Рождение республики: Северная Корея сидит на несметных богатствах, но не может их достать

75 лет назад было объявлено о создании Корейской Народно-Демократической Республики. Государства, которое станет изгоем, целью издевательских насмешек и огульных обвинений. Ощущая враждебность мира, Северная Корея плотно закрылась ото всех, что породило массу мифов о ней. Развенчивать их непросто, но мы все же попробуем.

Северная Корея живет под санкциями практически со времени основания в 1948-м. Уже через два года США ввели экономическое эмбарго, и с тех пор одни санкции смягчают, другие накладывают, но суть остается: страна в осаде. Поэтому странно сравнивать уровень жизни в ней и подконтрольной Штатам Южной Корее, в которую влили кучу денег.

Представьте: плодородные земли остались на юге полуострова. Нефти и газа нет. Поддержка «большого брата» с развалом СССР отвалилась. Есть только по-восточному стойкие трудолюбивые люди, сплоченность которых еще и идеологией подкрепляется. Ну а что в этом плохого? Одни, скажем, живут по законам шариата, другие - согласно идеям чучхе.

Тем не менее у пиндосов постоянно подгорает: Южная Корея все делает по указке, а эти ерепенятся! Проверенные годами методы не действуют: ни санкции, ни статус государства-террориста (хотя КНДР ни на кого не нападает), ни эмбарго. Войска под надуманным предлогом не введешь - у северян ядерная бомба, мало ли! Только непонятно, чего пристали-то - нефти на севере нет!

Дыра размером с Китай

На любые наложенные санкции находится дыра для их обхода. В 2020-м объем внешней торговли в Северной Корее оценивался в $770 млн, в 2021-м из-за ковида упал до $713 млн. Основной покупатель - Китай, за ним, как ни странно, Южная Корея, и на третьем месте Россия. Торгуют северокорейцы также со странами Евросоюза (на 1 млн евро в год), Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки, СНГ. Что поставляют:

Валюту в страну привозят также гастарбайтеры, работающие в Китае и на нашем Дальнем Востоке. Основная сфера их деятельности - строительство и ремонт. Приятель из Приморья рассказывал: наняли одного обои поклеить да плитку положить. Тихий, спокойный, сделал все очень аккуратно. Потом еды попросил, хотя заранее не оговаривалось, что его надо кормить.

Ввозят в страну нефть, металлы, удобрения, зерно, хотя многое из необходимого северокорейцам находится под запретом. Ну ничего - Южная Корея отправляет товары через Китай, и по документам они считаются китайскими. Да и на контрабанду с обеих сторон корейской границы прикрывают глаза.

Регулировщицы в столице - местная достопримечательность. Выбирают самых красивых по всей стране, не старше 29 лет 

Суровые годы уходят

1990-е оказались для Северной Кореи гораздо большим ударом, чем для республик СССР. Тогда действительно были нищета и голод. С учетом санкций выбираться со дна им пришлось дольше, чем нам. Но теперь все более-менее наладилось. Даже частный бизнес появился - люди открыли магазины, кафе, ходят в море за рыбой и морепродуктами, занимаются сельским хозяйством, шьют одежду.

А вот «зеленая» энергетика для Северной Кореи - не модная повестка, а необходимость. Из-за отсутствия нефти и газа приходится экономить электроэнергию и обращаться к возобновляемым источникам. Солнечные панели на крышах или даже балконах домов тут везде. Используются геотермальные источники, энергия ветра, строятся ГЭС.

Две морали

С каждой стороны объединение страны видят по-своему. На юге, чувствующем поддержку Штатов, уверены: север должен им подчиниться и жить их жизнью. Назначают губернаторов пяти северных провинций, чтобы как только, так сразу начать руководить.

В Пхеньяне другой сценарий: создание наднационального органа власти, который станет управлять обеими частями, сохранив специфику каждого из них. И одно из главных требований севера - вывод американских частей с полуострова.

Расстрел через повешение

Любимая тема мировых СМИ: казнь чиновников, музыкантов или спортсменов путем повешения или расстрела из пулемета. На севере даже не опровергают фейки. Просто упомянутые в них люди невзначай потом засвечиваются в официальной хронике.

