Мать заставляла 6-летнюю дочь попрошайничать
Против 42-летней кременчужанки возбуждено уголовное дело
Шестилетняя Даша похожа на живую куколку. Светловолосая, с голубыми глазками и тугими щечками, одета в чистую розовую блузку поверх беленьких шортиков. Это сейчас она так выглядит. Когда же несколько дней назад ее привезли в детский приют, девочка была грязной, оборванной и очень жалкой. Потому, что ей приходилось работать на рынке. Попрошайкой.
Начальник отдела криминальной милиции по делам детей Автозаводского РОВД Кременчуга Олег Головаш показывает табличку, с которой дитя сидело на центральном городском рынке. Поперек листа в линейку каллиграфическим почерком выведено «Вчера украли деньги. Кормить детей нечем. Подайте, кто сколько может».
- Изъятая табличка уже вторая, - поясняет Головаш. - Первую забрала у Даши учительница ее школы: увидела девочку у рынка с протянутой рукой. Та рассказала слезливую историю, которую хорошо заучила и пересказывала прохожим. Дескать, их ограбили, и теперь дома нечего кушать. Учительница позвонила в милицию. Оперативники навестили маму маленькой попрошайки, провели с ней разъяснительную работу. «Ничего, доця, мы поменяем базар» - «успокоила» та ребенка. И написала новую табличку. Уже на следующий день патруль выявил шестилетнюю девочку на центральном рынке города. Кроме письменного обращения к прохожим о помощи, Дашенька держала в руках завернутую в тряпки куклу. Некоторые действительно принимали игрушку за новорожденного, и не жалели несчастным деткам денег.
Дашенька: «Нам с братиком хорошо в приюте, но я мечтаю скорее попасть домой» |
- Я очень хорошо помню ее мать Светлану Макарову, - говорит начальник службы по делам детей Автозаводского райисполкома Кременчуга Алла Коваленко. - Зимой прошлого года она привела своих деток - грязных, неухоженных, без документов в областной специализированный Дом малютки и оставила их там. В заявлении написала: «Прошу забрать у меня детей на временное содержание в связи со сложным материальным положением». Мы начали разбираться в ее ситуации и установили, что дети являются гражданами России и в Украине вообще не зарегистрированы. В этом-то и проблема. По закону, иностранных граждан мы не имеем права отбирать у матери, если она не справляется с выполнением своих родительских обязанностей. А поступок Светланы, с моей точки зрения, был просто шантажом. Она надеялась получить от государства квартиру. Когда же поняла, что ничего не получится, явилась в приют, куда мы определили детей, и потребовала их обратно. Неужели ради того, чтобы заставить дочь зарабатывать попрошайничеством?
Олег ГОЛОВАШ, начальник отдела криминальной милиции Автозаводского РОВД Кременчуга крепко держит Дашеньку за руку |
Второй ребенок был лишним
Даше с трехлетним братиком Андреем живется несладко, и лишней копейки в семье действительно нет. Их мама постоянно в поисках работы.
- Со слов Макаровой, ее муж, оставшийся в Москве, не хотел второго ребенка, - продолжает Олег Головаш. - Лишний рот. И все же женщина решила рожать.
Появление сына усугубило разногласия в семье. Сорокадвухлетняя Светлана поясняет, что супруг стал попросту выживать ее с детьми из трехкомнатной квартиры, в которую не прописал ни ее, ни новорожденного, поэтому они и вынуждены были вернуться на ее родину в Кременчуг.
В Москву она когда-то уехала в поисках заработка, оставив на Украине несовершеннолетнего сына от первого брака. В столице торговала на рынке. Виталий служил в милиции. Однажды возле лотка Светы произошел инцидент, в результате чего женщина оказалась со сломанной рукой. Страж порядка вступился за пострадавшую. Они стали встречаться, однако крепкой дружной семьи создать не сумели.
