Мучительница первая моя

Повышенные нагрузки в гимназиях и лицеях могут сделать из ученика неврастеника

Гай ГЕРМАНИКА - продукт естественного воспитания: в школу барышня вообще не ходила

Гай ГЕРМАНИКА - продукт естественного воспитания: в школу барышня вообще не ходила

Скоро 1 сентября, все родители первоклашек в радостном ожидании, а в моей семье - волнения и тревога.

Дочь Ксюша боится идти в школу, при одном упоминании об учебе плачет. В детский сад она не ходила. Мы подавали заявление, но очередь шла долго, а потом я родила второго ребенка, и мы решили, что пусть Ксюша до школы побудет дома. Сейчас об этом сильно пожалели. Хотя девочка очень развитая, умная, бегло читает, даже знает таблицу умножения, навыков жизни в коллективе у нее нет. Посоветуй, что делать на первых порах, чтобы ребенок быстрее адаптировался в новых условиях...

Марина

Дорогая Марина! Подобная проблема порой встает не только перед родителями первоклашек. Неприятие школы возникает и у ребятишек, уже окончивших один или два начальных класса.

И в таких ситуациях исправить положение бывает намного сложнее. В качестве примера хочу привести еще одно письмо...

«Здравствуй, Вика! Наш 8-летний сынишка Максим отказывается идти во 2-й класс. В первый год учебы тоже было непросто: отправлялся в школу со слезами. Учительница жаловалась, что мальчик невнимательный, погружен в себя. Мы с мужем не можем понять, что случилось с сыном. В 1-й класс шел с радостью, покупали с ним красивые принадлежности, Максим прекрасно прошел тестирование, был зачислен в гимназию одним из первых, хотя, как я знаю, некоторым родителям пришлось приложить немалые усилия, чтобы их малышей взяли в самую престижную в нашем городе школу. Сын с пяти лет читает детские журналы, выискивает интересное для себя в Интернете. А в школе с трудом заставляла его прочесть рассказик из учебника, стихотворения всегда учили только вместе, иначе была гарантирована двойка. Подскажи, как пробудить в сынишке интерес к учебе? Татьяна»

Первый раз в первый класс

Думаю, что Марине, маме первоклашки Ксюши, раньше времени переживать не стоит. Многие малыши робеют перед первым походом в школу, но потом прекрасно адаптируются. Конечно, трудно вылезать темным утром из-под теплого одеяльца и тащиться куда-то с тяжелым ранцем. Поэтому сейчас, когда до начала занятий есть еще несколько дней, нужно срочно переходить на школьный режим: вставать в 6.30, делать зарядку, завтракать, а затем проводить некое подобие урока - пусть ребенок почитает, порисует. Во время прогулок соберите гербарий, листики закрепите в альбоме, чтобы затем этот продукт своего труда малыш мог преподнести учительнице. Ребенку важно осознавать, что в 1-й класс он придет не с пустыми руками, а с подарком. Стоит заранее узнать, кто из соседских ребятишек будет учиться в одном классе с вашим сыном или дочкой, и познакомить их. В компании идти в школу не страшно.

Чтобы еще больше подбодрить малыша, скажите ему, что вот, мол, такая-то девочка или мальчик боится идти в школу, возьми его под опеку. Ваш ребенок преисполнится сознанием важности своей миссии покровителя, почувствует уверенность в себе. Но если увидите, что первоклашка все равно трясется, как осиновый листок, попросите учителя посадить его на первую парту перед собой. Ребенок подсознательно ощутит себя под опекой взрослого.

В первые месяцы учебы не рефлексируйте по поводу оценок. Разноцветные звездочки и прочие фигурки учителя кладут первоклашкам в тетрадки не столько за знания, сколько за усердие. Помогайте малышу делать уроки, но только сами не прилагайте руку к выведению палочек и крючочков. На этом этапе главное, чтобы ребенок эмоционально дозрел до нового статуса ученика, чтобы не развилась так называемая школьная тревожность, которая наверняка является причиной нежелания идти во второй класс у Максима - сына автора второго письма.

Экс-«блестящая» Ольга ОРЛОВА вспоминает, что возненавидела школу сразу после 1 сентября и впадала в депрессию каждое утро. А ее сыну Артёму учиться нравится: ещё на подготовительных курсах он завёл массу друзей  (фото Олега РУКАВИЦИНА/Комсомольская прадва

Экс-«блестящая» Ольга ОРЛОВА вспоминает, что возненавидела школу сразу после 1 сентября и впадала в депрессию каждое утро. А ее сыну Артёму учиться нравится: ещё на подготовительных курсах он завёл массу друзей (фото Олега РУКАВИЦЫНА/«Комсомольская прадва»)

Негативный опыт

На днях я проводила «тестирование» малолетних соседей по даче. Спрашиваю: из-за чего человек может отказываться идти во 2-й класс? Все «эксперты» уверенно сошлись во мнении, что наиболее вероятная причина - плохие отношения с одноклассниками. Из-за отставания в учебе или взаимной неприязни с училкой, по мнению ребят, нормальные люди в истерику не впадают. Итак...

Причина № 1 изгой в классе

У малышей начальных классов еще не выработалась четкая мотивация к учебе, и в школу их тянет больше возможность пообщаться с друзьями. Если отношения с одноклассниками не сложились, ребенок чувствует себя несчастным и в школу идет, как на каторгу. Изгоями, жертвами насмешек становятся не обязательно заики, толстяки или очкарики. Порой класс ополчается против тех, кто неадекватно реагирует на шутки, заливаясь слезами по любому поводу, или бросается на «обидчика» с кулаками. Такие действия еще больше раззадоривают забияк, и конфликт с каждым днем усугубляется. Не любят в классе тех, кто резко выделяется из общей массы интеллектуальным уровнем, но при этом не обладает открытым, общительным характером. Таких считают задаваками и провоцируют на ссору.

