Российских моряков бросили в греческой тюрьме

Семьи осуждённых на шесть лет соотечественников не могут добиться справедливости

Старпом КРИВОЛАП не ожидал...

Семьи осужденных на шесть лет соотечественников не могут добиться справедливости

Около двух лет находятся в греческой тюрьме россияне Валерий ПОГОЖЕВ и Александр КРИВОЛАП, осужденные по сфабрикованному делу о контрабанде. В отличие от нашумевшей истории «оружейного барона» Виктора БУТА, отбывающего наказание в США, о моряках, вина которых вообще не доказана, никто не вспоминает. Их просьбы о скорейшем рассмотрении апелляционной жалобы «повисли в воздухе»: ближайшее заседание состоится не раньше февраля 2013 года. Родные, оставшиеся без кормильцев, умоляют российские власти вмешаться, но надежды на освобождение практически нет: доказательства невиновности моряков из уголовного дела испарились.

В 2010 году шестеро россиян нанялись через новороссийское крюинговое агентство ООО «Корвет» на судно «Примадонна», плавающее под флагом Танзании. Рейс предстоял обычный: забрать груз в турецком порту Мерсин и доставить его в Черногорию. В присутствии пограничников и таможенников товар был осмотрен, оформлен соответствующими документами и опечатан. Имен отправителя и заказчика груза моряки не знали. Единственное, что было известно, «Примадонна» принадлежала греческой компании «Mid-Atlantic Shipping»: как выяснилось впоследствии, даже не имеющей юридического адреса, а лишь почтовый ящик где-то на Маршалловых островах.

...что оформленный по всем правилам груз доведёт его до тюрьмы

Через несколько дней плавания начали происходить странные вещи. Экипаж получил распоряжение перенаправиться в Одессу. А когда судно оказалось в нейтральных водах вблизи греческого острова Родос, к нему подошел корабль НАТО, затребовавший полную информацию о маршруте, грузе и национальности экипажа. Вскоре появился катер национальной береговой охраны - с приказом следовать за ним. Оказавшись в территориальных водах Греции, моряки совершили первое «преступление» из их будущего уголовного дела: «незаконное пересечение границы». Вопреки постановлениям Международной морской организации на судно высадились автоматчики, устроившие обыск. Груз, оказавшийся 2016 коробками с сигаретами греческой марки «BF», объявили контрабандой. На берегу «Примадонну» встречали ликующие журналисты: как оказалось, в стране проходила шумная пиар-акция «Неделя без сигарет». Представителей Российского посольства при задержании моряков не оказалось.

Пока чиновники отписываются, что всё под контролем, моряки продолжают сидеть

Пока шло следствие, экипаж разместили в тюрьмах городов Лариса, Амфисса и Афины. В камерах, где содержалось до 50 человек, спали по очереди - на койку приходилось по три арестанта. Сотрудник консульства России в Греции появился лишь через месяц, и то после того, как родные моряков обратились с просьбой о помощи в МИД. Нанятый судовладельцем адвокат обещал решить проблему, но, как оказалось, «вытаскивал» только хозяина корабля - грека, имя которого на суде даже не прозвучало. Россиянам, отпущенным под залог, законник предложил по две тысячи евро каждому на побег из страны. Четверо на это решились, а оставшиеся - капитан Валерий Погожев и старпом Александр Криволап - предстали перед судом и были осуждены на шесть лет тюрьмы за контрабанду в особо крупном размере. По оценке греческих таможенных органов, сумма нанесенного ущерба в виде неуплаченных сборов составила 2 811 323 евро. Невиновность российских моряков можно было бы легко доказать - например, с помощью карт с маршрутом следования, доказывающих, что «Примадонну» задержали в 24,14 км от территориальных вод Греции. Вот только документы из уголовного дела исчезли. Можно было сделать запрос отправителю груза, но этим никто не стал заниматься. Представители российского МИДа в ответ на слезные просьбы семей осужденных отделываются отписками, что ситуация под контролем. А невиновные продолжают сидеть. На днях должно было состояться заседание по рассмотрению апелляционной жалобы моряков, но слушание перенесли на февраль 2013 года.

Семья Александра КРИВОЛАПА обращалась во все инстанции с просьбой помочь освободить моряков

Я позвонила жене Валерия Пригожева - Наталье в Новороссийск, чтобы узнать последние новости. - Отец Александра Криволапа перенес микроинсульт. Я сама кручусь на трех работах. А помогать мне некому. Бабушки-дедушки умерли друг за другом: сначала родители мужа, потом мои. Валера даже проститься не смог. Дочери Диане скоро будет десять лет. Папа ее только в первый класс отвел, и больше она его не видела. Скучает страшно.- Вам удается общаться с мужем?- Я отсылаю ему деньги, он покупает телефонные карточки и звонит по возможности. Письмо от него где-то месяц шло. - В отчетах МИДа пишут, что заключенные жалоб не имеют. Это так? Условия содержания приемлемые?- У них там клопы и блохи в камере. Проблема с лекарствами: муж заболел, а у них одно средство от всех болячек - парацетамол. Жаль, что запрещают посылки: у моряков нет теплой одежды, так мы зимой просили посольство передать им по спортивному костюму.

«Примадонну» задержали в нейтральных водах, но документы об этом испарились из уголовного дела

Когда их захватывали, греки делали, что хотели. Вскрыли запечатанный трюм, сигареты по каютам побросали, будто это контрабанда спрятанная. Документы у моряков были - они же в Турции через таможку проходили! Все законно. Тем более мой муж - не новичок, с 18 лет во флоте, а сейчас ему 48. Он все законы знает. Человек образованный, умный. - Они знали, что за груз везут?- Конечно. Это не контрабанда - отвезти сигареты из Турции в Черногорию. Наш адвокат запрос делал, где брали, куда везут. А когда в ноябре 2011 года состоялся суд, доказательства почему-то пропали из документации. Мы уже потом поняли, что это подстава, все было запланировано. Там у них какая-то неделя борьбы против курения проходила. Грекам сказали поймать - вот вам и пожалуйста.- Четыре моряка сбежали. Может, и вашему мужу следовало так поступить?- Он не захотел, потому что ни в чем не виноват. И что потом делать? Он же в рейс за границу больше не выйдет! Остается надеяться, что в следующем году будет суд и их все-таки освободят.