Украинский байкер проехал 28 стран за 300 дней
В Гватемале мототуриста отравили, а в Колумбии - едва не посадили в тюрьму на 5 лет
В селе Светлогорском Полтавской области 29-летнего Валерия КРЫШНЯ земляки встречали как национального героя. 24 июня под вечер, когда он, проехав почти 63 тысячи километров, вернулся в родное село, ему устроили теплый прием в украинских традициях - с хлебом-солью. На пороге дома отважного путешественника с нетерпением ждало многочисленное семейство. Их разлука длилась триста семь дней, и поэтому никто не мог сдержать слез радости.
Пробежавшая дорогами мира 63 тысячи километров и «съевшая» 4 тысячи литров бензина Honda Afriсa Twin «отдыхала» между накрытыми столами у порога родительского дома путешественника-одиночки. Её тут же оккупировала ребятня – дети друзей и родственников, собравшихся со всей Украины на застолье к Крышням по случаю возвращения Валеры домой.
- Первое самостоятельное путешествие на мотоцикле я совершил в восемнадцать лет, - вспоминает виновник торжества. – Тогда у меня был самый обычный «Днепр», правда, основательно мной модифицированный. И я отправился на нем в Крым. За десять дней наездил две с половиной тысячи километров, посмотрев все красоты южного берега. Именно тогда и зародилась моя мечта, которая осуществилась только сейчас.
В пути |
Хуже украинских дорог не видел
- Товарищ продал мне «Африку» 1999 года выпуска за 7,5 тысячи долларов. Для байков такого класса это была дешевая цена, - объясняет парень. – Перед тем, как испытать мотоцикл на прочность, я перебрал его до винтика. Сам начал усиленно заниматься физической подготовкой. И в июле 2009 года двинул из Светлогорского во Владивосток. Путешествие длилось тогда два месяца. К счастью, за это время с моим железным конем не случилось ни единой поломки, хотя ему пришлось пройти по серьезным ухабам и различным дорогам без покрытий 25 тысяч километров. Хочу заметить, что именно наши плохие дороги являются лучшим испытанием для техники - худших я не видел.
Кстати, никому из украинских мотоциклистов реализовать мечту о подобном путешествии не удавалось. Людей, предпочитающих передвигаться по странам и континентам на мотоциклах, говорит Валерий, во всем мире едва наберется какая-то сотня. Много путешествуют на яхтах, автомобилях, велосипедах и даже пешком. Зачастую в сопровождении солидной группы поддержки. Он же имел всего двух спонсоров – директора туристической базы «Берег» в Светлогорском и Федерацию мотоспорта Украины (ФМУ). От Федерации он получил на путешествие $30 тысяч (проживание в гостиницах в эту сумму не включено), и в некоторых особых случаях обращался к ней за юридической поддержкой. В остальном же рассчитывал только на себя.
За моей спиной пресноводное озеро в Никарагуа, в котором водятся... акулы |
В Гондурасе отравили вкусной едой
- С визами не возникало проблем? – спрашиваю Валерия.
- Американская виза, которая у меня была, позволяет беспрепятственно въезжать практически во все страны Центральной и Латинской Америки, - отвечает он. – Зато, оказывается, существуют страны, в которых запрещено водить транспортное средство, зарегистрированное в Украине. В частности, в Южной Корее и в Коста-Рике. Но, как известно, в каждом правиле есть свои исключения. Вот и мне таможенники и той, и другой страны сделали такое исключение – разрешили находиться с мотоциклом на их территории по десять дней.
Ну, а в странах Европы действует Шенгенская виза, поэтому тут проблем не возникало.
Хотя из-за отсутствия одной визы меня едва не посадили в тюрьму на пять лет. Это случилось, когда я переправлялся на корабле из Перу в Колумбию. Перед началом путешествия в представительстве Колумбии в Украине меня заверили, что для пересечения границы достаточно будет американской визы. Но эта информация оказалось недостоверной. Чтобы уладить вопрос с пересечением границы, на все про все мне и капитану судна дали двадцать четыре часа. Я срочно связался с ФМУ. Оттуда, несмотря на то, что в Украине была ночь, позвонили в службу срочного реагирования при Министерстве иностранных дел. Из нее перезвонили в ближайшее к Колумбии наше посольство в Перу. Из посольства связались со столицей Колумбии Боготой, и уже оттуда поступил приказ в порт Картагена пропустить меня на шесть дней в страну. В общем, в отведенное время мы уложились.
