Хочу помочь, но не знаю как

К нам в цех устроился на работу мальчик 21 года. После армии он, сирота, живет в общежитии

Здравствуй, Вика! Пишу тебе, а сама сгораю от стыда, но и спросить-то больше некого. Я - простой работник на заводе, 54 года, в разводе, детей Бог не дал. К нам в цех устроился на работу мальчик 21 года. После армии он, сирота, живет в общежитии.

На заводе нет столовой, поэтому носим еду с собой. Однажды я увидела, как Виктор во время перерыва просто ходит между станков. Я поняла, что он голоден, ничего не принес покушать. Вызвала его на улицу и предложила пару яиц, бутерброд и чай. В силу глупой гордости он отказался. У меня от племянников остается много разной одежды. Нет, не обноски, все хорошее и модное. Я собрала тюк и попросила комендантшу общежития передать ему. Он все это принес на завод и, кинув мне к ногам, послал меня на три буквы. Я понимаю его молодую гордость. Но мне все равно его жалко. Кусок в горло не лезет во время обеденного перерыва, когда вижу, как он уходит из цеха «гулять». Сейчас он - ученик токаря. Живет на пять тысяч рублей в месяц минус две тысячи за общежитие. У нас в цеху много пьющих мужчин. Боюсь, как бы он с ними не связался. Они уже раз приходили к нему в комнату пить водку. Им он всем рад. А ведь красивый парень, худой только. Я даже согласна взять его к себе, прописать. У меня добротный частный дом, все удобства. Что делать, не знаю. Как обуздать его гордость? У меня в соседках - красивая девочка. Может, полюбились бы, свадьбу сыграли. Мне очень жалко парня. Сопьется.

Валентина

Дорогая Валентина! Ты допустила несколько ошибок, исправить которые будет непросто. Но дело не безнадежно, ведь мотивы твоих поступков искренни и бескорыстны. Если мужчина - не круглый дурак, со временем он это почувствует и поймет.

Вначале об ошибках. Предложение еды и одежды парень мог воспринять как знак превосходства над ним, что нередко сопряжено с чувством унижения. Агрессивное восприятие твоей помощи, скорее всего, вызвано именно желанием не уронить свое достоинство. Не исключаю, что это чувство может быть в нем гипертрофированным. Ведь человек недавно вернулся из армии, где ему наверняка приходилось отстаивать свои позиции перед сослуживцами, он привык постоянно пребывать в позиции психологической обороны. Чтобы расположить к себе человека, с пеленок не знавшего материнской ласки, прошедшего суровую школу жизни, нужна большая душевная тонкость, предельное чувство такта. Следовало вначале постепенно и ненавязчиво расположить парня к себе, расспрашивая его о жизни в детдоме, об армии, о планах и устремлениях. Пару раз сделать недорогие подарки «к случаю» - к примеру на день рождения либо на именины. Такой поступок не выглядел бы обидным и странным в глазах и самого парня, и всего окружения. Еще один серьезный просчет - вовлечение третьих лиц. Недопустимо было передавать одежду через коменданта общежития. Ведь, с точки зрения юноши, ты его унизила вдвойне: и самой «подачкой», и позором.

Ты спрашиваешь, что теперь делать? Во-первых, выбери момент, когда никого рядом не будет, подойди к Виктору и искренне извинись. Скажи примерно следующее: «Сынок, прости мою бестактность! Я не хотела тебя обидеть и сейчас очень переживаю. Но если тебе когда-нибудь хоть в чем-то понадобится помощь - обращайся, я тебе помогу». На этом остановись и больше не приставай к нему с благотворительностью. А дальше - по вышеописанной схеме: старайся расположить его к себе, подружись с ним. Кстати, и узнай его получше. Люди ведь бывают разные. Как бы не погорячиться с предложением прописки. Жизнь показывает, что народная пословица - не делай добра, не получишь зла - иногда является мудрым предостережением.



автор