Или вот еще устойчивый миф о гигантском наркотрафике через Северную Корею. Тут дело такое: в 1980 - 1990-х КНДР заключила несколько сделок с неким веществом, которое у них считалось энергетиком и продавалось свободно, но в большинстве стран признано наркотиком. Этого факта западным журналюгам хватило, чтобы раздуть громадного слона.


Только факты

Сценки из бытовой жизни северокорейцев - все, как у всех 

Секс в Северной Корее есть!

Когда дальневосточные друзья, заплатившие за пятидневную путевку кучу денег (хватило бы на пару недель в Таиланде), отправились в Северную Корею, я с трудом скрывал свою зависть.

- Ощущаешь себя первооткрывателем, - делились потом ребята. - Информации же почти нет, ну или ты ей не очень доверяешь. Поэтому смотришь на все, раскрывая глаза пошире, как будто так через них больше деталей влезет.

Летели Ваня с Ирой из Владивостока на стареньком Ту-154. По прилете их передали под зоркий надзор переводчика. Забрали паспорта (вернули за два дня до вылета), тщательно осмотрели багаж и попросили задекларировать смартфоны и книги (это были подарки для гидов). В страну запрещен ввоз иностранных изданий, пропагандистской литературы и порнографии.

- Первое, что бросилось в глаза: ухоженный просторный город. И люди - обычные, спешащие по своим делам, гуляющие, играющие в настольный теннис в парках. Не запуганные и не шагающие строем. Забавно, что ни одного человека в джинсах мы ни разу не встретили.

Но пообщаться с местными, побывать у них дома, сходить в любое кафе, чтобы понять, как живут люди, невозможно. От утвержденной программы фиг отступишь. Следят, что и как фотографируешь: не дай бог изображение кого-то из руководителей обрезанным или кривым получилось! Очень вежливо, но весьма настойчиво попросят удалить. Культ всех Кимов действительно грандиозный. Но такое впечатление, будто искренний, непоказной (а кому им показывать-то?).

В магазин заглядывали: продукты, алкоголь, много импортных товаров, детские игрушки китайские. Сфотографировать полки не дали, хотя ничего такого. Не пустые, как у нас в 1990-е.

Мобильниками люди пользуются, но наши телефоны не работали. Интернет только для местных, дозированно и под присмотром. На фоне этого и отсутствия доступа к зарубежным СМИ и телеканалам у корейцев в головах иная картина мира, но не так чтобы перевернутая с ног на голову.

Машин мало, дороги пустые и раздолбанные. Ездят на авто китайских марок, но встречали и стареньких «европеек». Глубинку видели из окна, когда ехали к 38-й параллели, на демаркационную линию. Нищеты и разорения не заметили. Люди на полях с рисом и кукурузой, развешанные снасти на суденышках, соляные выработки. Пионеры «на картошке», то есть на рисовых плантациях. Кстати, о детях. В Пхеньяне водили во Дворец пионеров - прекрасно оснащенный. Понятно, что нам показывали только лучшее. Но когда просто едешь по улицам, видно, что в целом нормально люди живут, а не как в Тбилиси:  фасад выкрашен, со двора зайдешь - куски отваливаются.

И самое шокирующее: люди, которых весь мир считает зашоренными, порой шутят так, что мы засмущались. Скажем, в пещерах предлагали поискать образования, похожие формой на женские и мужские половые органы, смачно подшучивая по поводу размера последних. А Ване везде советовали съесть что-нибудь с женьшенем, подмигивая и обещая грандиозные постельные подвиги.

Нам, конечно, удалось пообщаться с немногими, и это были специальные люди, приставленные к иностранцам. Но создалось четкое ощущение: они мечтают о единой стране. Однако пока юг пляшет под американскую дудку, этому не бывать: пиндосов на севере ненавидят. При этом они не воинственные. Их огромная армия и ракеты - это защита, они четко понимают, что без этого их давно сожрали бы.


Лента времени