Привал на берегу самого высокогорного сухоходного озера мира Титикака (высота 3812 метров над уровнем моря) на границе Боливии и Перу |
- Еще в Киеве в одном из дипломатических представительств мне не рекомендовали заезжать в Сальвадор, Гондурас и Никарагуа. Дескать, там такая бедность, что за один доллар могут и убить человека. Но я на собственном опыте убедился: чем беднее страна, тем приятнее в ней люди. Очень часто получал предложения от бедняков разделить с ними трапезу и ночлег. Я садился с этими людьми за один стол - было интересно пообщаться с ними, почувствовать национальный колорит. А вот спать ложился всегда отдельно – в своей палатке, подальше от людей. Люди – самое опасное для спящего путешественника.
Были случаи, когда в меня, едущего по трассе на мотоцикле, бросали из толпы камнями. Так поступают некоторые мальчишки в Перу. Слава Богу, не попали. В этой стране вообще тяжелая аура. Там проживает много индейцев, которые, мягко говоря, недолюбливают белокожих. И надо же было такому случиться, что именно в Перу меня скосила простуда. Дней пять отлеживался, не обращался за медицинской помощью. Понимаете, там все на уровне XVIII века, в том числе и медицина. В общем, не рискнул. На шестой день болезни просто завел свой мотоцикл и поехал в сторону Боливии. И все постепенно прошло.
В Гондурасе (правильно название этой страны произносить с ударением на «у») меня отравили в одном из кафе. Не хочу сказать, что нарочно, однако меня там накормили несвежими продуктами. Кстати, еда была очень вкусной, с большим количеством специй. Позже я догадался, зачем их так много положили. Чтобы лучше пахло то, что должно было пойти на помойку.
Так обрабатывают мотоциклы на въезде в Панаму из Коста-Рики - дабы никакую заразу не завезли в страну |
- Страх испытать довелось?
- Самое страшное произошло в джунглях Гватемалы 25 января. Свернув как-то вечером в заросли, я, как обычно, разбил палатку, поставил примус, чтобы приготовить ужин. И вдруг слышу непонятный нарастающий гул. Моей первой мыслью было, что это трактор культивирует землю. Но какой трактор может быть в диких джунглях? Потом понял: это обезъяны-ревуны проводят вечернюю перекличку. Я знал, что эти большие черные обитатели джунглей любят соревноваться в криках. Стало не то, что страшно, а жутко. Однако я был настолько уставший, что переносить ночлег в другое место уже не решился. Так и уснул под обезьяний рев в надежде, что все обойдется. Как видите, жив-здоров.
Я много раз видел линию экватора на картах, и даже не верится, что сейчас стою прямо на экваторе (Эквадор) |
Шварценеггер не дождался
- В моей комнате стоит икона Николая Угодника, а рядом с ней – портрет сына, - слезы радости то и дело появляются в глазах мамы Светланы Крышень. – Я утром и вечером молилась этой иконе, желая Валере здоровья, удачи и добрых людей на пути. «Благодаря твоим молитвам, все обошлось», - обнял меня сын, едва ступив на порог дома.
Во время этого путешествия Валера пережил личную душевную драму. Находясь в Бразилии, сын узнал, что его оставила любимая девушка, с которой он познакомился в России два года назад по дороге во Владивосток. Валера был уверен, что они с Маринкой навсегда останутся вместе. Но не сложилось… Я так переживала за него в тот особенно сложный период! А он звонил мне и просил не волноваться – переживал, что я переживаю. Слава Богу, у парня хватило мужества справиться с эмоциями и достойно выдержать этот удар. Еще тогда он сказал мне, что благодарен судьбе за подаренную любовь и просил не винить Маринку в том, что случилось. Они остались друзьями.
- Мы всегда могли проследить, когда сын покушал, когда мотоцикл заправил, - подключается к разговору отец путешественника Александр Андреевич. – Это было видно, когда снимались деньги с банковского счета. Причем, интересно: в СНГ при этом указываются названия автозаправки, а в США только их номера, как столовые при Советском Союзе.
Дорога через... дерево (Калифорния, США) |
Кстати, в пути Валерий не только усовершенствовал свой английский, но и выучил испанский. Его шлем был оборудован специальными наушниками, и по ходу движения он мог слушать как музыку, так и аудиокурс испанского языка. За день, если приходилось ехать по качественным дорогам, преодолевал максимальное расстояние 1200-1300 километров.
Преодолев почти 63 тысячи километров, Валерий Крышень рад снова очутиться среди давних и верных друзей |
А Валерий Крышень - банкир по профессии - надеется в скором будущем снова попасть в США. Он уже получил туда приглашение на презентацию своей еще не написанной документальной книги о проделанном путешествии. Тогда уж точно и в Нью-Йорке побывает, и на Ниагарском водопаде.
- Менее всего меня впечатлила Европа, - подводит итог беседе путешественник. – Тут все рафинированно, продумано. К тому же, то, что сделано руками человека, мне не интересно. Куда интересней встречи с первозданной природой и тем, что ею сотворено.
На пороге дома отважного мотопутешественника встречали мама с папой |