Как помочь ребёнку сдать экзамены

У меня двое сыновей, воспитываю их одна. Не сказать чтобы пай-мальчики, но и не отпетые хулиганы

Здравствуй, Вика! Помоги, пожалуйста, советом, не представляю, как подступиться к проблеме. У меня двое сыновей, воспитываю их одна. Не сказать чтобы пай-мальчики, но и не отпетые хулиганы, так, обычные мальчишки. Но в этом году старший оканчивает 11-й класс, а младший - 9-й.

Обоим предстоят экзамены - ГИА и ЕГЭ. Казалось бы, к учебе нужно относиться более внимательно. Да только они, наоборот, что называется, забили на нее. Рассеянные какие-то стали, невнимательные. Если и усадишь их за учебники, потом ничего пересказать не могут. Текущие домашние задания спустя рукава делают. О подготовке к экзаменам и говорить нечего: находят любые причины, чтобы не заниматься. Старшего не пугает даже то, что, если он не сдаст экзамен и не поступит в институт, ему грозит армия. Любые разговоры о том, что они уже взрослые и должны подумать о своем будущем, бесполезны. Что же мне делать? Как убедить их в том, что хорошая подготовка нужна в первую очередь им самим?

Елена

Дорогая Елена! Твоя проблема знакома многим родителям школьников. Мотивировать детей к учебе в наше время становится все сложнее, ведь им куда интереснее сидеть в Интернете, чем учиться. Кто-то решает эту проблему, обещая ребенку материальные блага: вещь, о которой он давно мечтал, поездку за границу или просто деньги. Другие действуют кнутом вместо пряника, запрещая гулять, смотреть телевизор, включать компьютер, пока не сделают то, что нужно.

Насколько действенны эти методы, зависит от каждого конкретного случая. Ведь дети все разные. Кого-то из них можно взять на «слабо», другие из-за лишней похвалы замыкаются и «выставляют иголки». Да-да, бывает и такое. Поэтому давать конкретные советы можно, только хорошо зная характер твоих сыновей. Но несколько общих правил я тебе расскажу.

* Не стоит давить на них каким-то неясным будущим. Не каждый взрослый способен оценивать свои перспективы и правильно строить планы. А тут мальчишки-подростки. Будущее для них призрачно, зато есть такое интересное сейчас: друзья, общение, тусовки, девушки, первая любовь. Поэтому задачи, которые ты хочешь перед ними поставить, должны быть очень конкретными и понятными. То есть глобальную задачу «хорошо сдать ЕГЭ и поступить в институт» нужно разбить на мелкие. Например: «Сегодня ты учишь десять вопросов по русскому и пять по математике и только потом идешь гулять» или «Когда выучите все вопросы по математике, испеку ваш любимый пирог». Чем воздействовать на них, решай сама, ты лучше их знаешь.

* То, что их двое и обоим предстоят экзамены, можно обернуть на пользу. Устроить что-то вроде соревнования, кто лучше подготовится. Проводить между ними турниры по тем вопросам из ЕГЭ, на которые младший уже может ответить. В общем, сделать подготовку к экзаменам увлекательной.

* Не нужно заставлять их постоянно корпеть над учебниками. Специалисты по подростковому здоровью уверены, что физические упражнения приносят дополнительную пользу во время подготовки к экзаменам. Бег, велосипед, ролики - используй все, что доступно и что они любят, для того чтобы делать паузы в обучении. И как стимул, кстати, тоже. Кроме того, катаясь, например, на роликах, можно повторять какие-то правила и формулы.

* Ну и не забывай о правильном питании для своих мальчишек. Оно поможет преодолеть весенний авитаминоз и возросшие умственные нагрузки. В рационе обязательно должны присутствовать продукты, богатые йодом (в первую очередь морская капуста и кальмары), цинком (орехи, печень, бобовые), глюкозой (мед, фрукты, сухофрукты), витаминами группы В (зерновой хлеб, зеленый горошек, растительные масла). Еще очень важно, чтобы в организм поступали ненасыщенные жирные кислоты омега-3. Это один из основных источников питания мозга, который стимулирует в нем все процессы: улучшает скорость и качество восприятия информации, память, способность выстраивать логические цепочки. Содержится омега-3 в морской рыбе, морепродуктах, растительных маслах. Необходимый минимум для детей 11 - 17 лет: 60 -7 0 г морской рыбы в день.

Моцарта не читал, но уважаю

ЕГЭ - испытание не только для школьников и их родителей. Учителям тоже приходится несладко. Ведь какую надо иметь выдержку, чтобы проверять работы, где встречаются такие вот перлы.

* «Белый снег накрыл землю как жених невесту».

* «Деньги мы можем рассматривать в разных странах по-разному. В России они зло, а там нет».

* «Сексмограф - прибор для предсказания землетрясений».

* «Зоя Космодемьяновская и Павлик Морозов… много фашистов погибло от рук этих двоих!»

* «Конечно, я Моцарта не читал, но уважаю его».

* «Например, спрос на секс со стороны мужчин превышает предложение со стороны женщин».

* «Не хочу оставить без внимания еще одно произведение Лермонтова «Собачье сердце». Сколько мучений перетерпела собака за свою жизнь! И в итоге нашелся человек, у которого забрали сердце и он не смог оставить это равнодушным. В итоге собаки не стало на земле, а ее сердце осталось жить».

* «В интернете есть сайты, ухаживающие за пожилыми людьми».

* «Я полностью согласна с мнением Шопенгауэра, несмотря на то, что фамилия не наша».

* «Все помнят Пушкинскую сказку про рыбака и рыбку. Она про то, как деньги довели бабку до девиантного поведения».

* «Я в свои 17 лет уже попробовал себя в образе писателя и не понаслышке знаю, что такое внутренние мучения и тоска. Как и Гете я болею, когда у меня нет новых идей, нет того огонька, той мысли, из-за которой хочется творить. Многие люди смиряются с этим, но не мы с Гете».

* «Население Австралии делится на аборигенов и мирное. Специализация Австралии на мировом рынке - кенгуру»

* «Утечьки мозгов по Рассии не заметно. Темболи в наше время их у всех хватает. Даже вот пример у меня сестра учется во втором классе и у ней уже столько ума, и она такая не одна!.. Так что мозг есть. Просто люди ездиют туда-сюда, вот и кажется, что утечьки мозгов в Рассии. Вот мое мнение».



автор