«Булгария» - это крах надзорной системы
Капитанов наказывают, чтобы отвлечь нас от главной причины очередной трагедии
С 10 июля вся Россия слушала теленовости, как сводки с фронта: на такой-то час в месте крушения теплохода «Булгария» извлечены тела стольких-то погибших, опознано столько-то: «Погибли 98 человек, из них 18 мужчин, 63 женщины, 17 детей. Поиски продолжаются»; «На судне находилось 208 человек, спасены 79». С каждым днем скорбный список расширялся.
Министр транспорта обещает капитанам прошедших мимо судов, против которых возбуждено уголовное дело, «самое суровое наказание». У людей шок: ездить страшно, летать страшно, плавать страшно. Что происходит в стране?
На вопрос отвечает наш политический консультант Анатолий ВАССЕРМАН.
- Катастрофа «Булгарии» и гибель более сотни людей в нынешних обстоятельствах логичны и неизбежны. Сообщения о трагедии напоминают череду новостей о гибели судов где-нибудь в Индонезии, на Филиппинах и в других странах третьего мира, куда нас прицельно заталкивают и наши стратегические конкуренты. Пока мы не там, ибо жив еще кадровый научно-технический потенциал, воспитанный советской технической школой, что готов работать и его еще можно к делу привлечь. Об этом я говорил много раз, и сейчас руководству страны самое время вспомнить об этих людях.
Спасённых «Арабеллой» пассажиров «Булгарии» встречают жители Казани (фото «ИТАР-ТАСС») |
Фекальный треп
Специалистам слушать озвученные от имени экспертов версии причин катастрофы - типа «захлестнула боковая волна, и вода хлынула в открытые иллюминаторы», возраст судна, перегруз, неисправность мотора и ряд других - смешно и горько. И не только потому, что неисправный двигатель не меняет устойчивости судна, и по этой причине оно перевернуться не может. Даже будучи захлестнуто волной при «крене на правый бок». К слову, реальный угол наклона судна никто не видел, а видел лишь на телевизионной картинке, выполненной компьютерным дизайнером.
По мнению советских профессионалов-речников, «Булгария», судно 785-го проекта, выпущенное в 1955 году в Чехословакии, - судно надежное, рассчитанное на 250 человек плюс 40 тонн груза. Так что 208 человек на борту плюс запасы воды и продовольствия, «наполняющиеся фекальные цистерны и опорожняющиеся топливные» не являются причиной внезапного опрокидывания судна. Ветро-волновой режим тоже не был опасным для судна данного класса. Ибо волна шла высотой чуть больше метра при разрешенной высоте два метра. Очевидно, оно потеряло остойчивость, и причиной тому могут быть бесконтрольные переделки пассажирских кают и служебных помещений.
Специалистов оскорбляет шквал информации, абсолютно предвзятой, который сводится к попытке как можно скорее кого-то обвинить и наказать, превратить трагедию в телешоу и отвести ответственность от себя. Недаром глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин и министр транспорта Игорь Левитин, еще не имея проверенной информации, первым делом потребовали самым суровым образом наказать капитанов двух прошедших мимо места катастрофы судов, против которых тут же возбудили уголовное дело за неоказание помощи терпящим бедствие.
Погибшие в июльское воскресенье пассажиры «Булгарии» просто хотели отдохнуть (фото «ИТАР-ТАСС») |
На безопасность плевать
Стрелочники найдены. Но ни министр транспорта, ни глава Ространснадзора, ни начальник Росморречфлота не ответили на главные вопросы: под чьим надзором прошло переоборудование «Булгарии», менялись ли требования по его остойчивости и непотопляемости и переделывались ли соответствующие инструкции по обеспечению безопасности? Или капитан был вынужден руководствоваться прежними документами, более чем полувековой давности? Кто выпускал судно в рейс?
Это раньше капитан корабля был для экипажа и наземных служб «второй человек после Бога». Доверенное лицо государства. На воде и на суше. Если он принял решение, его никто не мог отменить. Надзорные органы тут же реагировали на любой его тревожный сигнал. А сегодня для судовладельца и Ространснадзора он никто: не хочешь вести судно в плавание, ну и вали. Слышал, что утонувший капитан «Булгарии» Александр Островский оказался в немыслимой зависимости от судовладельцев. Он где-то занял девять тысяч долларов для покупки жилья в Казани, но больше половины этих денег у него выпросила в долг субарендатор «Булгарии» - якобы на ремонт судна.
Только благодаря экипажу число жертв после аварийной посадки Ан-24 на Оби составило «всего» семь человек |
ходить на обреченном теплоходе, чтобы хоть по копейке возвращать свой долг с тех грошей, которые ему платили, и в надежде, что его должница-хозяйка усовестится, и деньги вернет.
И впереди пенсия, как у столичного дворника. Речная флотилия за 20 лет уменьшилась минимум вдвое. Капитаны разобщены, но главное - развалена вся инфраструктура и упразднена система обеспечения безопасности. Ее функции как бы переложены на МЧС, которое к ней сбоку припека.
В советское время была бы тут же создана правительственная комиссия для расследования причин катастрофы. Когда в 1983-м затонул «Александр Суворов», а спустя три года «Адмирал Нахимов», правительственные комиссии возглавлял член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Гейдар Алиев. И вся страна знала, кто входит в их состав. Сегодня даже профессионалы не ведают, кто расследует причины катастрофы. А ведь комиссия может состоять из людей, заинтересованных в сокрытии информации, или их поверенных. Зато всем понятно, что денег, сэкономленных на ремонте, достаточно для подкупа должностных лиц.
Пожар уничтожил село Николаевка Алтайского края, и погорельцам пережитого век не забыть (фото «PhotoXPress») |
Мы вновь перед выбором
По той же причине - полный развал системы обеспечения безопасности и продажность чиновников из органов надзора - у нас катастрофы идут чередой: то Саяно-Шушенская ГЭС, то Ан-24 или Ту-134, потерпевшие крушение нынешним летом с разницей в несколько недель. По этой же причине горят леса. На очереди ТЭЦ, которые Чубайс подгребал под себя под лозунгом удешевления электроэнергии. Он отлично знает, сколько запланированных и остро необходимых ТЭЦ не возведено, не пущено в эксплуатацию и сколько «сэкономлено» за счет разрушения системы безопасности «реформируемой» им сети энергоснабжения. Мы все видим, что плата за электричество выросла более чем в 130 раз, но лишь специалисты знают, где еще вот-вот рванет.
Истинные причины гибели «Булгарии» могли бы выявить авторитетные профи советских времен, чьи имена не запятнаны подкупом и у которых есть опыт участия в подобных расследованиях. В правительственную комиссию должны войти на личном опыте хорошо знающие особенности судов класса «Булгарии» грамотные капитаны, инженеры-механики, кораблестроители, разработчики системы безопасности.
Но боюсь, что пример «Булгарии» докажет, что главная катастрофа случилась четверть века назад, когда мы отказались от централизованной системы управления со всеми ее недостатками и выбрали значительно большие недостатки частной собственности и управления по принципу «держу карман шире».
Саяно-Шушенская ГЭС. Катастрофа в августе 2009 года унесла 75 жизней, а уже 12 июля 2011-го команда спасателей станции доставала со дна Волги тела утонувших пассажиров «Булгарии» |