Сергей Симонов: «То, где вы находитесь сейчас — результат ваших решений пять лет назад»
Как открыть IT-компанию с нуля — один из самых популярных запросов в рунете. Однако, статистика говорит, что только 10% стартапов выживут и продолжат работать. Еще меньше компаний будут показывать рост и масштабироваться. На что делать ставку, чтобы стартап «выстрелил»? На что обратить внимание при наборе команды, каким навыкам стоит обучиться руководителю — рассказал Сергей Симонов, российский предприниматель и бизнесмен, создавший уникальный IT-продукт в сфере e-commerce. Wizemart — не просто сайт отзывов, это настоящая рекомендательная система, способная точно подобрать лучшие товары для каждого конкретного пользователя, основываясь на его принципах и предпочтениях, а также — миллионах отзывов со всего мира.
— Сергей, до того, как Вы начали работать в IT, Вас знали, как успешного консультанта в сфере недвижимости. Почему решили кардинально поменять область деятельности?
— Я проработал в сфере консалтинга в недвижимости более 10 лет, а учитывая, что это достаточно консервативная и слабо меняющаяся сфера, мне стало там немного скучно, и я начал искать для себя новый вызов. Сфера IT меня интересовала всегда: я постоянно слежу за новыми технологиями и достижениями в этой сфере. Дополнительным преимуществом данной сферы на тот момент для меня были относительно небольшие издержки на запуск пилотной версии нового проекта.
При этом, несмотря на то, что данная сфера была для меня абсолютно новой, я понимал, что если применить основные базовые принципы менеджмента и постановки задач, то сфера сама по себе уже имеет не такое принципиальное значение. Сейчас я понимаю, что, конечно, это было не совсем так, и знания в конкретной сфере хотя бы на базовых уровнях крайне необходимы для того, чтобы уметь грамотно подбирать специалистов и ставить им задачи. Кроме того, что касается моего перехода из одной сферы в другую: целый год я продолжал работать на старой работе, при этом, часть времени уделял развитию нового проекта. Это позволило мне снизить риски и финансировать новый проект.
— Вы одновременно развивали с нуля собственное дело и реализовывали масштабные проекты в стратегическом консалтинге — даже поучаствовали в таком проекте, как «Большая Москва», в рамках которого столицу увеличили почти в два раза. Это нетривиальная задача. Но если все же выбирать, какое из этих двух направлений сложнее — создание своего дела, или работа в сложившемся бизнесе?
— Каждая из этих задач по-своему сложна. Но развитие собственного бизнеса, на мой взгляд, не может сравниться с работой в корпорации или на кого-то. Когда ты работаешь в компании, у тебя есть четкие инструкции, есть определённая иерархия. Если ты столкнулся со сложной задачей, то всегда можешь обратиться к коллегам или кому-то из руководства, кто может помочь или подсказать выход из ситуации.
А когда работаешь на себя, то и рассчитывать можешь только на себя и членов своей команды. И тут очень многое зависит от того, насколько грамотно и качественно ты подобрал людей. Это оказалось тоже довольно сложной задачей — например, я искал специалистов дольше года.
Поэтому, даже с точки зрения нервного напряжения, собственный бизнес в разы сложнее и энергозатратнее, чем когда ты работаешь просто на кого-то. Но это полностью окупается, когда понимаешь, что своей работой сделал жизнь тысяч людей проще и приятнее.
— Вы упоминали о важности хорошей команды для успешного бизнеса. Расскажите, как вы, как лидер, нашли специалистов, которые помогли реализовать вашу идею и вывести ее в ТОП? Ведь Wizemart — самая большая и популярная база отзывов в рунете. На какие качества или навыки обращаете внимание при найме?
— Я считаю, что успешность того или иного бизнеса действительно на 99% зависит от команды, слаженности её действий и мотивированности, поэтому задача по выбору и созданию команды с самого начала была для меня ключевой. Это оказалось очень непростым делом, и в рамках развития проекта мне пришлось несколько раз полностью сменить команду, пока я не нашел тех людей, которые полностью разделяли мои цели и увлеченность проектом.
