Обмен опытом среди предпринимателей: реальная перспектива или недопустимая потеря конкретных преимуществ? Эксперт и предприниматель Кермен Наминова о развитии бизнеса
— Вы обладаете большим опытом ведения бизнеса и являетесь владельцем сразу трех успешных бизнесов: сеть «Суши Маркет», строительно-ремонтная компании ILOTUS недвижимость и швейный цех под брендом ILOTUS текстиль. Расскажите о них подробнее.
— Да, сегодня я занимаюсь несколькими интересующими меня направлениями в бизнесе. Для сети «Суши Маркет» мы реализуем блюда восточной кухни, ориентируемся на семейный досуг и предлагаем некоторые европейские варианты блюд, адаптированные под восточную тематику. Концепция быстрого и вкусного питания с доставкой — долгосрочный тренд. Приоритетом для Суши Маркет служит качество реализуемых продуктов и соблюдение санитарных норм безопасности.
Относительно ремонтно-строительной компании ILOTUS могу сказать следующее: бизнес с недвижимостью — это моя страсть, в нем я максимально полно проявляю свои профессиональные и творческие порывы, поскольку занимаюсь выбором объектов недвижимости, финансовым планированием, просчетом доходности, разработкой концепции объектов, подбором технологичных и современных материалов, дизайном интерьера, составлением смет и проектов, постановкой и распределением задач между строительными бригадами.
Один из видов деятельности ILOTUS недвижимость — флиппинг. «Флиппинг — это инвестирование и владение недвижимостью в краткосрочный период времени с целью дальнейшей перепродажи и извлечения прибыли. В этом виде деятельности есть строгий тайминг не более 4 месяцев от покупки до продажи, от этого зависит прибыльность проекта. За 10 лет флиппинга я получила огромный опыт в работе с недвижимостью. Главный мой принцип — использовать в работе только современные и качественные материалы, создавать в жилых помещениях домашнюю уютную атмосферу. Когда покупатель попадает в прихожую, мы выдает ему домашние тапочки, а не бахилы. Простое действие сразу позволяет расположить клиента.
Но самым крупным и наиболее значимым в плане личных достижений бизнесом для меня является собственный швейный цех, развивающийся под брендом ILOTUS текстиль — руководя швейным цехом и производством, я поняла, насколько мне нравится мое дело. Считаю, что главное — это получать чувство удовлетворенности от того, чем ты занимаешься.
— Кермен, вы вывели свой бренд на международным уровень: продукция ILOTUS текстиль продается в странах СНГ и в России. Как вам кажется, за счет чего вам удалось добиться успеха?
— Растущие темпы урбанизации и повышение качества жизни обусловливают растущий спрос на домашний текстиль, такой как постельное белье, простыни, полотенца, одеяла, покрывала, а также портьера и тюль. Растущий рынок недвижимости и повышение уровня жизни привели к увеличению расходов на отделку дома и интерьер. Текстильные изделия для дома становятся все более популярными, растет их роль в дизайне жилища. Но вспышка COVID-19 негативно повлияла на российскую текстильную промышленность, цепочка поставок была нарушена из-за снижения спроса и производства, а также негативно повлияла на транспортную связность.
Мне удалось с помощью активного поиска и замены поставщиков сырья, быстрого расширения и перестройки производства, антикризисного планирования и расширения каналов сбыта продукции, снижение себестоимости без потери качества, добиться безубыточности и роста оборота предприятия.
Электронная коммерция — один из самых быстрорастущих сегментов розничного рынка в России. Интернет-магазины приобретают все большее значение, хотя их популярность значительно различается в зависимости от региона страны.
ILOTUS текстиль удалось вывести на международный уровень, воспользовавшись доступными инструментами электронной коммерции маркетплейсов. Сегодня продукция ILOTUS текстиль доступна на площадках интернет — магазинов, в том числе для покупателей из стран СНГ, и я не буду на этом останавливаться. Впереди ждут другие, не менее перспективные рынки.
