Русский антисемитизм - вымысел и провокация! Часть II
Солженицын - великий авантюрист
ЕВТУШЕНКО И КУНЯЕВ: бывшие друзья стали непримиримыми оппонентами |
- Станислав Юрьевич! Ваш оппонент и антагонист поэт Евгений Евтушенко преподает в Америке. Совсем недавно прошло его выступление в Кремле. Савик Шустер в своей телевизионной программе назвал Евгения Александровича символом эпохи. Не завидно?
- Нет. Во-первых, эпоха, о которой говорит Шустер, жила поверхностными политическими страстями. Речь идет о 60-х годах. Все вокруг тогда извивалось и приспосабливалось к историческим течениям. И Евтушенко извивался вместе с эпохой. Надо стать либералом после ХХ съезда партии, - пожалуйста! Ехать к Фиделю или во Вьетнам - Женя тут как тут! Подкупало то, что он всегда был искренним в своих колебаниях. Таков склад этого человека - жить поверхностными страстями своего времени. Евтушенко играл всю жизнь судьбою. Но собой оставаться не мог.Мне на плечи бросается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей. Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей.Никто не хочет проникнуть в глубину стихотворения. А Мандельштам оправдывает советскую цивилизацию, говоря: она - век-волкодав, является благом, потому что душит волков, означающих хищничество всего мира. Трагедия поэта, что век его не признал за своего. Несмотря на еврейскую кровь, Мандельштам все время хотел быть поэтом русским. И воплотил это в жизнь и судьбу. Я "мочу" Евтушенко в своей книге "Поэзия. Судьба. Россия" за то, что он взял худшую часть своей наследственности, став советским космополитом и не выдержав присягу русской поэзии. Возможно, на Евтушенко оказало какое-то влияние его происхождение. А Мандельштам был выше и сильнее этого фактора.
- Может быть, Евтушенко и нехороший человек, но вы же не станете спорить с тем, что он сильный профессиональный поэт? - Совсем нет. Как может быть сильным поэт с поверхностно-пошлым пониманием жизни. Он - поэт-оратор, фельетонист, одописец. Это же самые поверхностные жанры русской литературы. Как поэт Евтушенко мне не интересен. Его стихи не рождают абсолютно ничего - ни любви к нему, ни уважения. Как общественно-гражданская фигура он более значим. - Вам приходилось общаться с Солженицыным? Какова сегодня роль этой странной и в чем-то загадочной личности в России? Кто он - великий писатель или проходимец, как считают некоторые?
НА ОХОТЕ В СИБИРИ: поэт Куняев умеет обращаться не только с пером |
- То есть у Солженицына вы отрицаете писательский талант?!
- Все когда-то прибывали в восторге от "Матренина двора". Не так давно перечитал многие его вещи и вижу, что они сделаны на уровне физиологических очерков Решетникова и прочих народовольцев, которые в 60 - 70-е годы позапрошлого столетия писали о жизни русской деревни. - Почему Солженицын совершенно отошел от общественной жизни? - Сил нет, энергия кончилась. Занимается литературными премиями, но для награждений выбирает приличных писателей. Работает на русскую культуру. Сейчас он притих, поняв, что пытаться руководить хаотичным общественным процессом невозможно.Пьяный Аксенов получил по морде
- "Михаил Ульянов и Марк Захаров - перерожденцы" - строчка из вашей новой книги. Вы так жестки к известным на всю страну людям, ничем свои слова не доказывая?
- Конечно, сказано достаточно резко. Оправдание этим людям может быть одно - они же актеры. Но раз слово вылетело, надо за него отвечать. Приспособленчество Михаила Александровича Ульянова в том, что он поддержал антинародную власть Ельцина, играя до этого народных типов. Хотя предположить такое, казалось, невозможно. Потому что актер серьезно и глубоко вошел в русские народные типы. После этого шага он ничего серьезного не создал.
