Ежиная Россия

Тайны национального русского зверя

Советские мультипликаторы наделили ежа кротостью и доьротой

Советские мультипликаторы наделили ежа кротостью и добротой

Тайны национального русского зверя

Если уж и выбирать национального русского зверя, то совершенно точно им будет не медведь. И даже не волк, не заяц и не лиса. А ежик.

Если есть под рукой Интернет, наберите ejik-land.ru - портал про ежиков. Вы даже не представляете, сколько одних только песен о них без устали сочиняется на просторах нашей необъятной Раши. И с какой нежностью относятся к ним представители не только творческой, но и даже вполне себе научной интеллигенции. Между тем, как выясняется, большинство из нас ничего толком в этих колючих тварях - ежах не смыслят.

ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ

Алкогольного обозревателя «Экспресс газеты» Вовочку КАЗАКОВА знают миллионы наших читателей. И, встретив его, допустим, в троллейбусе на Ленинградке, в сочинском парке «Ривьера» или на лондонской Пиккадилли, даже иногда берут автографы и фоткаются на память. Но мало кто знает, что именно простой русский ежик в свое время явился виновником сильнейшего эмоционального потрясения, повлиявшего на дальнейшую судьбу публициста и писателя. Вот почитайте, как Владимир описывает события почти 40-летней давности.

Однажды вечером, много лет назад, отец принес с работы ежика. Настоящего, живого. Отец тогда служил командиром роты где-то неподалеку от Внуково. Солдаты поймали бедную животину, а дальше еж был реквизирован и доставлен мне. Это было счастье. Чудо. Как всякий приличный ребенок, после просмотра мультика про Малыша и Карлсона (он тогда только-только вышел) я мечтал о собаке. Но собака в нашей коммуналке с девятью комнатами и двадцатью двумя соседями как-то не приветствовалась. А тут еж! Даже лучше. Потому как ежа ни у кого во дворе не было. Даже друг Пашка расстроился. Его отцовская голубятня, предмет его гордости и зависти всех мальчишек на пять домов вокруг, как-то поблекла по сравнению с моим ежом. Голубятни тогда были если не в каждом дворе, то две-три штуки на улицу точно. Обычное дело запускать голубей в центре Москвы.

Короче, ежу на жительство был определен фанерный ящик из-под посылок. Новому жильцу было торжественно налито в блюдечко молоко. И началась наша совместная с ежом жизнь.

Я твердо считаю, что художники, изображавшие ежей в советских мультиках мудрыми, работящими и дружелюбными созданиями, умышленно гадили в неокрепшие души наивных детей вроде меня. Никакого отношения мультяшный мудрый ежик к реальности не имеет! Мой еж оказался довольно хамоватым созданием, отказывающимся не только носить на иголках яблоки, но даже есть их! Равно как и грибы, апельсины, картошку, мороженое. Колбаса докторская у него тоже не вызывала энтузиазма, но к ней он хотя бы принюхивался.

Это я сейчас знаю, что еж - это хищник. И он питается гусеницами, личинками, червяками, насекомыми. Даже мелкими мышками и змеями. Несмотря на кажущуюся меланхоличность, это крайне шустрое животное: для него рывок за добычей на пару метров за одну секунду - плевое дело. Иначе ему не выжить. За едой он может даже сплавать или залезть на дерево.

Короче, мой еж не жрал. Думаю, хоть как-то ему не давали умереть местные тараканы, которые в нашей коммунальной квартире вольготно жили параллельной с остальными прописанными жильцами жизнью. Как бы то ни было, еж озлобился до крайности. Выбирался из коробки, иногда даже норовил укусить, демонстрируя явное недовольство своим положением. А еще еж шумел. Это, конечно, надо слышать. Он храпел, сопел, сипел, кашлял, чихал, выл и все это делал, сопровождая оглушительным топотом по комнате. Дня через три пребывания ежа в нашей шестнадцатиметровой комнате взвыли уже мои родители. Но я, воспитанный на рассказах Бианки, мультфильме «Маугли», терпел и стоически демонстрировал любовь к собратьям по планете. Наконец через недели полторы он разодрал в клочья упавшую с вешалки парадную фуражку отца, и его участь была решена.

Я плакал. Нет, это слабо сказано. Рыдал взахлеб. Отец взял ящичек с ежом, и мы пошли к старому дому с диким виноградом. Было лето. И все пространство перед окнами особняка, тогда это было министерство какое-то, густо заросло разными травами, кустами, цветами. Настолько, что нужно было долго раздвигать спутавшиеся растения, чтобы увидеть почву. Отец перевернул коробку, и радостный еж шмыгнул во тьму этого крошечного рая. И исчез. Я смотрел и смотрел в зеленую кутерьму клумбы. Тишина. Отец потянул меня за руку. Мы вышли из двора.

