Создатель платежной системы Cliсk Рустам Файзиев: «Я думал о том, как помочь людям, а не заработать деньги»
- Рустам, как вы думаете, востребованность IT-специалистов из стран СНГ на международном рынке - миф или реальность? Действительно ли наши разработчики могут создавать уникальные продукты? За счет чего это возможно? Что отличает их подход от европейских, американских или азиатских программистов?
- Я постоянно общаюсь с разработчиками и вижу, что и европейские, и американские разработчики - это на 90 % выходцы из Индии, России и стран Средней Азии, то есть постсоветского пространства. Такую картину я наблюдаю в Amazon, Google, PayPal и других IT-гигантах. Почему так? Почему наши и индийские разработчики более востребованы? Во-первых, пока они не переехали в США, их услуги стоят значительно дешевле. Ну, а во-вторых, конечно, стоит отметить, что они демонстрируют действительно высокое качество разработки, находят нестандартные решения. Я думаю, что свою роль в этом играет не только уровень преподавания математики в школе, но и отсутствие избыточности технологий. В свое время у меня дома не было компьютера, но мне было настолько интересно программирование, компьютеры и все, что с ним связано, что я в течение недели готовился к тому, чтобы выполнить практические работы за те два урока, что в моем распоряжении были монитор и клавиатура. Точно так же многие мои сверстники самостоятельно прокладывали себе дорогу в разработку программных продуктов, учились при любой возможности, стремились узнавать новое. Вот это постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию и отличает наших и индийских разработчиков от европейских и американских коллег. В Европе и Америке очень ценятся дипломы, полученное образование, а программная разработка - это не столько «корочки», сколько навыки, то, чему человек научился самостоятельно, что понял на своем опыте. Даже сейчас в команде Cliсk самые сильные разработчики не имеют высшего образования, они окончили, в лучшем случае, колледж, но именно им я доверяю самые важные блоки работы над системой Cliсk, именно они находят действительно нестандартные, красивые и очень эффективные технические решения.
- Вы выступили идеологом и главным разработчиком таких знаковых для Узбекистана IT-проектов, как WS-PERSONAL и CLICK, вывели на новый уровень клиентский сервис благодаря своей разработке для Азия Альянс банка. Появились ли у вас последователи и «подражатели»? Почему далеко не всем командам удалось то, что получилось у вас?
- Думаю, что последователями в узком смысле можно назвать ту рабочую группу, которая и сегодня поддерживает и развивает систему WS-PERSONAL, созданную мной для Национального банка Узбекистана. Когда-то этот продукт, который обеспечивает внутренний документооборот банка, позволил значительно повысить эффективность работы служащих, вызвал большой интерес в банковской сфере, но не поставлялся во вне, так как банк считал его одним из своих конкурентных преимуществ. На сегодняшний день значительно изменились требования законодательства, внутренние процедуры и регламенты, изменились технические параметры оборудования, поэтому изменился и WS-PERSONAL. Но для меня важно, что сохранилась та логика, которую я закладывал в первые версии системы, это значит, что тогда, в 2007 году, я выбрал действительно правильный путь.
Если говорить о подражателях и последователях в более широком смысле, конечно, на ум сразу приходят конкуренты. Пожалуй, первый и очень яркий случай, когда созданный мной продукт заставил волноваться конкурентов, это создание для Азия Альянс банка системы интернет-банкинга. В 2009 году от имени Азия Альянс банка я создал принципиально новый для Узбекистана продукт, реализующий функции интернет-банкинга, его простота и удобство во многом стали основой для активного роста клиентской базы Азия Альянс банка, что вывело ААБ в лидеры финансовой сферы Узбекистана. Тогда три компании, которые занимались разработкой и поставкой автоматизированных банковских систем и, фактически, разделили между собой весь узбекский рынок, почувствовали опасность, увидев возможность появления очень мощного конкурента, и все силы бросили на то, чтобы представить в своих продуктах весь тот функционал, который я заложил в IB-2 для Азия Альянс банка. Им на это понадобилось полгода, пожалуй, выиграли от этой ситуации больше всего клиенты банков — жители Узбекистана.
Если же говорить о создании новых ниш и рынков, то, пожалуй, это в первую очередь платежная система Cliсk. Сразу оговорюсь, что Cliсk не был первой платежной системой на рынке Узбекистана. Команда, которую я собрал, была третьей, кто взялся за вопрос удаленной оплаты, но Cliсk стал первым, в течение длительного времени единственным, кто смог наработать значительную базу пользователей и партнеров и, в конечном итоге, выйти на самоокупаемость и прибыль.