Виталий, как может, помогает детям и бывшей супруге. В подмосковном Щелкове у него имеется однокомнатная квартира, которую он сдает, а деньги - по 10 тысяч рублей - ежемесячно отправляет семье. Из них 100 долларов Светлана платит за съем однокомнатной квартиры, в которой проживает с детьми и с матерью-пенсионеркой.
Когда у Дашеньки учительница забрала одну табличку, мама сделала ей другую |
- Просто так Макаровой сына с дочкой теперь не забрать, - продолжает Коваленко. - В первый раз мы дали ей шанс уладить отношения с мужем и увезти их к нему. Перед этим Виталий в телефонном разговоре со мной просил оставить детей в приюте до его приезда. Потом сообщил, что выслал деньги на дорогу и ждет Светлану с детишками в Москве. Она даже купленные билеты мне предоставила. Но, забрав Дашу и Андрея из приюта, исчезла. На данный момент мы отправили запрос с уведомлением в органы опеки Российской Федерации по месту регистрации Виталия Макарова. Хотим официально передать ему детей, если он не откажется от них. А против Cветланы городской прокуратурой возбуждено уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса - за злостное невыполнение обязанностей по уходу за ребенком и за вовлечение несовершеннолетнего в попрошайничество. За эти преступления предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы до пяти лет.
«Для дочки это было игрой»
Как ни странно, женщина, принуждающая ребенка просить милостыню, не алкоголичка, и не наркоманка. Более того, принадлежит к местной религиозной общине, проповедующей христианские ценности. «Значит, Бог допустил такое испытание в моей жизни», - объясняет она случившееся.
Мать троих детей кается, но в ее глазах нет ни слезинки:
- Я даже представить не могла, чем все это закончится, - тяжело выдыхает она, приглашая в убого обставленную чужую квартиру, куда недавно переехала. - Да, я виновата, это мой недосмотр, я не должна была отпускать Дашу на базар одну. Но для нее это было игрой, в которую она захотела еще раз сыграть.
Светлана МАКАРОВА говорит, что её дочь, выпрашивая милостыню, попросту играла |
Так ли было на самом деле? Но, якобы после этого, Светлана утром взяла с собой дочь и отправилась просить милостыню. За полчаса возле небольшого базарчика они «заработали» 25 гривен. Купили хлеба, вермишели, молока, мороженого и вернулись домой.
- Пока я укладывала Андрюшку спать, Даша засобиралась снова на рынок, - уверяет Светлана. - Говорит, мне так понравилось, я пойду еще. Не знаю, как бы на моем месте поступила другая мать, но я отпустила дочку. А вскоре она вернулась с пятью гривнами и очень расстроенная. «Завуч забрала у меня табличку». А Дашенька хотела обрадовать меня - принести домой пятьдесят гривен, чтобы мы с подругой съездили на шашлыки. Раньше, когда мы с ней встречались, я обычно и детей на природу брала. Маше нравились такие вылазки.
- Когда я сидела на базаре, я видела милицию, а она меня нет. Но если бы она меня увидела, то я убежала бы, - хвастается Даша, и с этих слов можно понять, что ребенок имел от матери четкую инструкцию, как себя вести.
Алла КОВАЛЕНКО, начальник по делам детей Автозаводского райисполкома Кременчуга: «Просто так детей Светлане теперь не забрать» |
Кстати, несмотря на прогулы, учится девочка легко и с интересом. На свои годы она довольно смышленая и рассудительная.
- Нам с братиком здесь нравится, - щурит голубые глазки Дашенька, рассказывая о приюте. - Но все равно тянет домой.
- За последние одиннадцать лет в Кременчуге не было официально зафиксировано ни единого случая детского попрошайничества, - говорит Олег Головаш. - Но все же на месте судьи я дал бы Светлане шанс наладить нормальную жизнь вместе с детьми, ограничившись условным наказанием. К сожалению, в нашем городе нет реабилитационного центра для женщин, попавших в сложную жизненную ситуацию, а ведь не каждая может самостоятельно найти правильный выход из нее. Хочется верить, что действенная помощь окружения, в том числе и в устройстве на работу, поможет Светлане справиться с трудностями.