Погибший уличный художник ZOOM не любил, когда его называли «московским Бэнкси»
Работники ЖКХ, вооруженные ведрами и валиками, немедленно выезжали на место, где появлялся очередной шедевр.
- Такое ощущение, что они все подписаны на мой запрещенограм и охотятся за мной, - смеялся ZOOM.
Казалось, его фантазия безгранична. Он составлял Мону Лизу из жвачки. Нарисовал Хичкока птичьим пометом на бампере. Сделал Венеру из объявлений «куплю-продам» на остановке. А однажды купил много тюбиков советской помады разных оттенков и изобразил портрет Людмилы Гурченко. Разъяренные коммунальщики закрасили Люсю белой краской, но жирная помада просочилась, и образ проявился вновь.
- Чудо! - резюмировали зрители.
Каждая его работа, просуществовавшая ничтожно мало времени, обретала известность. Изображения мгновенно расходились по соцсетям. В народе художника окрестили «московским Бэнкси», но веселый хулиган не соглашался с этим титулом. Признавал, что да, Москву любит, но художником себя не считает:
- Я просто деятель поп-культуры, уличный дизайнер.
Как и многие представители стрит-арта, ZOOM не пользовался реальным именем. Кто он, откуда, как зовут - никто не знал. Поговаривали, что рисунки на стенах Москвы оставляет важная птица, высокопоставленный человек с хорошей должностью в банке и соответствующим окладом. Что живет этот замечательный человек в элитном центре - на Якиманке, что ему уже под 50 и иногда его можно видеть там катающимся на велосипеде.
Первый рисунок ZOOMa появился в 2016-м. Это была сцена из «Криминального чтива», где герои Тарантино изображены с палками для селфи. В дальнейшем фишкой художника стало умелое сочетание граффити с элементами городской среды.
- Мой стрит-арт особенный, он без вандализма, - отмечал он.
В зрелом творчестве (если так можно сказать о человеке, работавшем всего семь лет) он стал часто обращаться к образам советских актеров. Так появился Ипполит в ванной, причем в качестве лейки душа была использована камера наружного наблюдения. Василий Шукшин возле березки, под которую художник раскрасил водосточную трубу, Юрий Богатырев на территории ликеро-водочного завода «Кристалл». Но самый известный образ - Олег Янковский со свечой в первом Щипковском переулке. Художник запечатлел сцену из фильма Тарковского «Ностальгия», но свечу поставил настоящую, спрятав ее в нише кирпичной стены. Так ему удалось создать живую метафору памяти. Люди приходят и ставят новые свечки.
Теперь свеча горит и в память о самом ZOOMе.
Он не раскрывал обстоятельств, при которых стал художником, но было очевидно, что к творчеству пришел не от хорошей жизни. Признавался:
- Было ощущение, что я шел в темноте, держась за тоненькую ниточку и не зная, куда она выведет.
Поначалу ему казалось, что «ниточка» превратилась в толстый канат. Но в последних интервью художника все чаще звучали нотки разочарования. Однажды, когда журналист спросил его о Москве - ответил:
- Было бы нечестно сказать, что я хотел бы здесь встретить свою старость. До нее надо еще дожить.
Он переехал в Петербург. Там его работы стали мрачнее мрачного. Показательна «Ядерная репка», запечатлевшая скелетов, тянущих друг за другом ядерный гриб. Потом трафарет продали на аукционе. Там же говорили, что в последнее время художник жил в депрессии и с ощущением надвигающейся беды.
Друзья предпочитают не делится обстоятельствами смерти, однако, по просочившимся данным, ZOOM ушел из жизни добровольно 24 мая.
В отсутствие портретов ZOOMа фанаты постят в соцсетях одно из последних его граффити: изображение оторванной камеры видеонаблюдения с подписью «Устал на это смотреть».