Почему получилось? Потому что я думал, как помочь людям, а не заработать деньги. Я и мой коллега Баходыр Абдукадыров, который взял на себя разработку программной архитектуры Cliсk, мой одноклассник Улугбек Рустамов, ставший исполнительным директором компании, всегда стремились создать такой продукт, который действительно будет нужен пользователям, это определяло все технические решения, процедуры взаимодействия, очередность появления форм-факторов Cliсk. Я имел большой опыт работы в банковской сфере и прекрасно понимал не только проблемы, с которыми сталкивались жители Узбекистана при рутинных процедурах (будь то запрос баланса карты или пополнение счета у оператора сотовой связи), но и понимал, как все эти операции происходят на стороне банков. Поэтому, создавая Cliсk, я делал продукт, который был бы удобен для всех: и для конечных пользователей, и для финансовых организаций. Изначально я мечтал, что благодаря нашей системе можно будет проводить различные платежи, а не только оплату за мобильную связь, но «запускать» сразу весь функционал не было смысла. Нужно было время, чтобы обеспечить надежность системы, научить людей ею пользоваться, но самое главное на первом этапе - обеспечить законность всех действий. Пожалуй, успех Click определил не только хорошо сделанный код и продуманная механика, но и мое желание решать все юридические вопросы, взаимодействуя с регуляторами банковской деятельности. Взаимодействуя с Центральным банком, Министерством юстиции, Прокуратурой, Налоговым комитетом, я искал возможность легализовать удаленные платежи в Узбекистане. Моей победой стало появление специального счета для целей удаленного банковского обслуживания в плане счетов бухгалтерского учета Республики Узбекистан.
Это позволило предлагать услуги Click банкам, ведь на первом этапе у компании не было лицензии, необходимой для совершения платежных операций. Лицензию платежной системы за номером один Click получил лишь в 2015-м году, когда количество пользователей превысило миллион. Сегодня в Узбекистане порядка 50 зарегистрированных платежных систем, их все можно считать нашими последователями. Команде Click удалось создать новую рыночную нишу и стать ее безоговорочным лидером. Я не боюсь конкуренции, потому что уверен в своем продукте, его возможностях и том потенциале, который содержит моя идея. Уверен, что появление и существование различных игроков на рынке платежных систем идет на пользу экономике Узбекистана.
- Как вам удалось самому, а не в составе международной команды, создать платежную систему CLICK? Что было взято за основу? В чем ее преимущества по сравнению с зарубежными аналогами?
- Мой опыт показывает, что, если какой-то программный продукт создается под нужды конкретной организации или потребителя, он будет гораздо удобнее и интереснее, чем стандартное «коробочное» решение. Если бы на рынок Узбекистана в 2010-х пришла какая-то международная платежная система, она не была бы такой успешной, каким стал Cliсk. Ведь недостаточно просто перевести все надписи и надеяться, что пользователи выстроятся в очередь, нужно учитывать специфику функционирования банковской системы конкретной страны, базовое законодательство, уровень проникновения технологий, менталитет потребителя. Естественно, изнутри все это сделать гораздо проще, чем пытаться адаптировать готовый продукт под конкретную страну.
Даже решение, что в основе Cliсk будет USSD-запрос, было основано на понимании специфики Узбекистана. В 2011 году смартфоны составляли всего 17% от всех аппаратов сотовой связи и только треть из них имела доступ к мобильному интернету (его стоимость была очень высока, покрытие плохим). Моя идея была в том, что возможность проводить оплаты должна быть даже в том случае, если телефон отключен из-за неуплаты. Это сделало Click удобным для всех жителей нашей страны, наша система работала даже в горных районах, где есть большие проблемы со связью.
Только запустив первую версию Cliсk, я узнал, что в Кении начала работу система M-Pesa, которая в своей основе имела сервис USSD. В России на тот момент аналогов не было, только в 2013 году Альфа-банк стал создавать свой USSD-сервис, но он не получил широкого распространения, да и времена уже изменились.
Поэтому скажу, что я не особо оглядывался на зарубежные аналоги, смотрел, конечно, изучал, держал руку на пульсе, но создавал свой продукт не таким, как делают все или как проще, а таким, чтобы он отвечал запросу пользователей.