По-моему, ключевым качеством любого важного члена команды должно быть его стремление к постоянному развитию и умению искать нестандартные решения даже, казалось бы, невыполнимых задач. Если человек начинает убеждать меня, что ту или иную идею воплотить в жизнь нельзя, то мы вряд ли с ним сработаемся. А вот если даже при постановке сложной задачи он начинает искать нестандартные решения, а потом чётко объяснит, как эту цель будет достигать и какие ресурсы ему для этого понадобятся, то это тот человек, с которым можно горы свернуть.
Но, конечно, во многом работа проекта зависит и от руководителя, от лидера. В Wizemart эту роль, конечно, выполняю я: в ежедневном режиме управляю компанией и командой, развиваю проект, ставлю цели и слежу за их выполнением. Не остаюсь в стороне от будничных задач и сам — тоже разрабатываю алгоритмы, участвую в работе над дизайном.
— Вы сразу понимали, что Wizemart — прорывной проект, или его стремительный взлет и популярность были даже для Вас неожиданностью?
— Когда у меня родилась идея рационализировать процесс покупки и создать сервис, который смог бы помогать выбирать лучшие товары с учётом всего многообразия рынка, ничего подобного на просторах рунета ещё не существовало. И я прекрасно понимал перспективность данного направления.
Также, я поделился этой концепцией с несколькими своими хорошими знакомыми, которые работали в IT. Они назвали мою идею революционной, что дополнительно убедило меня в её перспективности. Так что все, что Вы видите сейчас — результат планомерного труда, никак не случайность.
— Исходя из вашего опыта, должен ли руководитель досконально разбираться в той сфере, в которой работает его компания?
Учитывая, что я начал свой IT-проект, когда сам слабо понимал эту сферу, то могу достаточно однозначно и точно ответить на этот вопрос: руководитель непременно должен разбираться в сфере, в которой работает его компания. Это нужно для того, чтобы уметь грамотно подобрать команду и эффективно работать с ней, правильно ставить задачи, понимать их сложность и, исходя из этого, определять сроки выполнения. Если же руководитель сам чего-то не понимает, то у него обязательно должен быть человек, который разбирается в этой сфере и которому руководитель доверяет. В таком случае, именно он будет отвечать за техническую реализацию проекта, в то время как руководитель сможет сосредоточиться на выстраивании и организации процессов и обеспечения лучших условий для своей команды. Если же такого человека нет, то без знания сферы работать будет очень тяжело. Я убедился в этом на своём опыте — когда только начинал работу в IT. Сейчас, со своим нынешним опытом и знаниями, я мог бы многое сделать лучше и эффективнее.
— Даже несмотря на эти трудности, вам удалось развить проект до такого уровня, когда количество посетителей сайта Wizemart измеряется сотнями тысяч человек в месяц. Поделитесь: как ставить цели так, чтобы их достигать?
— Любую сложную цель необходимо всегда разбивать на относительно мелкие, быстро достижимые цели. И разделять их на краткосрочные и долгосрочные. Соблюдать этот баланс простых и глобальных целей очень важно. В противном случае, если цель трудновыполнима, то в какой-то момент можно попросту потерять мотивацию и так её и не достичь. Если же цель наоборот, слишком простая, то ее достижение не принесет вам никакого удовольствия.
Например, цель, которая сейчас стоит передо мной, — увеличить посещаемость до 1 млн человек в месяц. Да, она достаточно масштабна, но я вижу шаги, которые помогут к ней прийти, и в соответствии с ними определяю путь всей команды. В первую очередь я планирую внедрить в наши алгоритмы искусственный интеллект, чтобы облегчить пользователям выбор и работу с сервисом. Ещё я уверен, что интернет-проекты нужно постоянно совершенствовать и улучшать, иначе они потеряют интерес пользователей и своё место на рынке. Это тоже всегда находится в зоне моего внимания. Я никогда не пускаю развитие проекта на самотёк, а всегда ищу способы и варианты сделать его лучше, понятнее и удобнее, а затем воплощаю их в жизнь.