ВАСИЛИЙ АКСЕНОВ: был послан поэтом в нокдаун |
- В начале 90-х многие творческие люди ушли в политику, наивно думая, будто могут что-то изменить в жизни общества. Большинство обожглось. Может, это были ошибки художников?
- Публичные люди всегда хотят оставаться на виду. В последнее десятилетие сделать это можно было только при поддержке новой власти. Актеры, как испорченные дети, без популярности жить не в состоянии. Писатель, кстати, может. Есть своя идея, он ее тащит, что бы кто ни говорил. Высшая оценка у актера - моментальное признание. А приходить в себя, когда ты постоянно играешь, все тяжелее. Не зря актеров считали служителями дьявола. Между прочим, не так глупо, у таких людей не остается собственной сущности. Захаров на виду у всех прямо с экрана телевизора сжег свой партийный билет. Даже если ты сильно разочаровался в обществе, зачем это делать столь показушно? Выйди к себе в огород, запали костерок, перекрестись и признайся самому себе: "Господи, наконец-то освободился от наваждения". Никто не спорит, он, безусловно, ловкий режиссер. И профессию свою знает отлично. Но это человек не нашей культуры. - Почему так нелицеприятно высказывались когда-то в адрес актера Михаила Козакова? - Прочитал мемуары, в которых Козаков пишет, что он собирался с друзьями на кухнях, где читали Самойлова, Слуцкого, Бродского. Но им поперек горла был антисемитизм Чехова, Булгакова и Блока. Откуда взялся этот антисемитизм, они не задумывались? У Куприна есть байка, характеризующая еврейский менталитет: "Недавно я был в парикмахерской. Меня бреют, стригут. Вдруг парикмахеру-еврею захотелось по малой нужде. Он отошел в сторону и сделал пи-пи прямо в углу на обои, сказав при этом: "Все равно переезжать скоро будем". - Скажите, это правда, будто вы дрались когда-то с писателем Василием Аксеновым?
ИГОРЬ КИО: после встречи с Куняевым остался без фрака |
Запомнилась драка с циркачом Игорем Кио. Стоим с поэтом Анатолием Передреевым в буфете в очереди и видим, как Кио со товарищи внаглую лезет за спиртным. Толя еще спросил: "А что эта блядь без очереди лезет?" И началась, как в русско-голливудском варианте, серьезная потасовка. Пришлось даже разорвать на маэстро дорогой концертный фрак прямо от шеи до пупа. Дело происходило в ресторане Дома литераторов. Выбегаем с Толей оттуда, смотрим, из-за двери высовывается человек из группы Кио и орет: "Куда? Испугались?" Говорю Толе: "Давай его добьем!" Пока дрались, подъехала милиция, и нас повязали. Целую ночь просидели в "обезьяннике" 108-го отделения милиции рядом с проститутками. Написали какие-то бумаги. Утром приехал сам Кио и привез счет за разорванный фрак. Пришлось заплатить ему по тем временам 400 рублей.
- Вы ведь и с Аллой Борисовной близко знакомы... - В конце 80-х мне позвонил Игорь Николаев и сказал: "У нас возникли проблемы. Нужны хорошие тексты. Я написал несколько песен на ваши слова. Вышла пластинка с их записью. Приезжайте, поговорим, устрою ужин". Он жил где-то возле Воронцовских прудов. Я, как дурак, взял с собой письма Георгия Свиридова, хотелось поразить талантливого попсовика - вот как поэта Куняева ценит великий композитор. Николаев приготовил замечательную окрошку, рядом красивая молодая жена, с которой он потом развелся. Сидим мы, сидим, и где-то к полуночи приезжает Пугачева. Вместе с ней был Саша Кальянов. А мы уже крепко выпили. Пришлось все начинать по второму кругу. Я читаю стихи, Саша что-то поет, Алла хохочет. Уже утро наступило. Пришла пора расставаться. Выходим на улицу - край света! Не можем машину поймать. И тут Алла выбегает на трассу, снимает с себя роскошную песцовую шубу, и бросает ее перед проходящей мимо машиной.