- Сейчас Узбекистан переживает настоящий IT-бум, развивается все, что связано с информационными технологиями и цифровизацией процессов: от курсов программирования для детей до IT-парков, поддерживающих стартапы в области разработки ПО. Какими знаниями и навыками нужно обладать для того, чтобы разрабатывать проекты, которые могут не только приносить прибыль, но и значительно менять жизнь миллионов людей?
- Да, сейчас правительство Узбекистана проводит колоссальную работу по цифровизации государства, все министерства и ведомства связываются Единой информационной системой, у граждан появилась возможность получать многие госуслуги буквально не выходя из дома и даже оплачивать госпошлины, не приходя в банк, есть же Click!
Думаю, что наряду с навыками и знаниями очень важно желание действительно помогать людям, не гнаться за прибылью, не рассчитывать на мгновенную монетизацию, а каждый день думать о том, как помочь людям, упростить им жизнь. Мне повезло, что эти ценности разделила и команда, которую я собрал. Придумывая что-то новое, мы с радостью начинали внедрять это, даже при условии, что это не принесет нам дополнительных денег.
Только создав классный продукт, который ценят, можно начинать думать о том, как отбить вложения в разработку. Всегда проигрывают те, кто действует наоборот.
Еще я верю, что все гениальное - просто. Чтобы продукт был широко востребован, он должен быть простым и понятным самым разным пользователям. Сегодня Click используют и школьники, и пенсионеры, если бы мы не старались находить наиболее простой и понятный способ для совершения всех действий, Click бы не получил такого массового распространения.
То же самое касается и программного кода: если наши технические решения очень сложные и громоздкие, я настраиваю команду разработчиков на поиски более легких и простых вариантов, ведь простота - это залог стабильности и эффективности нашей бесперебойной работы.
Занимаясь разработкой продукта, изучая своих потребителей и их боли, надо также научиться считать, ведь только вдумчивый учет расходов, прогнозирование необходимых поступлений, поиск дополнительного финансирования позволит команде вести свою деятельность, пока «детище» не начнет окупать само себя. Очень часто вынуждены остановиться на полпути те, кто просто не рассчитал свои силы.
Кроме того, залог успеха - это полная вовлеченность. Маловероятно, что вам удастся создать то, что заинтересует миллионы пользователей, если вы уделяете своей идее только несколько часов в день. Пока вы не посвятите ей всего себя, большого результата не будет. Когда я разрабатывал первую версию Click, я думал о нем и днем, и ночью. Это абсолютно не преувеличение, очень часто идеи и технические решения приходили ко мне во сне, поэтому блокнот для записей всегда был под рукой.
Именно желание сделать классный продукт и привело меня к тому, что я полностью сосредоточился на его программной разработке, я полностью посвятил себя тому, что у меня лучше всего получается. Мне удалось в самом начале собрать команду единомышленников, где каждый занимался своим делом. Я абсолютно не уверен, что Click бы развивался так последовательно и стремительно, если бы созданную компанию возглавил я и я же занимался бы большим объемом административной работы, выстраивая отношения с партнерами или разрабатывая маркетинговые планы, например.
- Как вы видите сотрудничество России и Узбекистана в IT-секторе? Что готовы предложить российскому рынку?
- В первую очередь, это сотрудничество на уровне конкретных компаний. Сегодня в Узбекистане работают много разработчиков из России. Ребята из России есть и в команде Click.
На уровне страны Click помогает гражданам Узбекистана, которые планируют какое-то время работать в России. В сотрудничестве с Федеральной службой по иммиграции мы даем возможность дистанционно оформлять все необходимые документы, изучать русский язык, оплачивать страховку и даже оформлять банковские карты для получения заработной платы.
В условиях санкционного давления возросла актуальность новых способов межстранового перевода денег, я много времени уделяю разработкам в этом направлении.
Кроме того, я уверен, что нам есть, что предложить российскому рынку, опыт Click будет безусловно полезен такой большой и многонациональной стране, как Россия. В Узбекистане гораздо раньше стала внедряться оплата по QR-коду, поэтому, вполне естественно, что мы успели накопить значительный опыт разработки соответствующих продуктов.
Так как многие международные разработчики уходят с российского рынка и приостанавливают обслуживание своих продуктов, я думаю, что в ближайшие годы сотрудничество России и Узбекистана будет только усиливаться, команде Click есть что предложить и банкам, и e-commerce, и физическим лицам.