 - Понимаешь, здесь ему лучше, - сказал он, стараясь не смотреть в мое заплаканное лицо.

Я этого как раз не понимал. Как же так?! Как же ему может быть лучше без меня?! Я его любил, давал яблоки, мороженое, и вообще. Да, он не ел, но, может, со временем бы все изменилось... И мы бы подружились. И он бы, смешно пыхтя, носил бы яблоки у себя на иголках...

...Но отец был прав. Я это понял много позже, когда пришел однажды к той самой клумбе, благоухающей на всю округу. Есть существа, люди, ежи - да разные, которым действительно хорошо без меня. Это их жизнь, какая есть, - сложная, неустроенная, но их. И мне не стоит влезать внутрь их бытия. А если уж так получилось - вовремя понять, остановиться и отойти в сторону. Выпустить. И всем будет хорошо. Наверное.

Я смотрел на жухлую паутину припорошенной травы и все ждал, что вот-вот зашуршит прелая листва и оттуда покажется хитрая мордочка того самого ежа. Да, да, именно того. Которого я выпустил сюда сорок лет назад. Смешно, ты прямо ребенок, говорил я себе, тот еж сдох через неделю после того, как ты сунул его в этот палисадник! Фигня. Я же жив. И тот ежик будет жить, пока я жив. Я улыбнулся и пошел прочь.


Самый древний предок современных ежиков - диеногалерикс. Останки этих тварей были найдены в позднемиоценовых отложениях на территории Италии. Размером они были со здоровенного камышового кота. Морда сильно походила на ежовую, только с длинным рылом. Колючки заменяла жесткая шерсть.

Пращур ежа мо сам загрызть хоть волка, хоть лисицу

Пращур ежа мог сам загрызть хоть волка, хоть лисицу

СЕКС В БОЛЬШОМ ЛЕСУ

Ежи - существа полигамные и семей не создают. Половая зрелость наступает на втором году жизни. Сексуальные игры происходят с апреля по май. Ухаживая за самкой, зверек обычно несколько часов «поет» (издает громкие чирикающие, свистящие и крякающие звуки) и кружит вокруг нее. Когда ежихе надоедает, она прижимает все свои пять тысяч иголок к телу и поворачивается к кавалеру задом. Трах проходит довольно шумно: партнеры сопят и визжат на всю округу. После этого самец делает ноги. Дальнейшая судьба любовницы и потомства его не интересует.

Ежиха рожает от трех до семи детенышей. Через две недели они покрываются иголками. Через два месяца разбегаются кто куда.

РОДНАЯ КРОВЬ

Некоторые думают, будто ближайший родственник ежа - дикобраз. Это не так. Дикобраз - из отряда насекомоядных, его родичи - крот и выхухоль. Дикобраз - умное и дружелюбное животное. Ежи намного более агрессивные и злобные существа, делящие всех обитателей Земли на две категории: «еда» и «враги». «Друзей» у них не бывает. Добрые ежики водятся только в советских мультфильмах и бардовских песнях.

А самый близкий генетически и духовно ежу зверь - щелезуб. Это млекопитающее имеет такой же ядовитый аппарат, как у змеи: токсичная слюна производится подчелюстной железой, ее проток открывается у глубокой щели второго нижнего резца. Парадоксально, что щелезубы не имеют иммунитета к собственному яду и нередко погибают в драке между собой.

МАРКИЗ ДЕ САД

Если у вас на даче или приусадебном участке завелся еж - радуйтесь. Он безжалостно уничтожит на нем все, что движется. Полезных лягушек, увы, тоже. Но вместе с ними и вредных мышей, слизней, жуков, улиток, мокриц и прочих гадов, имеющих виды на ваш урожай.

Ежи даже немного дрессируются. Перестают бояться людей, прибегают на крыльцо попить оставленного для них в блюдце молока.

А если на ваши шесть соток позарится другой еж, он будет немедленно изгнан после кровавого и бескомпромиссного боя. Ежи - эгоисты и ненавидят друг друга.

ЗАРАЗА НЕ БЕРЕТ

Существует устойчивое заблуждение, что самые живучие твари на Земле - крысы, голуби и тараканы. Одни они, мол, способны перенести глобальную экологическую и техногенную катастрофу. Чепуха. Сто очков вперед им дадут ежи.

Французский натуралист Морис Кейн проводил опыты и выяснил, что еж может выдержать дозу токсина столбняка, способную умертвить несколько тысяч человек. В небольших порциях еж спокойно переносит мышьяк, цианистый калий и синильную кислоту.

Еж - яростный противник змей. Если дороги их пересеклись, драки не миновать. Дура-змея начинает кидаться на ощетинившийся комочек, а потом, всю израненную, ежик ее пожирает. К змеиному яду у него иммунитет.

ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ

Многие полагают, что это выражение родилось в 30-е годы, когда нарком товарищ Ежов беспощадно уничтожал вредителей и агентов западных разведок. Однако еще в XVIII веке в словарях появилась пословица: «Ежовыми рукавицами да за мягкое тело приниматься». Вместо кошек многие русские крестьяне (с целью избавления от мышей и тараканов) запускали в подвалы ежиков. А чтобы схватить ежа и перенести к новому месту охоты, надевали голицы - специальные рукавицы из толстой кожи без подкладки. Иногда их называли ежовыми.

ЕЖАТИНА В СОБСТВЕННОМ СОКУ

В небольшом волынском селе Столинские Смоляры, что почти на границе с Польшей, осенью завершается традиционная охота на ежей. К зиме зверек нагуливает жир, и его не надо специально откармливать перед убоем. Мужики садятся на мотоциклы, запасаются мешками и в сопровождении собак прочесывают близлежащие перелески.

Один крестьянин признался журналистам, что вдвоем с кумом они за ночь «налапили» аж 60 ежей и были среди них весьма солидные особи - по килограмму и больше чистого, без иголок, веса!

- В Смолярах нет человека, который бы не пробовал ежатины, - говорит житель соседнего Гороховища Николай Мартинюк. - Это у них традиционное блюдо. Свадьба у кого или крестины, обязательно еж должен быть на столе. Если нет такого кушанья на большой трапезе - стыд. До того вкуснотища, пальчики оближешь!

Только не подумайте, что странная на первый взгляд традиция родилась тут с голодухи. Столинские Смоляры - село вполне зажиточное. Старинный рецепт тушеной ежатины сохранился с давних пор, когда этим экзотическим мясом, а особенно крайне полезным ежовым жиром лечились от многих болезней, даже от туберкулеза.

- В лечебных свойствах ежатины я сама не раз убеждалась, - говорит заведующая фельдшерско-акушерским пунктом Вера Смолярчук. - Их жиром у нас лечат язву желудка и даже стоматиты у детей. Это снадобье отлично заживляет раны, порезы и ожоги: даже рубцы не остаются. Есть в нем что-то противомикробное... Готовят ежей местные хохлы так. На костре или с помощью паяльной лампы осмаливают иглы, оскребают, чтобы еж стал белым, рубят, бросают на ночь в бочонок с ледяной колодезной водой. На другой день перекладывают в здоровый 15-литровый казан, добавляют перец, лук и тушат без масла: ежатина истекает собственным жиром.

Кстати, есть у ежатины еще одна особенность. Это великолепная закуска! Под нее можно выпить бутылку водки и оставаться практически трезвым.

Прикинь!

На самом деле еще римляне в IV веке до н. э. выращивали ежей ради мяса. Но с тех пор лишь немногие народы продолжают употреблять их в пищу. Вот, скажем, цыгане. Ловят ежика, обмазывают глиной и кидают в костер минут на 10. Потом отковыривают глину вместе с иголками, разделывают, маринуют и жарят. Национальное блюдо!

К сведению

В Германии еж - официальный объект охоты. Но вовсе не потому, что немцы, словно цыгане, тоже употребляют их в тушеном виде. Ежики поедают яйца фазанов и куропаток, лишая бюргеров их будущих охотничьих трофеев, и за это подлежат безжалостному отстрелу на территории любого охотхозяйства.

ЛИСА - ДУРА, ЁЖ- МОЛОДЕЦ!

В диком лесу обитает немало зверей и птиц, готовых полакомиться ежатиной. Но здорового взрослого ежа другому животному одолеть сложновато. Существует, например, байка, будто хитрые лисицы сталкивают ежей в водоем и хватают зубами, когда те разворачиваются. Ха-ха-ха! Еж не только отлично плавает, но и ныряет. Натуралистам прекрасно известно, что в поисках улиток он способен минуты три находиться под водой. Так что, столкни его лиса в речку, она стопроцентно останется без обеда.