— Кермен, вы уникальный предприниматель, так как вам удалось успешно развить бизнес в совершенно разных сферах. В чем, по вашему мнению, заключается формула успеха предпринимателя?
— На мой взгляд, идеальной формулы нет. Все это стечение обстоятельств, личные побуждения, амбиции, где-то удача, но и несомненно долгий и упорный труд, приправленный наличием специальных знаний в своей сфере. Будучи одновременно юристом и экспертом по развитию бизнеса, я несколько иначе смотрю на возможности. Хороший опыт я получила при членстве в Московской Ассоциации предпринимателей, куда меня пригласили коллеги по цеху, и при участии в конкурсных мероприятиях, в качестве члена жюри. Когда ты оказываешь консалтинговые услуги, можешь профессионально оценивать чьи-то действия со стороны, ты развиваешь не только кого-то, но и развиваешься сам, ведь на выходе получается взаимовыгодное партнерство.
— Вы упомянули о старейшей и престижной Московской Ассоциации предпринимателей. В 2019 году вы принимали участие в организации и работе общественной приемной МАП. Существуют определенные требования для вступления в данную ассоциацию. Вас пригласили за заслуги и достижения, коллеги по цеху и руководители этой структуры. Расскажите поподробнее о вашем вступлении в организацию столь высокого уровня.
— На самом деле, предпринимательские союзы — это очень хорошая инициатива, которая позволяет продвигать талантливых людей, генерировать и обмениваться идеями, познакомиться с такими же талантливыми представителями и совместно объединиться для собственных целей. Вступить в ассоциацию по личной инициативе или по приглашению, можно на выборочной основе.
Московская Ассоциация предпринимателей является одной из престижнейших организаций в Москве, которая оказывает консультационную помощь представителям бизнеса. Если у вас есть какие-то трудности, я просто рекомендую обратиться за помощью, как минимум вы ничего не потеряете, а как максимум, сможете выйти из кризисной ситуации.
Так в феврале 2019 г. я принимала участие в организации и работе общественной приемной МАП, оказывающая содействие в приеме и обработке обращений и жалоб предпринимателей в аппарат Уполномоченного по правам предпринимателей города Москвы, а также Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, созданный по инициативе Мэра Москвы Собянина С. С. при Департаменте науки, промышленной политике и предпринимательства г. Москвы.
В приемной я и мои коллеги заочно (по телефону, по переписке, через онлайн каналы интернет конференц связи) проводили консультации представителей бизнеса и разъяснения по вопросам получения поддержки и взаимодействия с ассоциацией, по вопросам организации мероприятий и участия в образовательных семинарах (очно и удаленно), а также по вопросам, касающихся дополнительного образования управленческих кадров компаний, управленческому консалтингу, эффективному маркетингу и увеличению продаж. Данная работа была оценена членами МАП и предпринимателями, обратившимися в Общественную приемную МАП, как высококвалифицированная и общественно полезная. Много положительных отзывов о работе было получено в результате звонков предпринимателей. За мою помощь и работу в Общественной приемной МАП, руководителем приемной Корниловым А. Н. наградил благодарственной грамотой.
В Московской Ассоциации предпринимателей реализуются и другие функции — это старейшая организация со своей историей, которая проводит ежегодные конкурсы, фестивали, выставки, конференции, в каком-то смысле развивает бизнес-науку, двигает предпринимательство вперед.
— Как предприниматель может делиться советами, и сохранять собственную конкурентоспособность?
— Этот вопрос очень интересен — многие предприниматели поэтому и обходят стороной союзы и объединения, потому что боятся раскрытия коммерческой тайны. Но этого и не требуется, никто не просит вас рассказывать о своем бизнесе и его финансовой модели — вы оказываете поддержку другим предпринимателям, делитесь опытом, вдохновляетесь и вдохновляете окружающих людей. Поэтому потерять конкурентоспособность попросту не выйдет.
