Украли, порвали, залили: все самые яркие скандалы Третьяковской галерии
Собравший около 1,5 тыс. картин Третьяков считал, что этого достаточно, больше зритель не выдержит. Он руководил распределением полотен по стенам галереи, подбирая их по тону, цветам, освещению. В завещании просил не пополнять коллекцию. Как мы знаем, его волю не выполнили.
Да и полотна перевесили согласно хронологии развития русской живописи. По проекту Васнецова был перестроен фасад музея. И все бы ничего, когда оно на пользу искусству. От того, что творит нынешний директор «Третьяковки» Зельфира Трегулова, бедный Павел Михайлович, поди, извертелся в гробу.
- В мае 2018-го подвыпившего любителя искусства взбудоражил драматический сюжет убийства Иваном Грозным своего сына, и в полотно полетел металлический столбик ограждения. Стекло разбилось, холст порвался в трех местах, досталось авторской раме. Тогда-то выяснилось: «Иван Грозный и сын его Иван» и еще несколько шедевров Третьяковки «защищены» не антивандальными, как в отчетах, а антибликовыми стеклами, устойчивыми лишь к царапинам и истиранию. В 2018 году на них было потрачено 6 млн руб. бюджетных денег. Картину реставрировали четыре года и вернули, по словам Трегуловой, в пуленепробиваемой капсуле. Пока, к счастью, никто не проверял ее на прочность.
- Январь 2019 года. Среди бела дня мужик снимает со стены картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» и выходит с ней из зала! Ловят его сразу только потому, что полиция в этот момент расследовала обстоятельства кражи шубы из гардероба. Трегулова валит вину на охранников, которых сама же сократила.
- В ноябре 2019-го тендер «Третьяковки» на 250 млн руб. «выигрывает» единственный участник торгов - предприятие с двумя сотрудниками и балансом в 22 млн руб. Конкурс закрывается за две минуты, хотя должен длиться 30 дней. На что пошли такие деньжищи? А на четыре точки продажи кофе в зданиях музея. Для сравнения: на охрану музея в 2018-м было выделено всего 16 млн руб.
- Любительница современного искусства Трегулова на деньги созданного ею фонда покупает у художника Андрея Монастырского инсталляцию «Ветка», до того выставленную в «Ельцин Центре». Палка, примотанная скотчем к доске, обходится в 2,5 млн руб. В «Третьяковке» ее демонстрируют на отдельном стенде, на фоне «Явления Христа народу». Интересно, что сказал бы Павел Третьяков, увидев ветку среди шедевров?
- В августе 2020-го здание Третьяковки на Крымском валу залило: потекла крыша, которую годом ранее «ремонтировали» за 168 млн руб. Вода, лившаяся по стенам, чуть не угробила десять картин.
- В сентябре того же года в рамках выставки «Поколение XXI» демонстрируется картина Алексея Каллимы «Боевики на отдыхе». Описание гласит: боевики-горцы изображены в романтизированной манере. Жители Беслана, Буденновска, родственники погибших на Дубровке, поди, с радостью пристрелили бы «романтичных» ваххабитов…
- 15 ноября 2020-го должна была открыться выставка «Многообразие/Единство», на которую Зельфира Исмаиловна получила грант в 3 млн евро от немецкого фонда. Мероприятие отменил Минкульт, увидев лишь парочку «шедевров» из проекта. Мы фото таких картин публиковать не имеем права, но поверьте на слово: от изображений вылизываемых собаками вагин или мастурбирующих на толстую голую задницу монахов офигели бы даже немецкие сантехники из самых жестких порнофильмов.
- В начале 2022-го в заложниках оказалась уникальная коллекция братьев Морозовых, которую руководители трех главных российских музеев - Зельфира Трегулова, Марина Лошак («Пушкинский») и Михаил Пиотровский («Эрмитаж») отправили за границу. Обычно в обмен на такие шедевры к нам привозят сопоставимую по ценности выставку. Но не в этот раз. Спасибо нашим дипломатам, таможенникам, министрам - еле вызволили.
- Оскандалилась Зельфира Исмаиловна и с иконой «Троица» Андрея Рублева, которую на два дня «арендовала» Троице-Сергиева лавра. Искусствоведы хватались за головы: экспонату почти 600 лет, его лишний раз трогать-то не стоит, не то что куда-то везти. Икону хранят при определенной температуре и влажности. Перевозили ее якобы в специальной капсуле, поддерживающей этот режим. Но реставраторы не уверены, что он соблюдался. Теперь святыня полгода будет находиться под наблюдением специалистов. Только если все будет нормально, «Троицу» снова поместят в Зал древнерусского искусства.