В целом, я считаю, что то, где вы и ваш бизнес находитесь в данный момент, это результат ваших решений и целей, которые вы ставили себе пять лет назад. Если вы хотите достигнуть каких-то глобальных целей через пять лет, то эти задачи нужно начинать выполнять уже сейчас.
— Ваш опыт вдохновляет многих предпринимателей в индустрии, например, после широкого распространения вашего проекта, систему рейтинга товаров внедрил у себя такой гигант, как Яндекс. Маркет. Как вы к этому относитесь?
— Да, действительно, было даже несколько попыток полностью скопировать проект другими компаниями, которые нам удалось пресечь. Сейчас на просторах рунета существуют и другие проекты, пытающиеся перенять нашу идею, но у них в разы слабее функционал и меньше масштаб, поэтому мы не считаем их конкурентами.
Что же касается Яндекс. Маркета, хочется отметить, что с ними мне удалось заключить соглашение, благодаря которому наши сайты связаны. Если человек заинтересовался каким-либо товаром и изучает его на Wizemart, то прямо с открытой страницы он может перейти в окошко товара уже на маркетплейсе и сразу же его приобрести.
— Работа над проектом всегда приводит к работе над именем и личным брендом. В декабре вы, как эксперт, выступили в жюри ежегодной Премии Рунета, где оценивали свыше 1000 проектов как начинающих, так и уже состоявшихся предпринимателей в сфере IT. Как оцениваете их уровень, и было ли это судейство новым этапом в вашей профессиональной деятельности?
— Разумеется, это была очень ответственная задача. На Премии я увидел немало достойных работ, с которыми было очень приятно иметь дело, как эксперту. Уверен, что это только начало и в ближайшем будущем сфера онлайн-проектов продолжит расти, особенно благодаря прочно вошедшему в наши жизни искусственному интеллекту. Что касается лично меня, то хочу отметить, что в Экспертном совете места занимают только ключевые деятели отрасли, чьи проекты имеют действительно национальный масштаб. Доверие со стороны организаторов, которые пригласили меня на эту роль, ещё раз доказало мне, что я на верном пути.
— Как успешный бизнесмен и руководитель, а в прошлом — человек, построивший шикарную карьеру в качестве сотрудника крупной компании, расскажите: как сделать так, чтобы тебя заметили?
— Главный навык, чтобы быть успешным на корпоративном поприще, это умение работать с людьми: находить общий язык с коллегами, клиентами, начальством и командой, понимать их цели и их мотивацию. Если же говорить о ключевом качестве руководителя, то я считаю, что качественный руководитель должен в первую очередь уметь понимать свою команду и создавать для нее те условия, в которых она максимально может раскрыть свой потенциал. При этом, конечно же, нельзя забывать про такие очевидные и банальные цели, как качественное выполнение своей работы, довольные клиенты и выполнение поставленных финансовых целей.
— А что вы можете посоветовать тем, кто хотел бы реализоваться как бизнесмен и запустить свой собственный проект?
— Собственный бизнес от корпоративной карьеры отличается принципиально другим уровнем риска и нервным напряжением. Именно поэтому собственный бизнес — дело далеко не для всех. В собственном бизнесе ты сам по себе и словно идёшь по минному полю без карты и страховки. Поэтому, тут важно уметь взвешивать риски и постоянно проверять различные гипотезы, так как никто, кроме тебя, не сможет тебе подсказать, какое решение для твоего бизнеса сможет сработать лучше всего. Нужно постоянно пробовать что-то новое и расширять границы, при этом взвешивая риски и оценивая те ресурсы, которые ты можешь потратить на проверку своих гипотез. И действовать наверняка только после того, как твои гипотезы подтвердятся.
Ещё одно качество, которое должно быть присуще бизнесмену, это упорство и умение преодолевать препятствия. С большой долей вероятности с первого раза не получится всё так, как вы хотели — но успешный бизнесмен от неуспешного отличается в том числе и тем, что не остановится после первой неудачи, а извлечёт из этого уроки и сделает всё по-новому, а неуспешный просто сдастся и вернётся в корпоративный мир.