеркала, двери, позолочен декор стен и потолка. Вместо лепных изображений лир, пятиконечных звезд и серпа с молотом вернулись императорские вензеля и короны. Ткань панно восстанавливали пять лет по уцелевшим фрагментам на единственной в мире фабрике «Старинные ткани», где русские мастерицы работают на ручных жаккардовых станках.

28. Колонны. Когда-то стояли на бересте, защищавшей их от воды. С годами пошли пятнами в результате испарения солей (так называемые высолы). Были подвергнуты процедуре обессоливания: на 18 дней им ставили компрессы из глины, дистиллированной воды и целлюлозы, укутывали в пленку. Сам фасад БТ приобрел изначальный золотисто-песочный цвет. Краску изготавливали по старинному рецепту, смешивая известь, глину, умбру и охру.