Искусство принадлежит народу: внуки советских поэтов запретили использовать их песни в России

Искусство принадлежит народу: внуки советских поэтов запретили использовать их песни в России
Кинооператор Роман Кармен (слева), поэт Евгений Долматовский (в центре) и фотограф Евгений Халдей (справа) у Бранденбургских ворот, Берлин, Германия, май 1945 года
27 мая 1973 года СССР присоединился ко Всемирной конвенции об охране авторских прав. Это не значит, что до того тиражирование произведений было бесконтрольным: в царской России закон приняли в 1911-м, в советской - в 1925-м.

50 лет назад поменялись требования к переводам - они стали возможны только с согласия автора или обладателя прав. До этого переводили кого хотели и сколько хотели. Так же поступали в Российской империи: иностранных авторов тогда читали больше, чем своих. Если всем иностранцам еще и процент отчислять - разорились бы.

После начала СВО западные фотобанки отрубили нам доступ, хотя он был оплачен на год вперед. Деньги, конечно, не вернули. Вот вам и цивилизованный мир с его «справедливыми» законами. Правильно рассуждали предки: зачем нам эти конвенции, если нас в любой момент могут послать? Надо выходить из договоров и пользоваться всем по своему усмотрению.

К слову, срок защиты авторских прав в советское время не превышал 25 лет. В 1993-м его расширили до 50 лет. В 2004-м - до 70 (74, если автор был фронтовиком), будто специально для наследников великих советских писателей, поэтов, музыкантов, художников. И что получили?

Живущая в Лондоне внучка поэта Евгения Долматовского Татьяна запретила использовать песню «Дорога на Берлин» в музыкальном проекте, посвященном Дню Победы. Ведь, по ее мнению, Россия - агрессор.

- С удовольствием отказала россиянам в праве исполнять патриотическую военную песню деда, - гордится дамочка, неплохо зарабатывавшая в так ей ненавистной России. Татьяна - художник по костюмам, работала в массе кинопроектов. На днях вышел в свет сериал «Балет», где она была креативным продюсером. Муж Долматовской - ресторатор Алексей Зимин перечисляет хохлонацистам по десять процентов от суммы каждого заказа в своих лондонских заведениях. Что не мешает получать доход с российских, где у него остались доли.

Та же участь постигла песни «Когда мы были на войне» Давида Самойлова и «Давай закурим», написанная Модестом Табачниковым на стихи Ильи Френкеля. Отказывали наследники в использовании фотографий и других материалов. Деды уничтожали нацистскую гидру, а их любимые внуки поддерживают фашистов, получая при этом деньги за исполнение советских патриотических произведений да еще распоряжаясь: кому можно, кому нет. Какого черта? Бедные фронтовики, поди, в гробах извертелись. Все созданное в советское время пора национализировать. Тем более что эти песни и стихи давно стали народными.



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов