«Каждый мой бизнес — для людей и про людей». Серийный предприниматель о своей концепции ведения бизнеса и сложностях выхода из операционной деятельности

Дмитрий Салтанов
Дмитрий Салтанов
Дмитрий Салтанов начал заниматься бизнесом с 18 лет, в поисках вдохновения посетил множество стран, работал в Египте около трех лет, жил в Китае. Сейчас Дмитрий - владелец двух крупных компаний.

Одна занимается созданием и оснащением мебелью помещений для широкого спектра заказчиков: от частных лиц до самых крупных компаний Российской Федерации. Вторая компания специализируется на создании аниматронных фигур для торговых центров и парков развлечений. Мебельная продукция компании Дмитрия представлена практически во всех крупных компаниях на территории России, а аниматронные фигуры активно “захватывают” зарубежные рынки. Поговорили с Дмитрием о серийном предпринимательстве и важности выхода владельца из операционной деятельности.

- Дмитрий, спасибо за сегодняшнюю встречу. Скажите пожалуйста, как Вы пришли к серийному предпринимательству и как удается совмещать управление всеми своими компаниями?

- Я управляю, в той или иной степени, порядка двенадцатью компаниями. Начал заниматься бизнесом еще с наступления совершеннолетия. Для меня предпринимательство - это очень творческий и интересный процесс, поэтому хотелось попробовать разные направления. Конечно же, немаловажным фактором являются перспективы, которые важно разглядеть в каждом деле, а сам процесс развития этих перспектив - очень увлекательный период времени.

Конечно, для многих управлять одной компанией - это огромный труд и временные затраты. И я проходил через это. Но сегодняшней основой каждого моего бизнеса или бизнеса, в котором я принимаю долевое участие, является сильная команда компетентных специалистов, которые мотивированы на результат. Также, чтобы иметь возможность уделить всем интересующим меня проектам достаточно внимания и времени, у каждой моей компании есть генеральный директор, который непосредственно представляет компанию на рынке.

- Ваши компании имеют такие разные направления. Есть ли что-то, что их объединяет?

- В первую очередь, каждый мой бизнес - для людей и про людей. Мы стараемся сделать жизнь наших клиентов интереснее, комфортнее. Отталкиваемся от этой основной идеи. Но и, конечно, глобально мы можем найти пересекающиеся элементы: бизнес по производству аниматронных фигур “DINOMACHINE” и музей шоколада в Выборге лежат в сфере индустрии развлечений, мебельная компания, бренд одежды, проекты маркетплейсов - это про комфорт и удобство, так или иначе.

- И у каждого бизнеса своя сложная независимая структура?

- Не совсем так. Конечно, достаточно сложно с нуля выстроить каждую компанию обособленно. Поэтому у меня также есть IT-компания, которая родилась как раз из-за потребности обслуживать интересы других компаний. Я лично сфокусирован на том, чтобы запускать разные стартапы, объединять талантливых людей, я также даю им ресурсы и возможности работать и развивать свои идеи. Это было бы невозможно без создания собственной IT-поддержки.

- То есть, IT-компания занимается только остальными Вашими проектами?

- Не только, но это ее основная деятельность. У нас компания полного цикла: программисты back-end, frontend, дизайнеры, верстальщики, маркетологи, бренд-менеджеры, то есть полноценная сформированная команда, численностью порядка 30-ти человек. В качестве работы на аутсорсе для этой команды мы развиваем стартап деятельность. Постоянно пробуем новые проекты. Сейчас, например, занимается проектом по недвижимости в Сочи, в котором я также являюсь совладельцем.

- Спасибо за ответы, Дмитрий. Многие предприниматели в процессе работы уходят из операционной деятельности, как Вы считаете, почему так происходит?

- Вопрос достаточно комплексный, потому что у каждого могут быть свои причины для этого. Кто-то устал заниматься “операционкой”, потому что она предполагает высокую степень вовлеченности во все процессы компании, а кто-то просто хочет попробовать новые проекты, сконцентрировать свое внимание на новых возможностях. Однако, не сказал бы, что очень многие предприниматели уходят из операционной деятельности и оставляют эти задачи своим менеджерам. Это, зачастую, довольно нелегко.

- Почему нелегко, как Вы считаете?

- В первую очередь, это достаточно тяжелый психологический процесс. Многие просто не умеют делегировать свои обязанности, не готовы предоставить полноту возможностей для нового операционного или генерального директора. Многие боятся и считают, что никто не сможет в должной мере справиться с компанией. Конечно, есть доля компаний, где слишком много процессов держатся непосредственно на основателе - в такой ситуации тоже непросто развернуться. И с технической стороны тоже бывает все не так легко: нет готовых процедур, нет понятного фундамента. В общем, достаточно много причин.

- Очень впечатляет, что у Вас совмещать участие в нескольких крупных компаниях и находить возможности для развития новых проектов успешно получается. Скажите пожалуйста, над чем Вы активно работаете на текущий момент?

- Сейчас сфокусирован больше на развитии проекта “DINOMACHINE”. Наши продукты можно описать следующим образом: 15-20 метровые огромные движущиеся фигуры, которые дышат, машут хвостами, зубами щелкают, глазами хлопают и при этом выглядит очень реалистично. Данный проект сравнительно новый, мы производим фигуры уже более 3-х лет и очень активно развиваемся. В 2021 году мы произвели 103 крупные фигуры, годом ранее - 186, но это были модели, намного меньшие по размеру.

- Расскажите пожалуйста, какие планы у Вас в рамках данного проекта?

- Планы достаточно амбициозные и грандиозные. Мы в данный момент осваиваем рынок ближнего Востока. Сейчас запускаем новый проект в Хургаде, в Египте - это будет целый парк. Также весной 2023 года будем запускать похожий проект в Дубае. Планируем совместно с парками создавать колеса обозрения и за следующие 5 лет построить и ввести в эксплуатацию 10 колес обозрения в разных локациях: по 2 колеса в 5 разных странах Персидского залива и Северной Африки. А в рамках “DINOMACHINE” планируем расширяться и продать 10 франшиз.

Анна Попова