— Кермен, вы участвовали в качестве члена жюри на федеральных конкурсах «Лидер промышленности», «Лидер высоких технологий». Состав жюри этих конкурсов формируется из экспертов национального уровня в различных областях ведения бизнеса, а также представителей общественных объединений и инфраструктур поддержки предпринимателей. Расскажите, как стать членом жюри, что для этого требуется?
— «Лидер промышленности» — ежегодное событие федерального масштаба, на котором определяются и награждаются экономически успешные и социально-значимые проекты российского бизнеса, а в ходе экспертных дискуссий деловых программ конференций, круглых столов и форумов поднимаются и обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся развития малых и средних промышленных предприятий РФ.
Конкурс проводится с целью привлечения инвестиций на рынок производителей высоких и наукоемких технологий, выявления и продвижения наиболее эффективных инвестиционных идей и проектов, содействия повышению авторитета российской научной школы, развития научно-технических контактов, поощрения наиболее талантливых разработчиков высокотехнологичного оборудования и производства товаров, предоставление инвесторам информации о наиболее перспективных проектах, особенно в контексте масштабирования успешного бизнеса.
Чтобы стать членом жюри, нужно быть востребованным специалистом, и обладать необходимыми знаниями, навыками и опытом. Участники комиссии имеют положительные оценки как высококлассные специалисты в сферах управления бизнесом, консультирования предпринимателей по вопросам открытия бизнеса с "0", имеют авторские методики по многим аспектам ведения и развития предпринимательской деятельности, научные труды, располагают многочисленными публикациями в авторских журналах, и интервью в СМИ.
Как член жюри я принимала участие в анализе и оценке конкурсных материалов участников Конкурса, в определение и утверждение списка участников очного этапа, общем перечне голосования, определение победителей Конкурса в утвержденных номинациях.
Членство в жюри при наличии возможности, на мой взгляд, не менее значимая перспектива, которая разворачивается перед современным предпринимателем. Это помогает как минимум прочувствовать командный дух, пообщаться с не менее опытными представителями бизнеса, а как максимум, освежить собственные идеи, познакомиться с чем-то новым. В конкурсах участвуют профессионалы своего дела, которые хотят получить толчок для будущего развития или просто посоревноваться с другими деятелями.
Аналогичного мнения касаемо участия я придерживаюсь и при работе в направлении науки — научные сотрудники имеют множество перспективных идей, которые могут быть запущены или проработаны. В связи с этим я принимаю участие в рецензировании научных статей в Евразийском юридическом журнале.
— Расскажите подробнее о вашем членстве в качестве рецензента в Евразийском юридическом журнале. Правда, что чтобы стать рецензентом, нужно быть специалистом в исследуемой области?
— Да, вы правы. Чтобы стать рецензентом, желательно наличие ученой степени и звания — это необходимо для вынесения конечного «вердикта» по работам. Но на самом деле, можно стать внешним рецензентом в достаточно успешных журналах, чем сегодня я и занимаюсь — меня пригласил в состав рецензентов главный редактор, который хотел бы еще лучше оценивать практическую часть публикуемых работ. Для этого им и понадобилась я, эксперт в области развития бизнеса, и при этом человек с престижным юридическим образованием.
Евразийский юридический журнал позволяет мне не теряться в юридических и экономических науках, поскольку мое сердце еще со студенчества принадлежит им. Всегда важно всесторонне развиваться, поддерживать свою востребованность. Общение с редколлегией журнала дает мне стимул для поддержания своих знаний. Да и вообще, я считаю, что предпринимателям важно развиваться всесторонне, и для этого участвовать во всевозможных мероприятиях.
— Что может дать предпринимателям подобный опыт?
На мой взгляд, это позволяет сохранять экспертность в своем деле и при этом развиваться в смежных направлениях, обеспечивает общение с разносторонними людьми, дает опыт и позволяет делиться советами. Для меня это исключительно личный интерес, за которым скрываются возможности личностного роста, помощи окружающим людям.