Решение проблемы

* Чтобы помочь маленькому человеку адаптироваться в новом социуме, нужно постоянно тренировать его психологическую устойчивость. Научите чадо с юмором реагировать на прозвища, которыми его могут награждать. Расскажите, какие «обзывалки» были у ваших одноклассников и о том, что отклонения от каких-то внешних стандартов - не помеха для лидерства и признания.

* Порой психологи рекомендуют, если травля не прекращается, перевести ребенка в другую школу. Мне кажется, что делать этого не стоит. Ведь человечек, жизнь которого в коллективе только начинается, уйдет с непогашенным озлоблением в сердце, и это впоследствии может негативно сказаться на его характере.

* Нужно всеми силами сгладить конфликт. В первые же сентябрьские выходные устройте дома чаепитие со сладостями для одноклассников малыша. Будет правильнее, если приглашение от имени сына или дочки сделают мама или папа. Обсудите заранее эту проблему с учительницей, которая тоже поддержит инициативу сходить всем в гости к Пете (Маше, Кате). Не ждите, что на приглашение откликнутся все. Наверняка найдутся такие, кто будет подначивать класс на бойкот мероприятия. Но даже если придут пять - шесть человек, это будет уже победа, мостик к началу дружбы.

Причина № 2: непомерная нагрузка

Все родители стараются определить ребенка в наиболее престижную школу с углубленным изучением каких-то предметов и иностранных языков. Но нередко малыш не в состоянии справляться с чрезмерными нагрузками. И дело не обязательно в недостаточных способностях. Пять - шесть ежедневных уроков в гимназиях и лицеях и столько же часов для выполнения домашних заданий, хроническое недосыпание (многие возят детей в школы далеко от дома) очень быстро выматывают неокрепший детский организм. В результате рассеивается внимание, ослабевает память, ребенок перестает усваивать материал, получает плохие оценки. Как итог - стресс, снижение самооценки, боязнь идти на занятия.

Решение проблемы

* Нельзя относиться к ребенку с прикидкой на будущие перспективы: «Перерастет, привыкнет, зато после престижной школы будет хорошо подготовлен, легко поступит в институт». Смотрите на малыша с позиций сегодняшнего дня. Вот он перед вами: несчастный, замученный, воспринимающий школу как наказание.

* Составьте такой режим дня, чтобы он спал не менее девяти часов. Выходные обязательно проводите на природе. Наймите репетитора, чтобы ребенок не комплексовал из-за плохих оценок. Работа с частным педагогом должна стать не дополнительными занятиями, а часом из того времени, которое обычно тратится на домашнее задание.

* Для слабых, болезненных детей можно устроить дополнительный выходной. Договоритесь с учителем, что один день в неделю, когда нет контрольных и не начинается новая тема, вы будете заниматься дома. При правильной организации все образуется, и малыш войдет в ритм новой жизни. Но если болезненно-нервозное состояние становится хроническим, есть смысл подумать о переходе в обычную школу. Если человек талантлив, его способности проявятся и там. В любом случае лучше быть отличником в близлежащей к дому школе, чем двоечником в элитной. Кстати, перейти в специализированную гимназию можно и через пару лет, если у ребенка проявятся незаурядные способности.

Причина № 3: не понимает, зачем учиться

Современные дети не любят читать и классическую литературу постигают только под страшным нажимом педагогов и родителей. Зато за компьютером могут проводить круглые сутки. Это - объективная реальность: все большее количество информации идет из компьютерных сетей. Детям стало тяжело читать толстые фолианты, потому что они уже привыкли к очень большому удельному количеству информации на единицу экранного времени. И классическая проза, где описание какого-то одного события или размышление героя растягивается на два десятка страниц, для них - пытка. Многие учатся через силу, потому что не понимают, зачем это нужно. Ведь любую интересующую информацию можно почерпнуть в Интернете. Для чего же тогда просиживать долгими часами в классе и натужно запоминать, где, к примеру, находится какая-то ЮАР. В этом отношении мы семимильными шагами догоняем Америку. Недавние опросы дали там уникальный результат: внушительное число школьников не смогло показать на карте, где находятся США.

Решение проблемы

* Бесполезно внушать детям, что хорошо учиться, много читать, постигать языки нужно для того, чтобы сделать карьеру и стать богатым. Они прекрасно видят, как сосед, с трудом одолевший десятилетку, изъясняющийся преимущественно матом, разъезжает на тачке за несколько миллионов. Да и с помощью СМИ ребенок давно усвоил, что всего добиваются в жизни напористые, хамоватые и беспринципные. Как же вырастить нравственного человека с чистой, не пораженной пороками душой?

* С раннего детства ограждайте его от разлагающей информации, отслеживайте его общение в сетях, знайте всех друзей сына или дочери. Для духовного развития полезно посещение воскресных конфессиональных школ.

* При каждом удобном случае нужно втолковывать отпрыску, что знания нужны человеку не только для практического применения, что высокий интеллектуальный уровень делает каждого из нас интересным для других людей, способствует расширению границ видимого мира.

* Чтобы человек с детства полюбил классику, не стоит покупать книжки с тупыми комиксами, блокирующими творческое мышление, разбрасывать дома издания криминально-фэнтезийной направленности, ведь рано или поздно ваше чадо тоже к ним приобщится. С первых лет жизни читайте ребенку вслух детскую классику. Даже когда он научится читать самостоятельно, не прерывайте традиции чтения вслух на ночь. Кстати, если оборвать повествование на самом интересном, скорее всего, маленький человек не вытерпит и дочитает окончание.